На сегодняшний день, как отмечают исследователи, касающиеся влияния СМИ на психологическое состояние здоровья подрастающего поколения увеличилось количество детей подростков, любящих смотреть ужасные фильмы и мультфильмы. Целью данной работы является определить влияние фильмов ужасов на психику подростка.
Ключевые слова: страх, мотивация, сознание, эмоция, совладание, копинг-стратегии
СМИ на сегодняшний день оказывает большое влияние на массы и имеет значение не только как источник информации или рассматривается как развлечение, оно обладает огромными возможностями воздействия на психику, а также и на его поведение.
Как показывают исследования, большой интерес среди детей и подростков приобретают фильмы, которые демонстрируют жестокое поведение и угрозу. Медики установили, что показ по телевидению сцен, содержащие факты насилия, вызывают некоторую агрессию у зрителя. Среди достаточно большого количества фильмов, которые вызывают агрессию и беспокойство выделяют фильмы ужасов и фильмы, включающие в себя кровавые сцены, устрашающие персонажи (монстры) и др.
Фильмы-ужасы делятся по субжанрам (по мотивам типологии Б. Черри)Сверхестественный хоррор — столкновение человека с нечеловеческим, потусторонним. В основном это фильмы о вампирах, оборотнях, мертвецах, зомби. (Ребенок Розмари (1968), Изгоняющий дьявола (1973), Другие (2001), Звонок (1998). Психологический хоррор — фильмы, исследующие психологические состояния и психозы, включая преступников и серийных убийц. (Психо (1960), Молчание ягнят (1990). Слешер («потрошилки») — убийство группы молодых людей преступником (Техасская резня бензопилой, (1974), Хэллоуин (1978), Пятница, 13 (1980), Кошмар на улице Вязов (1984), Крик (1996, 2000, 2011), Я знаю, что вы сделали прошлым летом (1997). «torture porn» (с англ. «пыточная порнография»), на сленге — «gorno» (производное от английских слов «gore» и «porno», т. е. «кровавое порно»). («Пила» (2004), Хостел (2005), Изгнанные дьяволом (2005)
Персонажами таких фильмов являются сверхъестественные создания и/или люди, ведущие себя ненормально или неестественно. Фильм ужасов нарушает границы, запреты, раскрывает табуированные в обществе темы.
Бесспорно, фильмы влияют на психику и сознание человека. Фильмы ужасов направлены на то, чтобы вызывать у человека чувства страха, ужаса, скрытых страхов, проявлять их в эмоциях. Заметим, многие подростки, видя по телевизору фильмы ужасов, копируют поведение тех или иных персонажей, поэтому, особенно в наше время, важно осознавать оказываемое влияние и его последствия. Многие молодые люди, насмотревшись подобных фильмов, переставали контролировать себя и впадали в приступы агрессии по отношению к окружающим либо впадали в депрессию.
Порой для того, чтобы стать ближе к своему ребенку, родители сами вливаются в это «течение» просматривая всей семьей фильмы ужасов и боевиков. Фильмы ужасов «отключают» в сознании человека на некоторое время простые «функции», например, такие, как любовь, забота, понимание. Делают человека менее восприимчивым к чужой боли, делаю жестокость и насилие обыденным, привычным. Наверное, все знают о повышении уровня жестокости у нового поколения подростков. Одной из причин является просмотр подобных телепередач. Дети смотрят и учатся увиденному поведению. Известны случаи, когда дети и подростки убивали своих домашних животных или уличных животных.
Как показал анализ содержания зарубежных фильмов, исследование влияния фильмов ужасов посвящено достаточно много исследований. Но одни исследователи, больше внимания уделяли внутреннему содержанию фильма с точки зрения присутствующих в нем персонажей, другие — обращали внимание на культурно-исторические аспекты создания таких фильмов. Третьи исследовали влияние фильмов ужасов на психическое состояние личности (в частности детей и подростков). Все вышеперечисленные моменты рассматривают зрителя с точки зрения пассивного объекта воздействия со стороны фильма. Как указывают в своих исследованиях авторы, есть что-то внутри личности, которая определяет выбор фильма для просмотра, а также характерные особенности восприятия сюжета и персонажей фильма и степень влияния, которое оказывает на личность определенное влияние. Фильмы ужасов предназначены вызывать спрятанные внутри личности страхи, они концентрируются на темной стороне личности, ее тревожных и странных чувствах [1].
Рассмотрим основные эмоции и эмоциональные состояния, которые вызывают фильмы ужасов.
Страх. Ярко характеризует это понятие С.Кьеркегор «…симпатическая антипатия и антипатическая симпатия» [2].
Медицинский словарь трактует понятие «страх» как фобия — навязчивое состояние в виде непреодолимой боязни некоторых предметов, действий, поступков [3].
Следующее понятие, которое связано с темой статьи — это мотивация.
Мотивация рассматривается как соотношение между поведением и причинами, которые определяют такое поведение; мотивация — совокупность психологических явлений, отражающие наличие в психике человека конкретной готовности, направленная на достижение цели. Как указывает в своих исследованиях Л. С. Выготский, мотивация тесно связана с личностными потребностями человека и сопровождается положительными или отрицательными эмоциями.
С точки зрения влияния фильмов ужасов на психику человека можно сказать, что на сегодняшний день существует 2 позиции: отрицательная и положительная. Сторонники положительного влияния фильмов ужасов (Д.Радд и др.) утверждают, что фильмы ужасов являются тренажером своих эмоций и чувств. При просмотре фильма ужасов, человек получает удовольствие, т. к. нервная система адекватно оценивает реальность угрозы, вызывает своего рода «привычку» и мозг перестает воспринимать такие фильмы как угрозу. Психика человека как бы «отдыхает».
Как показывает анализ статистических данных, касающихся влияния фильмов ужасов на психическое состояние личности, достаточно большое количество людей любят смотреть фильмы ужасов и регулярно смотрят их в кинотеатрах и дома. Существует значительно количество теорий о том, чем объясняется любовь к фильмам ужасов. Ученые из Nottingham Trent University в Великобритании установили, что данный факт полезен для здоровья. Разговор идет не только о «выбросе» отрицательных эмоций, которые негативно влияют на организм человека, вызывая агрессию и повышенную тревожность. Также существуют данные исследований о влияния фильмов ужасов на иммунную систему (на время). Данное явление можно обосновать как механизм «выживания», когда в случае внешней опасности, организм начинает бороться и таким образом, укрепляется иммунитет. В процессе просмотра фильма ужасов у человека выделяется адреналин, который укрепляет иммунную систему, который повышает ритм сердцебиения и ускоряющего метаболические процессы, которые способствуют расходу энергии. Именно поэтому, как указывают сторонники положительного влияния просмотров фильмов ужаса на психику, такие фильмы косвенно могут влиять на потерю лишнего веса.
Исследователи, придерживающиеся противоположной точки зрения, утверждают, что фильмы ужасов негативно влияют на физиологическую систему организма человека. Сцены ужасов, представленных в фильме, сказываются на физиологии человека, человек перевозбуждается, эмоционально напряжен, могут наблюдаться «навязчивые идеи» или сцены из фильма.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно утверждать, что фильмы ужасов оказывают влияние на психическое и физиологическое развитие личности, при этом это влияние носит и положительный и отрицательных характер.
В рамках темы статьи мы провели анкетирование подростков в возрасте 13–17 лет, с целью выявления целевой аудитории, предпочитающая просмотр фильмов ужасов. Анкетирование носило анонимный характер, что позволило респондентам быть более откровенными.
В анкетировании принимало участие 30 респондентов, из них: 18 юношей и 12 девушек. При отборе участников главным критерием было увлеченность фильмами ужасов. Также в исследовании принимало участие «фокус-группа». В ней участвовало 10 подростков в возрасте от 15 до 21 лет. Главным критерием отбора данной группы была принадлежность к группе «любители ужастиков». Цель использования фокус-группы заключается в том, чтобы проследить реакцию зрителей на просмотренный фильм.
В рамках исследования был использован фильм «Пила». Эксперимент проводился в аудитории с хорошей акустиков и мультимедийным оборудованием.
В процессе фильма, респонденты были спокойны, изредка меняя позы, достаточно раскрепощены. По окончанию просмотра фильма была проведена беседа. Респондентам были заданы следующие вопросы:
— Какие эмоции у тебя возникли во время просмотра фильма? Понравился ли тебе фильм?
— Было ли тебе страшно во время просмотра? Хотелось ли убежать или спрятаться?
— Испытывали Вы отвращение?
— Жалко ли тебе жертв?
— Охарактеризуй, пожалуйста, главного героя фильма? Какой он?
— В чем, по-твоему, смысл фильма?
По результатам проведенного анкетирования можно сказать, что большинство респондентов, которые любят фильмы ужасов, это мужская половина. Респонденты мужского пола относятся к фильмам ужасам положительно и с большим удовольствиях ходят на премьеры и просматривают их дома через интернет или диск. Положительно относятся к данной категории фильмов более 70 %, возраст которых варьируется от 17 до 21 лет. Данный возраст психологами трактуется как границы юности. Именно в этот период происходит завершение созревания всех функций организма. Психологическое описание юношеского возраста связано в первую очередь с формированием самосознания, решением задач профессионального и личностного самоопределения и началом вступления в мир взрослых. Но как указывают исследования педагогов и психологов, занимающиеся проблемами психического развития юношеского возраста, комплексы и тревоги, сформировавшиеся в более раннем возрасте, остаются и каждый по-своему пытается разрешить.
Также необходимо отметить, что именно фильмы-ужастики служат одним из вспомогательных способов борьбы со страхами и повышенным чувством тревоги. Рассматривая с этой точки зрения становится очевидным, почему именно этот возраст увлекается просмотром фильмов-ужасов.
По результатам беседы можно сказать, что исследование, которое было проведено с помощью фокус-группы раскрыло достаточно ярко тот факт, что респонденты равнодушны к сценам насилия и у них нет чувства сострадания к другим участникам фильма. Но, с другой стороны, у респондентов отсутствует чувство агрессии, они не асоциальны. Мало того, они открыты к общению друг к другу, искренне высказывали свое мнение после просмотра фильма.
В первую очередь фильмы ужасов вызывают у человека страх, на что они и призваны. А именно страх, который внутри человека, в душе. После просмотра фильма ужасов, человек становится более эмоциональным, ранимым, часто от любого шороха пугается. Эти фильмы нацелены на то, чтобы вызвать страх, напугать, запугать. Запуганным человеком легче всего управлять. Особенно, если этот человек — подросток, его проще контролировать. Если масштабы огромные, то последствия становятся серьезными. Это психологические приемы. Кто может напугать, тот — получает власть.
Психологи заметили, люди смотрящие фильмы ужасов и боевики, становятся агрессивными. Как известно, агрессия — это состояние, при котором человек готов к нападению, это состояние является противоречием человеческому существу.
Некоторые люди замечали, что после того, как они насмотрятся фильмов ужасов или боевиков, и других подобных фильмов, то у них портится настроение, появляется чувство злости, агрессии, ненависти. Боль, ярость, насилие, которое мы видим почти в каждом фильме, воспринимается психикой человека как сигнал к подобному поведению. Многие сейчас хотят адреналина, и так называемые «слабые ужастики» им не интересны, но какими бы они ни были, они негативно на нас влияют. По статистике, с каждым годом число таких любителей растет. В классической литературе мы находим что ремень, угрозы были лишь методами воспитаниями. В политике так же присутствуют и угрозы, и насилие. На наши телеэкраны выходят сотни и даже тысячи зарубежных фильмов ужасов.
Ученые разделяют отделы мозга на три: сознание, подсознание, бессознательное.
Итак. На примере причинно-следственной связи: просмотр фильмов ужасов, боевиков, а также различных триллеров, включая телепередачи с насилием, откладываются в бессознательное, отсюда следует — конфликты на работе, дома — в семье, желание рукоприкладства, приступы крика, злость и агрессия, раздраженность.
Все уровни сознания связаны между собой. Просмотрев раз любой фильм с негативным содержанием, человек, как наркоман, подсаживается на такого рода фильмы. Ему потом нужно еще и еще. Он ищет все новое и то, что будет пугать его. Постоянно подпитываясь страхом, человек подпитывает и свое поведение. Смотревшие фильмы ужасов, например, такие как: «Пункт назначения», «Крик», «Звонок» и проч. не считали их чем-то плохим, бессознательно они впитывали в себя все то, что видели.
Маленький ребенок, увидав какой-либо ужастик, момент убийства, драки и т. д. может получить психическую травму на всю жизнь. Как выяснили ученые, такое часто приводит в последующем к преступности, маньячеству. Детские мультики с насилием порой пугают детей, последствиями являются так же распространенные ночные кошмары, лунатизм.
Таким образом мы можем сказать, что просмотр фильмов-ужасов заставляет зрителя переживать страх. Функциями страха является:
- Подготовка организма к действиям, позволяющим сохранить жизнь.
- Средство исследования опасностей окружающего мира. Оно позволяет заранее выявлять возможные опасные ситуации и отличать реальную опасность от воображаемой.
- Определение стратегии действия в ситуации неопределённости. Навык проявлять бдительность, сканировать окружающую среду для выделения приоритетов.
- Навык коммуникации об опасности и страхе.
Целью просмотра фильмов подобного жанра является — избавление от напряжения. В традиционном аналитическом трактовании — это снижение давления вытесненных аффектов и желаний.
Совладание с хаосом: бесконечное проигрывание непостижимого, которое невозможно осмыслить, а чувства, связанные с ним — ассимилировать.
Легитимизация агрессии. Зрители получают удовлетворение, отождествляя себя с монстрами (King, 1981). Защитная идентификация с агрессором — для преодоления угрозы, исходящей со стороны значимого человека (Я боюсь наказания взрослого; если я стану как он, его власть будет внутри меня, а не вовне) или идентификации с силой (если складывается ощущение, что другой лучше справляется с жизненными трудностями). Складывается в травматической ситуации, в которой человек теряет надежду на то, что мир придёт на помощь. Незащитная идентификация как стремление быть похожим на значимого человека (механизм роста).
Копинг-стратегией: проживание инфантильных страхов в безопасной обстановке. Переживая вместе с героями фильма эмоции ужаса, страха, тревоги, мы имеем возможность преодолеть их, «подняться» над ними, «подчинить» их и справиться со своим страхом.
Объединение в другими. Эмоционально напряженные ситуации могут объединить людей, создав ситуацию совместности, защиты, поддержки в момент наибольшей уязвимости.
Просмотр фильмов-ужасов для здоровой психики не несет для нее какой-либо угрозы и последствий. Для молодежи и людей с не стабильной психикой, либо высокой эмпатической восприимчивостью фильмы ужасов могут послужить фактором, провоцирующим проявление невроза, депрессии или механизмом запуска начала псих.заболевания. На данный момент контроля за контингентом, увлекающихся просмотром подобных фильмов в нашей стране, помимо возрастного цензора не существует. Ответственность за последствия для своей психики каждый берет на себя.
Литература:
- Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Академия, 2000. — 192 с.
- Бехтерев В. М. Избранные труды по психологии личности. Том второй. Объективное изучение личности. — СПб.: Алетейя, 1999. — 282 с.
- Большой толковый медицинский словарь / ред. Г. Л. Билич. — М.: Вече АСТ, 1998. — 359 c.
- Нечаев Н. Н. А. Н. Леонтьев и П. Я. Гальперин: диалог во времени // Вопросы психологии. — 2003. — № 2. — С. 61–69
- Птицына Н. А. Общественное объединение как фактор, влияющий на формирование толерантности подростков [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.regioncentre.ru generation/ publicacions/ publicacions20/ (дата обращения: 11.12.18)
- Развитие теории личности в трудах А. Ф. Лазурского [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.sociograd.ru/artfiles/1629/chitaite_lazurskogo_budte_umnenkimi. doc (дата обращения: 11.12.18)
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
- Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. — 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. — 672 с.
- Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — М.: Педагогика, 1989. 560 с.
- Эриксон Э. Детство и общество.- СПб.: Питер, 2000–312с.