В представленной статье автором сделана попытка выявить основную и ведущую роль Банка России как макроэкономического регулятора российской экономики и его важнейшей функции — денежно-кредитного регулирования.
Авторы делают вывод, что Банк России в России функции выполняет мегарегулятора, аосновными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ РФ выступают: процентные ставки по операциям Банка России; нормативы обязательных резервов; рефинансирование банков; операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.
Ключевые слова: Банк России, денежно-кредитное регулирование, финансовый рынок, ставка рефинансирования.
In the present article the author attempts to identify the main and leading role of the Bank of Russia as a macroeconomic regulator of the Russian economy and its most important function — monetary regulation. The author concludes that the Bank of Russia in Russia functions as a mega-regulator, and the main instruments of monetary policy of the Central Bank of Russia are: interest rates on operations of the Bank of Russia; mandatory reserve ratios; refinancing of banks; open market operations with government securities.
Keywords: Bank of Russia, monetary regulation, financial market, refinancing rate.
Финансовые рынки в настоящее время являются одной из наиболее регулируемых отраслей экономики. В последнее десятилетие в большинстве стран был совершены реформы, в результате которых функции регулирования и надзора за различными финансовыми рынками перешли к интегрированному регулятору. В России функции мегарегулятора выполняет Банк России, в область деятельности которого входит развитие финансового рынка 3, с. 16. Поскольку модель регулирования является сравнительно молодой, хотя и за несколько лет накоплен колоссальный опыт, в этих условиях особого внимания требуют вопросы дальнейших преобразований методов регулирования и надзора за финансовыми рынками.
В России разработчиком и проводником денежно-кредитной политики выступает ЦБ РФ совместно с Правительством РФ. С помощью денежно-кредитных инструментов ЦБ РФ воздействует на уровень инфляции, производство товаров, работ и услуг в целях роста ВВП, обеспечения занятости населения, развития внешнеэкономических отношений, в целом для решения важнейших стратегических социально-экономических задач государства и его регионов 4, с. 30.
Одна из важнейших функциональных обязанностей ЦБ РФ регулировать денежные потоки, осуществляя, в том числе, денежно-кредитное регулирование. Используя в большинстве случаев административные методы (устанавливает прямые ограничения на деятельность коммерческих банков, провидит инспекции и ревизии, издает инструкции и др.), центральные банки, с целью регулировать банковскую сферу, используют и экономический инструментарий (см. рис.1)
Рис. 1. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики Центрального банка РФ 4, с. 31
Рассмотрим каждый из элементов денежно-кредитной политики, представленной на рисунке 1.
Минимальный резерв является одним из обязательных вкладов коммерческих банков в ЦБ РФ, размер такого резерва установлен на законодательном уровне. Если резервная норма будет превышена на несколько процентных пунктов это будет способствовать снижению избыточных резервов и понизит значение денежного мультипликатора. Как результат — возможности коммерческих банков на создание кредитных денег будут уменьшены. Норма минимальных резервов находится в зависимости от конъюнктуры и других факторов (вид или величина вкладов), способных изменять ее.
Любые операции на открытом рынке могут быть сведены к покупке или продаже ЦБ РФ государственных ценных бумаг. Применительно к высокой конъюнктуре, когда активность коммерческих банков особо повышена, следует понимать деятельность ЦБ РФ по выпуску на рынок ценных бумаг государственных облигаций по выгодным ценам. Покупка данных ценных бумаг непосредственно коммерческими банками будет свидетельствовать о том, что объем кредитования сокращается. Если в покупке ценных бумаг заинтересованы физические лица или фирмы, то размеры их банковских вкладов уменьшаются, что опять-таки влечет за собой уменьшение кредитных возможностей банков. В данных ситуациях денежное предложение МS сокращается. Наоборот, в период спада центральный банк может заниматься выкупом этих облигаций на выгодных условиях, что приведет к увеличению МS. Впервые этот инструмент стали применять в США в 20-х годах ХХ в. В реалиях современности операции на открытом рынке это ключевое средство контроля денежного предложения 2, с. 84.
Охарактеризуем теперь политику рефинансирования.
Ставка рефинансирования — это ставка, которую взимает ЦБ РФ по кредитам. Данный инструмент основан на том, что коммерческие банки могут увеличить свои кредитные ресурсы, привлекая средства ЦБ РФ. Если ставка повышается, то рефинансирование не является привлекательным инструментом и при прочих условиях может привести к тому, что кредитная активность будет понижена. Снижение ставки даст противоположный результат.
Данный инструмент монетарной политики является одним из старейших. Его начали внедрять и использовать в США начиная с 1913 г. Применительно к России отметим, что активное его использование связано с началом развития двухуровневой банковской системы. С момента начала использования этого инструмента в январе 1991 г.- ставка рефинансирования многократно изменялась, достигнув своего максимума 210 % в октябре 1993 г.
Банк России установил единую ставку рефинансирования с 17 сентября по 16 декабря 2018 года. В итоге действующая ставка рефинансирования ЦБ РФ на 2018 год составляет 7,5 % годовых [6].
Наглядно динамика изменения ставки рефинансирования представлена в таблице 1.
Определенного периода, в течение которого действует процентная ставка рефинансирования, нет. Меняется она, в зависимости от состояния финансовой сферы и инфляционных ожиданий. Обычно рост показателя становится следствием удешевления национальной валюты, и наоборот. Чтобы легче было заинтересованным лицам определить размер ставки рефинансирования в разный период действия, используется таблица 1.
Таблица 1
Динамика ставки рефинансирования 6
Период действия ключевой ставки |
Ключевая ставка (ставка рефинансирования*)— % |
с 17 сентября 2018 г. |
7,50 |
с 26 марта 2018 г. — по 16 сентября 2018 года. |
7,25 |
с 12 февраля 2018 г. — по 25 марта 2018 года. |
7,50 |
с 18 декабря 2017 г. — по 11 февраля 2018 года. |
7,75 |
с 30 октября 2017 г. — по 17 декабря 2017 года. |
8,25 |
с 18 сентября 2017 г. — по 29 октября 2017 года. |
8,50 |
с 19 июня 2017 г. — по 17 сентября 2017 года. |
9,00 |
с 02 мая 2017 г. — по 18 июня 2017 года. |
9,25 |
с 27 марта 2016 г. — по 01 мая 2017 года. |
9,75 |
с 19 сентября 2016 г. — по 26 марта 2017 года. |
10,00 |
с 14 июня 2016 г. — по 18 сентября 2016 г. |
10,50 |
с 01 января 2016 г. — по 13 июня 2016 г. |
11,00 |
Возможность изменения показателя рассматривается на заседании совета директоров ЦБ РФ. Руководство регулятора анализирует внешнюю и внутреннюю среду, определяет показатели, которые могут оказывать влияние на экономику РФ, риски, которые при этом возникают. После этого делается прогноз на ближайшую перспективу и принимается решение, увеличивать, уменьшать ли ключевую ставку или оставить этот показатель без изменений 5, с. 119.
Сейчас значение ключевой ставки минимально. Ниже было последний раз в марте 2014 года (тогда ее размер снизился до 7 пунктов). На данный момент прогнозы Центробанка оптимистичные. Руководство регулятора не исключает очередное снижение в ближайшее время, но не исключает и паузу. Пока благоприятные условия сохраняются, текущая ставка повышена, вероятнее всего, не будет. Глава ЦБ РФ заявила, что это пока не планируется даже в том случае, если экономические санкции против России будут усиливаться.
Систематизация представленного материала позволяет говорить о том, что основная задача, решаемая ЦБ РФ при применении мер воздействия к коммерческим банкам — приводить их деятельность в соответствие с законодательными нормами требованиями ЦБ РФ. Одна из важнейших функциональных обязанностей ЦБ РФ регулировать денежные потоки, осуществляя, в том числе, денежно-кредитное регулирование. К основному инструментарию денежно-кредитного регулирования нужно относить процентные ставки; нормативы обязательных резервов; рефинансирование банков; операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами.
Литература:
- Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. — СПС КонсультантПлюс.
- Азизкулов Д. М. Перспективы развития банковского сектора экономики России [Текст]/ Д. М. Азизкулов // Аллея науки. — 2018. — Т. 3. — № 3 (19). — С. 82–89.
- Финансы, деньги, кредит: учебник [Текст]/ Е. В. Маркина, под ред., М. А. Абрамова. М.: КноРус, 2017. — 256 с.
- Ручкина Е. В. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ [Текст] / Е. В. Ручкина, Е. Л. Калинина, Н. П. Бирюкова // Экономическая среда. — 2017. — № 4 (22). — С. 28–34.
- Карпов К. А. Современное финансовое право: взаимодействие науки и практики: обзор заседания секции финансового права [Текст] / К. А. Карпов // Российское право онлайн. — 2017. — № 4. — С. 117–120.
- Официальный сайт Центрального банка РФ [сайт]. URL: http://www.cbr.ru/