В статье рассматриваются вопросы рекламой деятельности в пресечении недобросовестной конкуренции Российской Федерации. Проведен анализ рекламной деятельности в пресечении недобросовестной конкуренции, дана оценка рекламной деятельности в Российской Федерации, а также выявлены актуальные проблемы рекламного законодательства Российской Федерации. Предложены рекомендации по совершенствованию рекламного законодательства в пресечении недобросовестной конкуренции.
Ключевые слова: реклама, рекламная деятельность, недобросовестная конкуренция, сфера рекламы, нарушение законодательства РФ.
Контроль рекламной деятельности в настоящее время является одним из актуальных и обсуждаемых вопросов как на федеральном уровне, там и на региональном.
Одной из сфер деятельности Федеральной антимонопольной службы России является осуществление функций контроля и надзора за соблюдением законодательства в сфере рекламы и принятие подзаконных нормативных правовых актов в данной сфере. Функции и полномочия ФАС России определены федеральным законом № 38 от 13.03.2006 «О рекламе». К основным направлениям государственного контроля в сфере производства, размещения и распространения рекламы относятся:
1) предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред здоровью граждан;
2) привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
3) взаимодействие с органами саморегулирования рекламы.
Контроль рекламной деятельности осуществляет Отдел антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Федеральной антимонопольной службы.
Отдел антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей осуществляет:
1) государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе;
2) адвокатирование добросовестной конкуренции и законодательства о рекламе;
3) контроль за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов г. Оренбурга и Оренбургской области;
4) рассмотрение обращений о нарушениях законодательства РФ о рекламе;
5) контроль за соблюдением федерального закона «О рекламе» при размещении на различных носителях, предусмотренных федеральным законом «О рекламе».
В 2016 году антимонопольные органы рассмотрели около 20 тысяч фактов, указывающих на событие нарушения законодательства РФ о рекламе (в 2015 году — около 21 тысячи фактов). [3] Оренбургское УФАС за 2016 год возбудило 69 дел, по 67 из них был решен вопрос о возбуждении административного производства.
В 2016 году наибольшее количество выявленных антимонопольными органами нарушений составили нарушения в рекламе финансовых услуг — 14,03 % от всех выявленных нарушений (в 2015 году данные нарушения составили 12,24 % всех нарушений). Число нарушений в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг и биологически активных добавок также составляет значительную долю всех выявляемых нарушений — 13,67 % всех нарушений (в 2015 году — 7,61 % всех нарушений). [3]
По Оренбургской области лидируют нарушения в рекламе в сфере финансовых услуг, медицины и алкоголя. Помимо этого, значительную долю составляют жалобы граждан на смс-рекламу и рекламу в интернете.
Развитие предпринимательской деятельности, в частности на рынке финансовых услуг, требует пристального внимания со стороны контролирующих органов. Такое вмешательство должно быть законным и обоснованным, направленным исключительно на поддержку малого предпринимательства, развитие конкуренции, ограничение монополистической деятельности, защиту прав потребителя, недопущение фактов недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы.
Для снижения нарушений в сфере рекламы необходимо ввести ряд мероприятий, направленных на повышение качества информации, использованной в рекламе.
Реклама, нарушающая законодательство о рекламе, влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Решение о привлечении к административной ответственности выносит должностное лицо антимонопольного органа.
Говоря об изменениях, внесенных в ФЗ «О рекламе», стоит отметить о внесенных поправках в КоАП РФ. Так, теперь в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, впервые допустивших правонарушения в сфере рекламного законодательства, административный штраф заменен на предупреждение.
Штраф за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной системы РФ:
1) в федеральный бюджет — 40 %;
2) в бюджет субъекта РФ, на территории которого зарегистрированы юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение законодательства РФ о рекламе, — 60 %.
Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Проведение проверок по контролю соблюдения законодательства в сфере рекламы позволяет сразу выявлять нарушения в сфере рекламирования.
ФАС проводит проверки различных форм: плановой и внеплановой, выездных и документарных.
Оренбургское УФАС России регулярно проводит выездные проверки по сложившейся практике сотрудниками со средствами массовой информации. Так, в 2016 году в результате подобных рейдов были выявлены сразу несколько нарушений, связанных с рекламой финансовых услуг, алкогольной продукции, стимулирующего мероприятия. [2]
Для уменьшения нарушений в сфере рекламирования следует проводить регулярно как плановые, так и внеплановые выездные проверки. Тем самым, будет возможность сразу выявлять нарушения законодательства РФ о рекламе. Изменение суммы штрафов или введение иного наказания в Кодексе об административных нарушениях.
Проведение семинаров для повышения уровня правовых знаний у хозяйствующих субъектов. Многие рекламодатели не знают установленные законом требования к рекламе, тем самым совершают нарушения.
Следование всем вышеперечисленным рекомендациям позволит уменьшить количество нарушений со стороны рекламодателей, рекламораспространителей, рекламопроизводителей.
Литература:
- fas.gov.ru — Федеральная антимонопольная служба России
- orenburg.fas.gov.ru — Управление Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области
- Итоги осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе за 2016 год