Влияние корпоративной культуры на повышение эффективности деятельности предприятия (организации) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №50 (236) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 17.12.2018

Статья просмотрена: 570 раз

Библиографическое описание:

Коломина, А. В. Влияние корпоративной культуры на повышение эффективности деятельности предприятия (организации) / А. В. Коломина, Е. М. Перфильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 144-146. — URL: https://moluch.ru/archive/236/54964/ (дата обращения: 17.10.2024).



Ключевые слова: корпоративная культура, культура организации, система корпоративных ценностей.

Курс на демократизацию общественной жизни, формирование правового государства, политические и социальные преобразования в России повлекли за собой глобальные экономические и политические изменения. Существующая экономика обусловила изменения форм собственности, а также изменения взаимоотношений между субъектами (участниками) социально-экономических отношений, а именно достижение конкурентных преимуществ и получение максимально возможной прибыли

в минимальные сроки. В этой связи становится очевидным, что корпоративная культура есть один из действенных инструментов повышения эффективности работы любого предприятия и управления персоналом, а также один из главных источников конкурентной способности любой организации.

С целью раскрытия обозначенной проблематики, в рамках данной статьи, видеться необходимым определить сущность основополагающего понятия — «корпоративная культура» и степень воздействия на управление персоналом.

Итак, в научной литературе большинство исследователей определяют корпоративную культуру как совокупность общих ценностей, норм поведения, установок, отличающих одну организацию от подобной [1].

Так например, исследователь Герш М.В., утверждает: «корпоративная культура — это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, разделяемые большинством членов организации,которые являются неписанными правилами, определяющими, как должны работать и вести себя люди в данной организации…» [2].

В своем исследовании по управлению персоналом Ивановская Л.В. отмечает, что корпоративная культура есть социально-духовное поле компании, формирующееся под воздействием материальных и нематериальных, явных и скрытых, осознаваемых и неосознаваемых процессов и явлений, взаимодействие людей в котором происходит на основе общей идеологии, философии, ценностей, подходов к решению проблем и норм поведения персонала [3].

Шольц К. определяет корпоративную культуру как неявное, невидимое и неформальное сознание организации, которое управляет поведением людей и, в свою очередь, само формируется под воздействием их поведения [4].

Наконец, Шейн Э. понимает корпоративную культуру как совокупность коллективных базовых правил, изобретенных, открытых или выработанных определенной группой людей по мере того, как она училась решать проблемы, связанные с адаптацией к внешней среде и внутренней интеграцией, и разработанных достаточно хорошо для того, чтобы считаться ценными. Следовательно, новых членов группы следует обучать этим правилам как единственно правильному способу постигать что-либо, думать и чувствовать в ситуациях, связанных с решением подобных проблем [5].

Исходя из сказанного представляется возможным сформулировать базовое рабочее определение корпоративной культуры как систему ценностей и установок, поределяющих нормы поведения работников в организации.

Система ценностей выражается:

1. в базовых представлениях корпоративной культуры организации;

2. на уровне формирования целей стратегического развития организации;

3. через «артефакты» — «видимые, непосредственно осязаемые элементы культуры, которые имеют свое определенное значение только в рамках организации, в рамках своей культуры…» [6]; в этом отношении к артефактам можно отнести все внутренние документы, определяющие корпоративную культуру организации (регламенты, положения, приказы и т.д.)

Стоит отметить, что имперические исследования показали, что корпоративная культура способна регулировать поведение сотрудников, именно от культуры организации зависит способ разрешения конфликтных ситуации между работниками (работником и работодателем), способ решения потавленных задач персоналом, способ организации обслуживания клиентов, реагирования на деятельность конкурирующих организаций и стремление к достижению успеха. Следовательно корпоративная культура есть неотемлемый элемент любой современной организации, ставящей перед собой задачу развития и процветания.

В этой связи хотелось бы упопянуть модель управления, которая была разработана американским социологим Т. Парсонсом [7]. Данная модель наглядно демонстрирует тесную взаимосвязь между корпоративной культурой и результатами эффективности деятельности организации. Ее основная суть заключается, в том, что для выживания и процветания организации она должна быть адаптированна к постоянно меняющимся условиям и потребностям общества, ставить цели и добиватся их, объединять свои части в единое целое, старатся найти признание среди конкурентов и клиентов. При этом главенствующая роль в этом процесс принадлежит культуре организации.

Другими словами «разделяемые в организации верования и ценности помогают организации адаптироваться, достигать целей, объединиться и доказать свою полезность людям и другим организациям, то очевидно, что такая культура будет влиять на организацию в направлении успеха…».

В ходе исследования корпоративной культуры ряда предприятий общественного питания г. Владимира представляется возможным утверждать, что данные феномен включает в себя миссию организации, ценности, корпоративную философию, кодекс этики и культуры поведения и внешние атрибуты.

Результаты опроса сотрудников показали, что руководство стремится развивать и сплачивать корпоративный дух и поддерживать ценности в организации. Однако, во многих организациях отсутствует кодекс корпоративнвного поведения, который четко бы определял нормы и правила поведения и общения сотрудников, обслуживания клиентов и взаимоотношений с партнерами. Кроме того, недостаточно развиты совместные мероприятия (тимбидинги, корпоративы, поездки на природу и т.д.)

В этой связи, с целью развития и поддержания корпоративной культуры организаций предлагаем следующие мероприятия:

– во-первых, выработать устойчивую систему ценностей, приемлемых для всего трудового коллектива. Система ценностей организует внутренний стержень корпоративной этики. Чем крепче ценности в культуре данной организации, тем сильнее они оказывают влияние на поведение сотрудников;

– во-вторых, предлагаем создать корпоративный кодекс организации, в котором будет изложено, что организация реализовывает свою деятельность в соответствии с законодательством, и все сотрудники руководствуются правилами ведения бизнеса. Соответственно, корпоративные ценности будут сообщаться каждому новому сотруднику в самом начале его работы.

– в-третьих, предлагаем ввести систему проведения тренингов с персоналом, направленных на поддержание корпоративной культуры и сплачивание трудового коллектива; ввести интерактивные курсы по культуре деловых взаимоотношений для каждого сотрудника;

– Наконец в четвертых, рекомендуем разработать систему методов мотивации персонала с учетом изменений в экономике и на рынке труда.

Литература:

  1. Репина Е.А., Чернышев М.А., Анопченко Т.Ю. Основы менеджмента: учебное пособие. — М.: НИЦ ИНФРА-М, Академцентр, 2013. — С. 62.
  2. Герш М.В. Корпоративная культура / М.В. Герш // Отдел кадров коммерческой организации. — 2015. — № 3. — С. 11.
  3. Ивановская Л.В. Управление персоналом организации: учебник / А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Л.В. Ивановская. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. — С. 45.
  4. Виханский 0., Наумов А. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. Перераб. и доп. М.: Эконо- мистъ, 2006. — С. 19.
  5. Shein E.H. Organizational Culture and Leadership: A dynamic view. San Fransisco: Jossey-Bass, Inc., 1985.
  6. Симонова И. Ошибки кадровой политики: пути преодоления / И. Симонова // Кадровик. Кадровый менеджмент. — 2015. — № 2. — С. 14.
  7. Магура М. Организационная культура как средство успешной реализации организационных изменений / М. Магура // Управление персоналом. — 2006. — № 1. – С 23-34.
Основные термины (генерируются автоматически): корпоративная культура, культура организации, система ценностей, управление персоналом, ценность, корпоративная культура организации, норма поведения, поведение сотрудников, трудовой коллектив.


Ключевые слова

корпоративная культура, культура организации, система корпоративных ценностей

Похожие статьи

Пути совершенствования корпоративной культуры организации

В статье рассмотрены различные подходы к определению понятия корпоративная культура. Сформулированы и предложены современные способы совершенствования корпоративной культуры организации, которые повышают как общие показатели эффективности деятельност...

Корпоративная культура организации

В статье рассмотрено значение корпоративной культуры организации с позиции укрепления лояльности персонала и повышения эффективности достижения общеорганизационных целей; проанализирована специфика формирования корпоративной культуры для повышения ин...

Корпоративная культура и ее особенности в России

Психологические условия формирования корпоративной культуры в организации

В статье рассмотрены психологические условия формирования корпоративной культуры. Корпоративная культура является важным инструментом управления сотрудниками и повышения эффективности деятельности организации. Оптимизация процессов управления корпора...

Управление корпоративной этикой в условиях образовательной организации

Система мониторинга психологической безопасности образовательной среды в процессе управления качеством образования общеобразовательной организации

В статье рассматривается понятие «психологическая безопасность», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды, представлена система мониторинга психологической безопасности образовательной среды.

Стандартизация как важный инструмент управления качеством на предприятии

В данной статье рассмотрены показатели качества и их классификация, дано определение понятию управление качеством продукции, также рассмотрено понятие стандартизация и её взаимосвязь с управлением качеством товара.

Повышение производительности труда и «бережливое производство» как потенциал развития организации

Рассмотрены показатели производительности труда в основных секторах Российской экономики и предложены меры по их повышению на основе таких методов систем менеджмента как инструменты бережливого производства.

Основные вопросы достижения эффективности в системе высшего образования

В данной статье изучаются преимущества и необходимость внедрения качественного менеджмента в систему высшего образования, разработаны предложения и рекомендации по методам его применения в этой системе.

Социокультурный подход в социальной политике организации

В статье рассматриваются связь социокультурного подхода и социальной политики организации на современных российских предприятиях, важность и актуальность социальных вопросов в производственной сфере.

Похожие статьи

Пути совершенствования корпоративной культуры организации

В статье рассмотрены различные подходы к определению понятия корпоративная культура. Сформулированы и предложены современные способы совершенствования корпоративной культуры организации, которые повышают как общие показатели эффективности деятельност...

Корпоративная культура организации

В статье рассмотрено значение корпоративной культуры организации с позиции укрепления лояльности персонала и повышения эффективности достижения общеорганизационных целей; проанализирована специфика формирования корпоративной культуры для повышения ин...

Корпоративная культура и ее особенности в России

Психологические условия формирования корпоративной культуры в организации

В статье рассмотрены психологические условия формирования корпоративной культуры. Корпоративная культура является важным инструментом управления сотрудниками и повышения эффективности деятельности организации. Оптимизация процессов управления корпора...

Управление корпоративной этикой в условиях образовательной организации

Система мониторинга психологической безопасности образовательной среды в процессе управления качеством образования общеобразовательной организации

В статье рассматривается понятие «психологическая безопасность», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды, представлена система мониторинга психологической безопасности образовательной среды.

Стандартизация как важный инструмент управления качеством на предприятии

В данной статье рассмотрены показатели качества и их классификация, дано определение понятию управление качеством продукции, также рассмотрено понятие стандартизация и её взаимосвязь с управлением качеством товара.

Повышение производительности труда и «бережливое производство» как потенциал развития организации

Рассмотрены показатели производительности труда в основных секторах Российской экономики и предложены меры по их повышению на основе таких методов систем менеджмента как инструменты бережливого производства.

Основные вопросы достижения эффективности в системе высшего образования

В данной статье изучаются преимущества и необходимость внедрения качественного менеджмента в систему высшего образования, разработаны предложения и рекомендации по методам его применения в этой системе.

Социокультурный подход в социальной политике организации

В статье рассматриваются связь социокультурного подхода и социальной политики организации на современных российских предприятиях, важность и актуальность социальных вопросов в производственной сфере.

Задать вопрос