Образ жизни студентов Новосибирска | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Образ жизни студентов Новосибирска / А. Ю. Фоменков, В. М. Слюнченко, Н. С. Филин [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 73-76. — URL: https://moluch.ru/archive/237/54970/ (дата обращения: 17.10.2024).



Образ жизни по Кононенко Б. И. — это «системная и нормированная совокупность форм обыденной жизнедеятельности людей, порядков и способов их повседневного существования» [5]. Здоровый образ жизни — это «... одна из ключевых категорий общего понятия «образ жизни», включающая в себя индивидуальную систему поведения современного человека, обеспечивающую его физическое совершенство, духовное и социальное благополучие, активное долголетие и благоприятные условия для успешной учебы, эффективного труда и жизнедеятельности»... [4]. Формирование здорового образа жизни является проблемой не только человека как индивидуума. Эта проблема также актуализируется в федеральной законодательной программе современной России. Так, в указе президента № 598 от 07.05.2012 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» правительству РФ даётся поручение, согласно которому необходимо «снизить смертность» населения за счёт «мероприятий по формированию здорового образа жизни граждан Российской Федерации». Таким образом, необходимо изучать образ жизни людей с целью выявления его нарушений и их коррекции. А профилактика здорового образа жизни в студенческой среде, по нашему мнению, способна потенцировать развитие здорового общества.

Цель исследования: изучить образ жизни студентов города Новосибирска.

Материалы и методы: Опрос проводился на основе уникального опросника на базе открытого ресурса «GoogleDocs». Данные обрабатывались с помощью ПО MicrosoftExсel 2010. Статистическая обработка производилась с использованием статистического пакета SPSS® softwareversion 17,0.

В проведенном опросе приняли участие 295 человек в возрасте от 17 до 25 лет. Половое распределение — 76 мужчин и 219 женщин= 1:2.9. Респонденты — студенты, обучающиеся в высших учебных заведениях города Новосибирска.

Результаты. Обучение в высших учебных заведениях следует относить к категории специфического умственного труда, или труда, при котором необходимо длительное активное напряжение интеллектуальных, эмоциональных, волевых и других функций [7, с. 108–111]. Было исследовано количество времени, которое студентам приходится тратить на получение знаний, а также количество свободного времени. В результате выявлено, что 42,7 % студентов проводит в университете 8 часов и более. В то же время на подготовку дома 47,1 % студентов затрачивают 3 часа и более. При этом на свой досуг 40,9 % студентов тратит всего 1–2 часа. Вышесказанное свидетельствует о значительной загруженности студентов, которая в свою очередь может приводить к снижению работоспособности и снижению эффективности становления в своей профессиональной деятельности. Об этом говорит то, что научной деятельностью занимается лишь 22,4 % студентов и только 35,3 % занимается общественной деятельностью. Таким образом, большая часть студентов не реализует себя как будущих конкурентоспособных специалистов в своих областях.

Какой продолжительности должен быть сон? На этот вопрос ответила группа ученых из США [1, с. 40–43]. По их мнению, подросткам от 10 до 17 лет необходим сон от 8,5 до 9,5 часов, а взрослым — от 7 до 9 часов. По данным нашего исследования менее 7 часов спят превалирующее число опрошенных студентов — 61,7 %. Исследователи так же отмечают, что оптимальное время отходу ко сну 22:00–23:00 [8, с. 127–136]. Однако 64,4 % студентов делают это гораздо позже — после 00:00. Аналогичные цифры цифры были получены в результате исследования, проводимого в городе Иваново, где позже 00:00 отходят ко сну 75,0 % студентов ИвГМА [11, с. 285]. Дневной сон способен стабилизировать функциональное состояние после интенсивных когнитивных нагрузок и поэтому может стать альтернативой отдыху во время бодрствования [9, с. 67–74]. Исследование этого элемента режима дня показало его отсутствие у большинства, 61,8 %, студентов.

Согласно одному из принципов рационального питания «соблюдение оптимального режима питания», идеальным считается прием пищи с частотой 4 раза в день, а 1–2 раза в день — недопустимым [6, с. 52–53]. Установлено, что 30,2 % студентов питаются 1–2 раза в день, что не соответствует принципам рационального питания. Также удалось выяснить, что 59,7 % опрошенных потребляют так называемую «вредную пищу» 1 и более раз в неделю, что говорит о несоблюдении ими культуры питания.

В соответствии с рекомендациями ВОЗ уровень физической активности для людей возрастной группы от 18 до 64 лет составляет минимум 2,5 часа в неделю [2]. По нашим данным, 43,7 % респондентов меньше указанного времени уделяют физической нагрузке.

Исследование показало, что пагубные привычки широко распространены среди студентов. Так, только 18,3 % студентов не употребляют алкоголь в принципе, а 82,7 % опрашиваемых так или иначе подвержены данной привычке. Полученные нами данные согласуются с результатами других исследователей [3, с. 64–65]. Подобные цифры были получены и в результате исследования, проведённого в ВолГМУ, где 86,4 % респондентов употребляет алкоголь. Половых различий не выявлено: среди девушек употребляют алкоголь 81,7 %, среди юношей — 81,6 %. Также удалось установить, что 38,6 % от общего числа респондентов употребляют алкоголь несколько раз в месяц. 38,3 % студентов употребляют спиртные напитки несколько раз в год по особым случаям. Интересен факт, что уже в студенческой среде имеются люди со склонностью к злоупотреблению спиртными напитками — 14 человек или 4,7 % от общего числа респондентов употребляют алкоголь чаще одного раза в неделю (табл. 1).

Таблица 1

Распространенность потребления алкоголя (кол-во человек,%)

Группа

Не употребляют

4–6 раз вгод

4–6 раз вмесяц

3–4 раза внеделю

Всего

18,3

38,3

38,6

4,9

Юноши

18,4

32,9

36,8

11,9

Девушки

18,3

40,1

39,3

2,3

Установлено, что 25,1 % респондентов курит. Почти в 4 раза меньше курят студенты Адыгейского государственного университета, где по данным за 2012 вредной привычке подвержены около 6 % опрошенных студентов [12, с. 146–152]. 43,4 % юношей, обучающихся в ВУЗах г. Новосибирска, курят, что, меньше, чем среднее по стране среди мужчин по данным ВОЗ, но соответствует данным, полученным в Волгограде, где табачную продукцию потребляют 45,2 % респондентов [3, с. 64–65, 10]. Среди девушек курят 18,7 %, что практически соответствует среднему по России по данным ВОЗ [10] (табл. 2).

Таблица 2

Распространенность курения (кол-во человек,%)

Группа

Курят

Не курят

Всего

25,1

74,9

Юноши

43,4

56,6

Девушки

19,3

80,7

Заключение. Данные исследования позволяют констатировать — большинство студентов не придерживается здорового образа жизни. Это может привести к негативным последствиям. Уже сейчас нарушения психоэмоционального состояния проявляются наличием ежедневной усталости у каждого шестого (18,3 %), а 55,6 %, студентов испытывают это чувство почти ежедневно (4–5 дней в неделю).

Литература:

  1. Hirshkowitz M. National Sleep Foundation’s sleep time duration recommendations: methodology and results summary / M. Hirshkowitz // Sleep Health. — 2015. — № 1(1). — P. 40–43.
  2. Всемирная организация здравоохранения. Глобальные рекомендации по физической активности для здоровья, 2010. http://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/44399/9789244599976_rus.pdf
  3. Доника А. Д. Социальные и гигиенические факторы риска здорового образа жизни студенческой популяции / А. Д. Доника // Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы/ — 2015. — № 1. — С. 64–65
  4. Здоровый образ жизни [Электронный ресурс] // Официальная терминология. Академик.ру. — URL: https://official.academic.ru/7276/Здоровый образ жизни (дата обращения 10.11.2018)
  5. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии, 2003. [Электронный ресурс] // Официальная терминология. Академик.ру. — URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/564/ОБРАЗ/ (дата обращения 10.11.2018)
  6. Основы рационального питания / Р. С. Омаров, О. В. Сычева. — Ставрополь: АГРУС Ставропольского гос. аграрного университета, 2014. — 52–53 с.
  7. Пермяков, О. М. Проблема формирования здорового образа жизни студентов в процессе обучения. / О. М. Пермяков // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций: сборник статей 6-й Международной научно-практической конференции. — Екатеринбург, 2016. — С. 108–111.
  8. Пивень Е. А., Бреусов Д. А. Характеристика гигиены сна студентов, проживающих в общежитиях. / Е. А. Пивень, Д. А. Бреусов // Вестник РУДН. Серия: Медицина, 2017. — Т. 21. № 1. — С. 127–136.
  9. Пучкова А. Н., Ткаченко О. Н., Дорохов В. Б. Стабилизирующая роль дневного сна при утомлении, вызванном непрерывной умственной работой/ / А. Н. Пучкова, О. Н. Ткаченко, В. Б. Дорохов // Социально-экологические технологии, 2016. — С 67 -74.
  10. Ситковский А. М. Ситуация с курением табака в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Российский институт стратегических исследований. — URL: https://riss.ru/demography/demography-research/38818/ (дата обращения 10.11.2018).
  11. Тимошенко С. О., Назаров С. Б. Комплексная характеристика ночного сна старшеклассников и студентов медицинского вуза / С. О. Тимошенко, С. Б. Назаров // Здоровье и образование в XXI веке, 2007. — № 3 — С. 285
  12. Хазова С. А., Манжос Л. В., Оспищева Л. В. Динамика показателей здорового образа жизни студентов / С. А. Хазова, Л. В. Манжос, Л. В. Оспищева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2013. — № 2 — С. 146–152
Основные термины (генерируются автоматически): студент, здоровый образ жизни, раз, данные, SPSS, алкоголь, общее число респондентов, рациональное питание, респондент, студенческая среда.


Задать вопрос