В статье рассмотрена защита прав детей, социальная поддержка детей в г. Москве и Калужской области. Проанализированы меры и формы социальной поддержки детей, федеральные и региональные нормативно-правовые акты по социальной поддержке прав детей. Произведен анализ методов государственного управления социальной защиты детства, исследование системы управления социальной защитой детства. Было проведено сравнение размеров социальной помощи государства в городе Москве и Калужской области. Предложены авторские рекомендации по улучшению системы социальной помощи детям.
Ключевые слова: права детей, дети-сироты, многодетный семьи, малоимущие семьи, опека и попечительство, социальная защита, нормативно-правовые акты города Москвы, нормативно-правовые акты Калужской области.
The article discusses the protection of the rights of children, social support for children in Moscow and the Kaluga region. The measures and forms of social support for children, federal and regional regulatory acts on social support for children's rights are analyzed. The analysis of methods of state administration of social protection of childhood, the study of the system of management of social protection of childhood is revised. A comparison was made of the size of state social assistance in the city of Moscow and the Kaluga region. Author's recommendations for improving the system of social assistance for children are proposed
Keywords: Children's rights, orphans, large families, low-income families, custody and guardianship, social protection, legal acts of Moscow, legal acts of the Kaluga region.
Дети — одна из самых уязвимых социальных групп в практически любом обществе из-за физической и эмоциональной зависимости от поддержки взрослых. Как говорил английский социолог Джон Стюарт Милль — «Достоинство государства зависит, в конечном счёте, от достоинства образующих его личностей», поэтому забота о детстве является крайне важным фактором для процветания государства и общества.
Социальная защита населения — это система правовых, социально-экономических и политических гарантий, представляющих условия для обеспечения средств существования [1]:
‒ трудоспособным гражданам — за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства;
‒ социально уязвимым слоям — за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума.
Для обеспечения социального равенства путем поддержки наименее защищенных лиц в России разработана система предоставления льгот отдельным категориям граждан страны. Привилегии заключаются в назначении материальной помощи и социальных услуг от государства. Получение этих привилегий регулируется на федеральном уровне, включая следующие федеральные законы: «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ, «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 24.11.1995 N 181-ФЗ, «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 N 81-ФЗ, «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ, «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ, «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 N 256-ФЗ.
Рассмотрим федеральные льготы, предоставляемые ребенку-инвалиду. После прохождения медико-социальной экспертизы (МСЭ) и получения инвалидности, его родители имеют право на получение следующих видов льгот:
‒ Трудовые. Неполный рабочий день (статья 93 Трудового кодекса РФ), право отказаться от командировок в другой регион, выхода на работу в праздники, выходные, ночью или сверхурочно (ст. 259 ТК РФ), дополнительные 4 выходных в месяц с сохранением заработка (ст. 262 ТК РФ), использование ежегодного отпуска в любое время (ст. 262.1 ТК РФ), дополнительный отпуск до 14 дней (ст. 263 ТК РФ), право досрочного выхода на пенсию (ст. 32 ФЗ «О страховых пенсиях»), зачет времени ухода за ребенком в страховой стаж (ст. 12 ФЗ «О страховых пенсиях).
‒ Налоговые. Право на получение ежемесячного налогового вычета (ст. 218 Налогового кодекса РФ).
‒ Жилищные. Предоставление этого вида льгот регулируется ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Согласно его положениям, родители ребенка инвалида имеют возможность получения жилья за государственный счет, при нахождении на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, компенсации в размере 50 % платы за содержание жилья и коммунальные услуги, компенсации в размере до 50 % взноса на капитальный ремонт, земли для индивидуального жилищного строительства.
‒ Финансовые. Ежемесячное пособие неработающим родителям или опекунам.
‒ Набор социальных услуг, в виде обеспечения лекарствами, медицинскими изделиями, продуктами питания, предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, а также возможности замены этой привилегии на денежную выплату.
‒ Бесплатный проезд на городском общественном транспорте.
Рассмотрим региональные льготы в городе Москве. В пределах полномочий субъекта были приняты такие нормативно-правовые акты по социальной поддержке прав детей, как: (Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 14.06.2013 N 600 (ред. от 12.03.2015) «О совершенствовании организации пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития плода/ребенка»; Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 18.02.2010 N 235 «О мерах по дальнейшему совершенствованию стоматологической помощи детям в городе Москве»; Закон г. Москвы от 28.04.2010 N 16 (ред. от 25.06.2014) «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве»; Закон г. Москвы от 23.11.2005 N 60 (ред. от 28.12.2016) «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве», Закон г. Москвы от 15.12.2004 N 87 (ред. от 24.06.2015) «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)», Закон г. Москвы от 26.12.2007 N 51 (ред. от 20.09.2017) «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки, попечительства и патронажа», Закон г. Москвы от 15.04.2009 N 6 (ред. от 28.06.2017) «Об Уполномоченном по правам человека в городе Москве», Закон г. Москвы от 30.11.2005 N 61 (ред. от 24.06.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве», Закон г. Москвы от 13.04.2005 N 12 (ред. от 12.07.2017) «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», Закон г. Москвы от 07.04.1999 N 16 (ред. от 12.07.2017) «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Москве», др.).
Основная часть социальной поддержки семьям с детьми оказывается после рождения ребенка, но есть несколько выплат, которые предназначены для беременных женщин, такие, как:
‒ пособие по беременности и родам в размере 100 % от среднего заработка, но не менее 43615,65 руб.;
‒ единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель) в размере 628,47 руб.;
‒ единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях Москвы в срок до 20 недель беременности в размере 600 руб.;
‒ единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву в размере 26539,76 руб.;
‒ дополнительное пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации в размере 1500 руб.
Москвичи могут претендовать на дополнительное пособие молодым семьям при рождении или усыновлении ребенка\детей, если родителям\опекунам не более 30 лет. Размер выплаты составляет пятикратную величину прожиточного минимума на одного ребенка, семикратную на двух, а на третьего и последующих детей — десятикратную. Родители или усыновители также имеют право н а единовременную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка в размере 5500 руб. на первого ребенка и 14500 руб. на второго и последующих. Опекуны могут получить выплату, если имеет место жительства в Москве ребенок, над которым установлена опека. Семьи, в которых с 2007 по 2021 год включительно родился или был усыновлен второй ребенок, могут рассчитывать на материнский капитал, который в том числе можно потратить на ежемесячную выплату из материнского капитала. Школьники младших классов, обучающиеся по государственным программам, имеют право на бесплатное питание один раз в день, дети из малообеспеченных семей на два раза в день. Обеспечение учебной литературой происходит за счет бюджетных средств. В случае обучения на очных отделениях в государственных или иных учреждениях, имеющих аккредитацию, действует снижение на 50 % стоимости перемещения городским транспортом, а также ж/д транспорте в пригородных направлениях в период с 01.09 по 15.06. В школах здоровья ученики получают горячее питание три раза в день.
Рассмотрим льготы в Калужской области. На территории этого субъекта РФ действуют следующие нормативно-правовые акты: приказ министерства здравоохранения Калужской области № 897 от 04.09.2017 года «О проведении в Калужской области диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью»; закон Калужской области от 25.10.2012 № 338-ОЗ «О реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение»; закон Калужской области от 31.03.2008 № 420-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, иных категорий лиц и усыновителей», др.
Женщины Калужской области, вставшие на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель) имеют право на получение пособия по беременности в размере 613,14 руб. Такую же сумму может рассчитывать уволенная в связи с ликвидацией организации женщина. Беременная жена военнослужащего срочной службы могут претендовать на получение единовременного пособия в 25 892,46 руб. а детям военнослужащих срочной службы до 3 лет полагается ежемесячное пособие в размере 11 374,18 руб. Состоящим на учете в связи с беременностью выплачивается компенсация на питание в размере 800 руб. Единовременное пособие при рождении ребенка составляет 16350,33 руб. При рождении второго и последующих детей — 15 000 руб. Нетрудоустроенным гражданам, осуществляющими уход за детьми до 1,5 полагается выплата в размере 3065,69 руб. на первого ребенка, на второго и последующих детей — 6131, 37 руб.
В Москве и Калужской области многодетные и малоимущие семьи могут получить 50 % субсидию на оплату ЖКХ, субсидирование на оплату детского сада, минимальные алименты на детей, которые не получают пособия от родителей, бесплатный проезд во всех видах общественного транспорта, отпуск молочных смесей и обеспечение лекарствами детей до года, трех лет и до 18 лет для многодетных семей, организация поездок в летние лагеря. Многодетные семьи единоразово могут получить надел для организации ЛПХ или строительства дома, оформить субсидию для открытия собственного бизнеса. Дополнительные виды поддержки детей сирот — выделение средств на покупку необходимых предметов обихода, бесплатное пользование любым видом транспорта, раз в год, компенсирование расходов на проезд от места обучения и обратно к месту проживания, трудоустройство вне очереди. Сирота получает пенсию по потере кормильца.
Несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию в стране, на федеральном и региональном уровнях принимаются меры по улучшению положения детей.
Сегодня в стране существует множество старых и новых законов, так или иначе касающихся прав детей. Разобраться в этом изобилии порой противоречивого юридического материала не всегда легко даже юристам. Спектр содержания этих актов достаточно широк, он охватывает защиту прав детей во всех сферах их жизни, но материально-техническая база для защиты детства слаба и настолько недостаточна, что не представляется возможным реализовать существующие законы. Нерегулируемый механизм реализации нормативно-правовых актов, отношения федерального и региональных бюджетов, недостаточное и нерегулярное финансирование социальных программ, отсутствие такой системы государственного управления социальной защитой детства существенно усложняют взаимоотношения государства и семьи.
Рекомендации по улучшению системы социальной помощи детям могут включать — увеличение размера социальной поддержки детям из бедных семей из счета регионального бюджета; усиление адресности предоставления социальной поддержки; увеличение количества информативного материала по предоставлению социальной помощи; облегчения доступа для получения пособий; снятие барьера по оказанию социальной помощи по месту жительства; предоставление гибкой и индивидуальной помощи.
Таким образом, в г. Москве и Калужской области РФ проводится большая работа по защите прав детей. Рекомендуется на федеральном и региональном уровне власти пересмотреть все документы и решить вопрос по улучшению нормативно-правовой базы с целью качественного разрешения проблем несовершеннолетних.
Литература:
- Жулина, Е. Г. Экономика и социология труда [Электронный ресурс]: курс лекций/ Жулина Е. Г., Иванова Н. А. — Электрон. текстовые данные. — М.: Экзамен, 2009. — 151 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/774.html. — ЭБС «IPRbooks»
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 11.10.2018) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения 26.11.2018).
- John Stuart Mill. (2018, September 29). Wikiquote,, retrieved from https://ru.wikiquote.org/w/index.php?title=John_Stuart_Mill&oldid=2479030 (In Russian)