Адаптивная физкультура: новые горизонты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №51 (237) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 22.12.2018

Статья просмотрена: 391 раз

Библиографическое описание:

Филимонова, М. О. Адаптивная физкультура: новые горизонты / М. О. Филимонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 212-214. — URL: https://moluch.ru/archive/237/55013/ (дата обращения: 15.11.2024).



Цель данной статьи- исследование перспектив развития физической культуры в России, изменение соотношения разных существующих форм физической культуры, возможность и необходимость появления новых форм физической культуры.

Аристотель утверждает, что предметом его этики является счастье, которое он определяет как «деятельность души в полноте добродетели» [1]. Счастье есть совместная полнота трех благ: во-первых, душевных, во-вторых, телесных, каковы здоровье, сила, красота и прочее подобное; в третьих, внешних, каковы богатство, знатность, слава и им подобное.

Всемирной организации здравоохранения понятие «здоровье» трактуется, «...как состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а также отсутствие болезней и физических дефектов» [2]. Можно утверждать, что понятие «счастье» Аристотеля соответствует современному понятию «здоровье» ВОЗ. Сопутствующим понятием к понятию «здоровье» является понятие «здоровый образ жизни», или ЗОЖ. ЗОЖ можно рассматривать как

  1. образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья,
  2. образ жизни человека, направленный на обретение здоровья.

Результаты недавнего медицинского исследования показывают, что всего 4 % людей во всем мире могут считаться здоровыми. 25 % процентов людей имеют одновременно по пять заболеваний, а больше половины людей имеют 10 диагнозов. Физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учётом возрастных и физиологических особенностей помогает реабилитировать и адаптировать человека к привычной жизни после болезни. или болезней. Физические упражнения входят в сферу физической культуры. Физическая культура — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития [3]. Конечно, закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации, на мой взгляд, страдает однобокостью- наибольшее внимание отведено регулированию правоотношений в спорте, большом спорте и зрелищных мероприятий. Следовало бы больше внимания уделить продвижению иных видов физической культуры, а именно базовой, лечебной и адаптивной. Спорт –и в наибольшей степени спорт высоких достижений- является показателем границы человеческих возможностей.

Конкретной, наглядно воспринимаемой целью спортивной деятельности является достижение возможно высокого спортивного результата, выраженного в общепринятых критериях — в мерах времени, расстояния, веса, в факте физической победы либо выигрыша, оцениваемых в баллах, очках и т. п. Через достижение этой «внешней» цели достигаются и более существенные результаты, воплощаемые в совершенствовании человеческих качеств, способностей.

Функции спорта неодинаково выражены в различных разделах спортивного движения — спорте высших достижений, и массовом спорте.

Физическая культура многофункциональна. Разные исследователи представляли свое видение, свою систему функций физической культуры. Например, функции физической культуры частного характера, по данным Ж. К. Холодова [4]:

– образовательные, выражающиеся в использовании физической культуры как учебного предмета в системе образования;

– прикладные — имеющие непосредственное отношение к повышению специальной подготовки, к трудовой деятельности и воинской службе средствами профессионально-прикладной физической культуры;

– спортивные, проявляющиеся в достижении максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых возможностей человека;

– рекреативные и оздоровительно-реабилитационные, связанные с использованием физической культуры для организации содержательного досуга, а также для предупреждения утомления и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма.

Известное выражение — здоровье есть дело каждого, можно, рассматривая физическую культуру, перефразировать- физкультура есть дело каждого. Но двадцать первый век ставит перед этим «каждым» иные проблемы, нежели проблемы двадцатого и девятнадцатых веков. Парадигма «здоровье как норма» должна быть изменена на парадигму «здоровье как идеал, практически недостижимый образец». Лишь малая часть населения как Земли, так, в частности, и России, может быть признана здоровой. По чрезвычайно оптимистичным оценкам официальных экспертов в нашей стране 30 % — часть здорового населения.

Каков же выход из данного положения? Как мне кажется, выход может состоять в принятии государством нового взгляда на ситуацию. А именно: признание за специальными видами физкультуры (ЛФК, АФК и т. д.) приоритетного значения для общества, что влечет за собой как разработку новых концепций физической культуры, так и повышенное финансирование этих видов физкультуры. Более строгое медицинское обследование людей, занимающихся не только профессиональным, но и непрофессиональным спортом; страхование деятельности спортсменов, исходя из повышенного риска их деятельности. Для лиц, занимающихся адаптационными формами физкультуры, предусмотреть преференции- пониженные ставки страхования жизни, налоговые вычеты.

Государство делает много для социализации инвалидов, но может и должно делать намного больше. По данным Росстата, на 1 января 2018 года в России зарегистрировано 12,1 млн человек всех групп инвалидности (8,2 % населения России). Из них мужчин — 5,2 млн человек, женщин — 6,9 млн. За пять лет количество инвалидов в России сократилось на 7,6 % — с 13,1 млн человек.

Больше всего инвалидов причислено ко второй группе инвалидности — 5,6 млн человек (с 2013 года их число сократилось на 17,7 %), к третьей группе инвалидности — 4,4 млн человек (рост на 7,3 % за последние пять лет). Обладателями самой сложной, первой группы инвалидности являются 1,47 млн человек (сократилось на 2 %). Детей-инвалидов в России зарегистрировано 0,7 млн человек. Но эта статистика отражает лишь количество официально признанных инвалидов. Большое количество людей с нарушениями здоровья не получает официальную инвалидность. Одной из мер по социализации этих лиц может и должна служить физическая культура в форме адаптивной физкультуры. В настоящее время АФК ориентирована на лиц с ярко выраженными формами отклонений в состоянии здоровья, официально признанными или находящимися в стадии приобретения статуса инвалида. Преюдицируется здоровье. Но это не совсем так- точнее, совсем не так. Большая часть общества находится вне состояния здоровья и вне состояния инвалидности. АФК должна быть направлена на эту группу населения. Профилактика болезней этой группы лиц более затратна, нежели профилактика среди здоровых, но менее затратна, нежели лечение и реабилитация лиц, официально признанных инвалидами. Люди в этом пограничном состоянии составляют большую часть нации и создают большую часть богатства нации. Помощь государства в форме создания новой АФК или реформированной сегодняшней АФК должна быть оказана немедленно

Литература:

  1. Гусейнов А. А. Никомахова этика // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978–5-244–01115–9.]
  2. Преамбула к Уставу (Конституции) Всемирной организации здравоохранения]
  3. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 N 329-ФЗ (последняя редакция)]
  4. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М.: Академия, 2004. — 480 с.]
Основные термины (генерируются автоматически): физическая культура, Россия, группа инвалидности, здоровье, образ жизни человека, состояние здоровья, спорт.


Похожие статьи

Философия спорта и ее место в теоретической системе физической культуры

В статье автор рассматривает круг вопросов в области спорта, подлежащих философскому исследованию, определить место философии спорта в системе научных знаний, а также привлечь внимание философской и физкультурно-спортивной общественности к совместной...

Единая система обучения: цели, задачи, принципы создания

Цель статьи — рассмотреть возможности взаимодействия всех структур и аспектов системы образования в целом, а также показать необходимость обновления современной системы высшего образования под намечающуюся современную тенденцию в области необходимых ...

Системный подход в подготовке специалистов с высшим физкультурным образованием

В статье рассматриваются вопросы совершенствования учебного процесса путем построения структурной модели деятельности специалиста по физической культуре, а также влияния различных видов спорта на формирование педагогических умений.

Роль антимонопольной политики в России

В данной статье рассматривается проблема развития и совершенствования антимонопольного законодательства. Методы повышения эффективности деятельности антимонопольных органов в период становления рыночных отношений. Состояние рыночных связей в России в...

Роль бережливого производства в современном мире

В статье рассмотрены история возникновения и основные принципы концепции бережливого производства. Представлены возможности его внедрения и положительный эффект.

Сплочение молодёжи как актуальное направление государственной молодежной политики

В статье анализируется своеобразие молодежи как социальной группы, задачи, цели государственной молодежной политики и необходимость объединения молодежи, развития организованного молодежного движения в стране.

Формирование и развитие лексических навыков в процессе обучения иностранному языку

В статье рассматривается лексический навык и его составляющие и даётся обзор зарубежной и отечественной литературы, описывающей современные методики развития данного навыка.

Регионализация современной системы дополнительного образования детей в условиях модернизации образования

Статья посвящена изучению проблемы регионализации системы дополнительного образования детей в условиях модернизации образования, выработке рекомендаций к разработке дополнительных образовательных программ с применением регионального компонента.

Построение экосистемы как способ развития современного бизнеса. Преимущества и недостатки

Одна из основных тенденций развития бизнеса последних лет — это создание и развитие экосистем. Поэтому данная статья посвящена именно анализу экосистем и связанным с ними супераппами, а также суперсервисам как некоторой альтернативе. В работе рассмот...

Корпоративная культура в организации как фактор повышения эффективности управления

В работе излагаются теоретические основы формирования и развития корпоративной культуры по следующим основным направлениям: понятие, структура, виды и модели, принципы формирования, систематизация и анализ подходов к оценке.

Похожие статьи

Философия спорта и ее место в теоретической системе физической культуры

В статье автор рассматривает круг вопросов в области спорта, подлежащих философскому исследованию, определить место философии спорта в системе научных знаний, а также привлечь внимание философской и физкультурно-спортивной общественности к совместной...

Единая система обучения: цели, задачи, принципы создания

Цель статьи — рассмотреть возможности взаимодействия всех структур и аспектов системы образования в целом, а также показать необходимость обновления современной системы высшего образования под намечающуюся современную тенденцию в области необходимых ...

Системный подход в подготовке специалистов с высшим физкультурным образованием

В статье рассматриваются вопросы совершенствования учебного процесса путем построения структурной модели деятельности специалиста по физической культуре, а также влияния различных видов спорта на формирование педагогических умений.

Роль антимонопольной политики в России

В данной статье рассматривается проблема развития и совершенствования антимонопольного законодательства. Методы повышения эффективности деятельности антимонопольных органов в период становления рыночных отношений. Состояние рыночных связей в России в...

Роль бережливого производства в современном мире

В статье рассмотрены история возникновения и основные принципы концепции бережливого производства. Представлены возможности его внедрения и положительный эффект.

Сплочение молодёжи как актуальное направление государственной молодежной политики

В статье анализируется своеобразие молодежи как социальной группы, задачи, цели государственной молодежной политики и необходимость объединения молодежи, развития организованного молодежного движения в стране.

Формирование и развитие лексических навыков в процессе обучения иностранному языку

В статье рассматривается лексический навык и его составляющие и даётся обзор зарубежной и отечественной литературы, описывающей современные методики развития данного навыка.

Регионализация современной системы дополнительного образования детей в условиях модернизации образования

Статья посвящена изучению проблемы регионализации системы дополнительного образования детей в условиях модернизации образования, выработке рекомендаций к разработке дополнительных образовательных программ с применением регионального компонента.

Построение экосистемы как способ развития современного бизнеса. Преимущества и недостатки

Одна из основных тенденций развития бизнеса последних лет — это создание и развитие экосистем. Поэтому данная статья посвящена именно анализу экосистем и связанным с ними супераппами, а также суперсервисам как некоторой альтернативе. В работе рассмот...

Корпоративная культура в организации как фактор повышения эффективности управления

В работе излагаются теоретические основы формирования и развития корпоративной культуры по следующим основным направлениям: понятие, структура, виды и модели, принципы формирования, систематизация и анализ подходов к оценке.

Задать вопрос