Статья посвящена разбору основных законодательных актов в сфере регулирования таможенного дела в 50-е годы XVIII в., отражает основные направления государственной политики в сфере таможенного регулирования и результаты этой деятельности для экономики страны.
Ключевые слова: таможенное дело, Российская империя, тариф.
Key words: customs, Russian empire, tariff.
В первой половине XVIII века таможенное дело Российской империи из незначительной и саморегулирующейся структуры, которая выполняла лишь фискальные функции пополнения государственной казны, под влиянием государственной экономической политики, смогло развиться в более сложную сферу деятельности, которая теперь уже выполняет функции торгово-экономического регулирования внешних связей Российской империи в области торговли и экономики. Можно говорить о том, что к середине XVIII века в России окончательно сформировался институт таможенного регулирования, с централизованной системой управления и взимания пошлин и других сборов. Было унифицировано законодательство, которое отвечало всем современным требованиям ведения таможенного дела [1]. Однако, при всех достижениях государственной политики в области таможенного дела, в Российской империи оставались неразрешенными ряд практических проблем, которые влияли на развитие не только таможенного регулирования, но и на развитие всей экономики страны. Перед правительством стояла задача решения этих проблем, что выливается в череду реформ и преобразований в законодательной деятельности, так и в практическом применении.
Следует отметить, что первая половина XVIII века прошла под знаком реформ, которые были направлены на внешние рубежи государства. Внутренняя таможенная политика не подвергалась сильным корректировкам и не особо сильно регулировалась государством, сохраняя традиционный до Петровский характер. Однако, уже в начале 50-х годов XVIII вв., коренным образом меняется политика государства по отношению к внутренним таможням и государство активно включается в проведение реформ, которые являются переходными от первой половины XVIII века, к системообразующим реформами второй половины XVIII века. Внутренняя таможня между провинциями империи в значительной степени тормозило развитие экономики, и торговли, в частности. И уже в начале 50-х годов появляется концепт проекта об отмене внутренних таможенных сборов для крестьянской торговли, не затрагивая купеческую торговлю. Данный проект был предложен графом Петром Ивановичем Шуваловым и внесен в Сенат в сентябре 1752 года. Однако, данный проект был не доработан и поэтому на смену ему приходит новый проект, внесенный в марте 1753 года. По этому проекту П. И. Шувалов предлагает отменить все таможенные сборы, взимаемые на внутренних таможенных заставах. В окончательной редакции, внесенной в августе 1753 года, ликвидировались все внутренние таможенные пошлины для крестьянской и купеческой торговли и другие виды сборов, а также винокурение помещиков. Указ был принят 20(31) декабря 1753 г. и утверждены указном Елизаветы Петровны “Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов” [2, с.123].
Благодаря указу произошла окончательная ликвидация таможенных органов внутри страны и перенос всех контролирующих служб на внешние границы. Так, в апреле 1755 г. таможни в Брянске, Курске, Смоленске и других приграничных городах перенесли на границу. Это способствовало новому импульсу для развития внутренней торговли и позволило окончательно сформироваться единому торговому рынку Российской империи, что благоприятно сказывалось на развитии всей экономики государства. Теперь товар мог беспрепятственно доставляться в любую точку страны, при этом с него не взымалась плата, что с одной стороны удешевляло доставку, снижало конечную цену на товар, а с другой стороны повышало мобильность торговцев российской империи и благоприятно сказывалось на их финансовом положении. Следует также отметить, что по европейским меркам, отмена внутренней таможни было очень прогрессивным шагом. Например, во Франции внутригосударственные таможенные сборы были отменены лишь в 1790-х годах, а в Германии лишь к середине XIX века.
Реформы первой половины XVIII века позволили совершить огромный эволюционный скачок таможенному регулированию в стране. Однако, стоит признать, что Российская таможня по-прежнему не могла конкурировать на равных с европейской, поскольку законодательно таможенное регулирование еще не было полностью систематизировано. Огромное количество указов и распоряжений, которые регламентировали таможенное дело на местах, зачастую противоречили друг другу и не способствовали нормальному функционированию законодательства. Стояла необходимость в систематизации законов, которые будут распространяться на всю империю и одинаково функционировали на всей территории государства. Также стояла задача в окончательном утверждении государственной политики, из которой бы вытекало таможенное дело, реализуемое на сухопутных и морских таможенных пунктах.
Документом, который бы выполнял все эти задачи являлся разработанный и принятый 1 декабря 1755 года “Торговый устав”, который состоял из 13 глав [3. c.186]. Устав отменял все ранее изданные документы и правила торговли и уплаты пошлин и закреплял новые положения, которые распространялись на всю Российскую империю. В первой главе окончательно ликвидировалась внутренняя таможня и отменялись 17 внутренних торговых пошлин и сборов. Теперь купцы могли беспрепятственно и без уплаты пошлин реализовывать товар на внутреннем рынке. Теперь все таможенные сборы переносились на внешнее рубежи, в портовые и пограничные таможни. Что бы как-то компенсировать финансовые потери было решено ввести дополнительные пошлины на внешних рубежах. Четко регламентировались правила торговли для различных сословий. Устанавливались права и обязанности для иностранных торговцев, которые были вынуждены реализовывать свой товар через российских купцов, а также четко устанавливался сам процесс реализации товара и те правовые нормы, которые должны при этом соблюдаться. В уставе также содержались наказания, которые применялись бы к тем, кто реализовывал контрабандный товар или не платил положенную таможенную пошлину. Упрощался процесс, при котором иностранный торговец мог бы вести торговлю под российским флагом, что должно было стимулировать прирост иностранцев в торговой сфере и привело бы к повышению качества торговли. Важное место в уставе занимают пункты об таможенных сборах и платежах. Помимо самих пошлин на ввозимый и вывозимый товар, устанавливалась и различные ограничения на сроки реализации либо же места продажи товара, а также прописывался товар, вывоз которого был категорически запрещен, а места его продажи -ограничивались. Ввиду экономической либо же политической значимости некоторых регионов России, а в частности Сибири и Малороссии, для данных регионов правила введения торговли и таможенного дела отличались от других регионов страны, эти изменения также прописывались в уставе. Также в уставе 1755 года содержался реестр таможенных застав ее Императорского Величия, а также давалась характеристика товара, который можно провозить лишь через определенные заставы. Устанавливались правила проезда купцов через конкретные заставы, и необходимые таможенные формальности.
Принятие устава 1755 года носило прогрессивный характер, включило Российскую империю в таможенную систему взаимоотношений европейских государств. Устав 1755 года был также прогрессивным шагом и в законодательной системе Российской империи. Принятие столь дотошно разработанного документа требовало хорошо разработанной предшествующей законодательной базы и специально подготовленных профессиональных кадров, которые бы смогли провести данную реформу во все затронутые в указе сферы деятельности государства. Итогом принятия указа стал выход Российской империи на новый уровень таможенного дела и таможенной политики, что открыло новые возможности для свободного перемещения товара по России, и еще в большей степени укрепило всероссийский рынок и стимулировала развитие внешней и внутренней торговли. Указ имел экономическое, политическое и финансовое значение, который уже в ближайшее время позволил бы России проводить новые, более прогрессивные финансовые и торговые реформы.
Следующим важным шагом в таможенном регулировании стало принятие тарифа 1757 года [4, c. 764]. Причин для принятия тарифа было несколько. Во-первых, до настоящего времени действовал тариф 1731 года, который не включал в себя большое количество товаров, которые ввозились в страну. Во-вторых, тариф 1731 года носил крайне выраженный либеральных характер, что проявлялась в низких таможенных пошлинах для ввозимого иностранного товара. Это не способствовало поддержанию отечественного производителя, а Елизавета Петровна проводила активную политику протекционизма. В-третьих, после ликвидации внутренних таможен, резко снизилось количества денежных средств, которые поступали от таможенных пошлин, что достаточно сильно ударило по бюджету. Перед правительством стояла задача компенсации и восполнения финансовых потерь бюджета за счет внешних торговых пошлин.
Разработка тарифа была начата в 1754 году и закончилась в 1757 году. Тариф был разработан особой комиссией и носил ярко выраженный протекционистский характер. Наименьшей таможенной ставкой являлась ставка в 12,5 процентов. Доминирующая ставка в тарифе 1757 года — 15–20 процентов. Однако, следует выделить особенности данного тарифа, которые повлияли на его реализацию. Пошлины по тарифу 1757 года взимались частично в рублях, а частично в ефимках. Учитывая курс ефимок к рублю, реальное обложение некоторых товаров достигало 60–80 процентов, а в некоторых случаях превышало саму стоимость товара. Тариф 1757 года являлся тарифом с самыми высокими таможенными ставками в истории Российской империи. С точки зрения практической реализации, тариф 1757 года также оказался неудачным. Взимание пошлин в ефимках и рублях вызывало проблемы при расчете уплачиваемой пошлины. Излишняя подробность и многочисленность статей и правил тарифа затрудняли его применение и вызывало большое количество споров при расчете уплачиваемой пошлины. Высокие таможенные пошлины также негативно сказались на уровне контрабанды. Тариф стимулировал рост контрабандистов и нелегально ввезенного товара.
Данный тариф принес существенные доходы казне. Так, если в 1753 году таможни давали 1.5 млн руб., то в 1761 году — 5,7 млн. руб. В целом следует отметить, что торгово-экономическая и таможенная политика администрации Елизаветы Петровны была успешной и благоприятствовала развитию Российской империи. Происходит создание всероссийского торгового рынка, проводиться таможенная политика, которая была направленна на защиту и поддержку российского торговца. Реформы Елизаветы Петровны в торгово-экономической сфере были более удачными по сравнению с реформами внутренней политики, они отличались последовательностью, достаточно сильной проработкой и разработкой программы реформ и отличались относительно успешной реализацией на практике.
Литература:
- Кисловский Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России. — 3-е изд., доп. / Под общ. ред. А. Е. Жерихова. — М: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. — 592 c.
- № 33. 1 марта. Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов. С приложением высочайше утвержденного доклада Сената по сему предмету // Законодательство императрицы Елизаветы Петровны. -М., 2009. — 288с.
- Торговый устав // Законодательство императрицы Елизаветы Петровны. -М., 2009. — 288с.
- № 10722. 12 января. Именный. О сборь пошлинъ въ портовыхъ и пограничныхъ Таможняхъ, съ привозныхъ и отвозныхъ товаровъ// Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. Том XIV. 1754–1757 гг. Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии. СПб., 1830.