Управление конкурентоспособностью инновационных проектов в индустрии развлечений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №51 (237) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 25.12.2018

Статья просмотрена: 2179 раз

Библиографическое описание:

Пипчук, С. А. Управление конкурентоспособностью инновационных проектов в индустрии развлечений / С. А. Пипчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 262-266. — URL: https://moluch.ru/archive/237/55022/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрена и проанализирована российская индустрия развлечений. Проведено исследование инновационных проектов, как основа развития отечественной и мировой индустрии развлечений. Исследуются тенденции управления конкурентоспособностью инновационных проектов в условиях российского рынка развлечений.

Ключевые слова: индустрия развлечений, рынок развлечений, инновации, инновационные проекты, управление конкурентоспособностью.

Keywords: entertainment, entertainment market, innovative project management, competitiveness.

  1. Введение

Важность индустрии развлечений для общества трудно переоценить. Потребность в развлечениях, отдыхе и духовные потребности так же естественны для человека, как потребности в пище или в безопасности. Индустрия развлечений является важной частью экономики, так как создает рабочие места, способствует развитию высокотехнологичного производства, является привлекательной для инвестиций, тем самым способствуя экономическому развитию. Также от степени развития индустрии развлечений и направленности этого развития во многом зависит эмоциональное и физическое состояния населения.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в результате популяризации индустрии развлечений и роста ее экономической массы число компаний, занимающихся организацией досуга, постоянно увеличивается. В связи с этим возникает вопрос о конкурентоспособности компаний. И единственным решением этой дилеммы является должное управление конкурентоспособностью инновационных проектов.

Объектом исследования является инновационный проект в индустрии развлечений.

Предмет исследования — задачи и инструменты управления конкурентоспособностью применительно к инновационным товарам в сфере развлечения.

Целью работы является анализ тенденций развития современного рынка развлечений и выявление методов управления конкурентоспособностью инновационных проектов.

Проблема исследования заключается в отсутствии определённой стратегии управления конкурентоспособностью, которой руководитель мог бы следовать на разных этапах процесса создания и продвижения инноваций на рынок.

В процессе изучения теории конкурентоспособности инноваций было поставлено несколько задач: во-первых, выявить специфические особенности рынка развлечений, очертить проблемное поле сферы инноваций; во-вторых, систематизировать и уточнить задачи управления конкурентоспособностью в сфере развлечений и соотнести с ними новые методы, подходы и инструменты.

Исследование основано на совмещении процесса изучения отечественной и зарубежной литературы с наблюдением и эмпирическим анализом реального опыта.

Значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности компаний для продвижения инноваций.

  1. Определение задач иинструментов маркетинга инноваций

В литературе не существует единого определения рыночных субъектов, целью которых является создание условий для удовлетворения проявляемых интересов и духовных потребностей человека в развлечении. Наиболее точным является определение предложенное Н. С. Матющенко. Индустрия отдыха и развлечений включает в себя организации и частных предпринимателей, которые способствуют отдыху человека (например, чтение книг, просмотр ТВ, создание произведений искусств и т. п.) и получение им ярких эмоций и праздничных впечатлений (например, спортивные зрелища, концерты, цирк и т. п.) [1]

В Российской экономике наиболее быстроразвивающимися отраслями Индустрии развлечений являются: интернет-услуги, киноиндустрия (производство и прокат фильмов), видеоигры, телевидение (в особенности платное). Развитие современной индустрии развлечений происходит в условиях рыночных отношений. Индустрия развлечений является одним из значительных и динамично развивающихся сегментов мировой экономики. По данным транснациональной аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC) «Всемирная индустрия развлечений и медиа: прогноз на 2014–2018 годы» мировые расходы на развлечения увеличатся с $ 1,8 триллионов в 2013 году до $ 2,5 триллионов в 2018 году. Российский рынок развлечений является крупным и динамично развивающимся рынком, что отражает общемировую тенденцию в данной сфере. В 2016 году рынок развлечений в России стал шестым крупнейшим рынком в регионе EMEA (страны Европы, Ближнего Востока и Африки) и вырос почти до $ 39 миллиардов. [2]

На динамику этого процесса большое влияние оказывает развитие новых современных технологий и внедрение инноваций, таких как цифровые и мобильные. Развивающиеся массмедийные технологии открыли новое магистральное направление просветительной деятельности, и это привело к распространению новых досуговых видов услуг (виртуальные выставки, интернет-конференции, музейные экспозиции, удаленный доступ к информации о культурных ценностях) и новых форм социально-культурной деятельности. [3]

Использование цифровых и мобильных технологий являются неотъемлемой частью деятельности успешных компаний рынка развлечений, открывая огромные перспективы для дальнейшего развития. Такое влияние развития технологий на данную сферу деятельности связанно с желанием потребителя испытывать новые впечатления и ощущения. Характерной особенностью рынка культуры и развлечений является высокая конкуренция, которая не угасает даже при внедрении уникального товара и услуги. Это связанно с тем, что похожие между собой потребности могут быть удовлетворены разными способами. Например, человек может выбирать между просмотром фильма online дома или походом в кинотеатр.

В современной экономике разработка и внедрение инноваций должны стать основой развития отечественной развлекательной индустрии. Продвижение на рынке новых услуг, строительство новых объектов в индустрии развлечений, и модернизация уже существующих, проведение крупных культурных событий — всё это можно расценивать как результат проектной деятельности. Поэтому конкурентная борьба за новые рынки сбыта и посетителей между рыночными субъектами развлекательной сферы происходит, в том числе и как борьба реализуемых ими проектов. В результате перед субъектами развлекательной индустрии встает проблема управления конкурентоспособностью уже на этапе проектирования нового объекта или продукта. Конкурентоспособность инновационного проекта — это динамическое свойство, которое характеризует его способность реализовываться в условиях рыночной конкуренции и отражает привлекательность проекта для потребителя и инвесторов, определяя степень его экономической эффективности. [4]

К тенденциям, характерным для управления конкурентоспособностью инновационных проектов относятся:

  1. Укрупнение инновационных проектов.

В настоящее время ярко выражена тенденция управления конкурентоспособностью инновационных проектов через реализацию крупных проектов развлекательных объектов, которые предоставляют большой выбор разнообразных продуктов (товаров и услуг). Данные объекты представляют из себя альянс операторов, реализующих различные виды развлечений. Тенденция к укрупнению проектов проявляется в увеличении количества сетевых объектов и вытеснении с рынка не сетевых участников рынка. Примерами подобных сетевых проектов являются современные развлекательные центры (детские развлекательные центры, торгово-развлекательные центры, спортивные), парки развлечений, кинотеатры. [5]

  1. Реализация интеграционных проектов, которые объединяют в себе как развлекательные, так и смежные направления деятельности.

Тенденция связанна с тенденцией к глобализации и укрупнению проектов. Современные проекты в индустрии развлечений зачастую помимо развлекательных товаров и услуг предоставляют так же продукты из смежных областей, не связанных напрямую с развлечением. В то же время, рыночные субъекты, не занятые напрямую в индустрии развлечений, включают в свои проекты развлекательный элемент для привлечения клиентов. За счет подобного сотрудничества в развлекательную индустрию интегрируются рыночные субъекты, ранее напрямую не связанные с ней.

Наглядными примерами могут служить:

‒ проекты современных торгово-развлекательных центров, в которых развлекательная зона обычно состоит из кинотеатра (являющегося якорным арендатором), зоны игровых автоматов, спортивных развлечений (боулинг, бильярд и т. д.), и предприятий общепита;

‒ проекты, интегрирующие образовательный процесс и развлечения. В качестве примера реализации подобных проектов можно привести детские развлекательные центры, где детей обучают посредством игры, проекты создания развивающих игр, проекты тематических ресторанов и музеев;

‒ проекты, объединяющие спорт и развлечение. В качестве примеров подобных проектов можно привести проекты создания боулинг-центров; спортивных арен; крытых катков, лыжных спусков и т. д.;

‒ проекты, объединяющие индустрию здоровья и красоты с развлечениями. [6]

  1. Реализация тематических проектов.

В индустрии развлечений оригинальность зачастую является основой конкурентоспособности и помогает привлечь к проекту внимание инвесторов и потенциальных потребителей. Тематизация инновационного проекта позволяет потребителю сделать выбор в пользу того или иного товара, услуги или развлекательного объекта. Примером подобной тематизации проектов могут послужить различные клубы «по интересам», тематические музеи, парки аттракционов и детские развлекательные центры. [7]

  1. Виртуализация проектов

Развитие виртуальных технологий оказывает значительное влияние на общество в целом и на культурно развлекательную сферу в частности. Чтобы сегодня соответствовать запросам потребителя, создателям проекта в индустрии развлечений нужно «держать руку на пульсе» тенденций развития интернет и мультимедиа технологий. Современные проекты развлекательной индустрии трудно представить без виртуальной составляющей. Даже если инновационный проект не связан напрямую с виртуальными технологиями, размещение информации о проекте, возможность online заказать билеты, или приобрести товары и услуги, является важной частью маркетинговой составляющей конкурентоспособности проекта. Яркими примерами виртуализации инновационных проектов в индустрии развлечений является осуществление развлекательных интернет проектов, таких как интернет-телевидение, создание социальных сетей, создание интернет ресурсов, посвященных различным культурным и развлекательным проектам и мероприятиям, применение компьютерной графики во время шоу-программ, создание компьютерных игр. [8]

5. Реализация проектов, ориентированных на слаборазвитые, но перспективные сегменты российского рынка развлечений.

На сегодняшний момент в российской индустрии развлечений можно наблюдать двоякую картину. С одной стороны, в столицах, а также в некоторых городах с населением в миллион человек рынок развлечений в традиционных сферах, таких как, например, киноиндустрия, приближается к своему насыщению. В регионах же ситуация иная. Развлекательная сфера там остается слаборазвитой. Прежде всего, это касается небольших населенных пунктов с населением до 100 тыс. жителей. [9] Именно за счет продвижения в регионы в последние годы происходит расширение рынка развлечений. В условиях сложившейся картины на развлекательном рынке, его участники управляют конкурентоспособностью инновационных проектов путем географического перемещения места их реализации в регионы, пытаясь таким образом занять пока ещё не занятые конкурентами ниши на региональных рынках. Стоит отметить, что важной социальной задачей является осуществление в регионах инновационных развлекательных проектов. При этом даже в крупных городах следует признать неразвитость индустрии развлечений в ряде направлений. На начальной стадии развития находятся такие объекты развлечений и отдыха, как основанные на базе электронной техники комплексы аттракционов, тематические парки, кинотеатры для автомобилистов, автоматические кинотеатры, клубы здоровья, кафе клубного типа, гольф-клубы, трейлерные парки. В сравнении со странами Европы и США в России число аквапарков, кортов, бассейнов и центров горнолыжного спорта намного меньше. Слабо развит рынок услуг для полноценного семейного досуга, вместо них предлагаются упрощенные формы развлекательных центров. [10] Между тем реализация проектов в рамках данных слаборазвитых направлений является еще одним способом добиться конкурентоспособности, т. к. в рамках данных направлений деятельности конкуренция менее агрессивная.

6. Ориентация качества реализации инновационных проектов на мировой уровень.

В плане качества предоставляемых услуг российская развлекательная индустрия в целом, в значительной степени отстает от развитых стран. Например, в некоторых российских городах нет ни одного развлекательного заведения, отвечающего международным стандартом качества. Такое положение дел обусловлено рядом негативных факторов, оказывающих влияние на сферу развлечений. [11] Прежде всего, это связанно с техническим и технологическим отставанием российских организаций, занятых в данной сфере, а также с отсутствием квалифицированного управляющего персонала, понимающего специфику отрасли. Не маловажную роль для организаций сферы досуга также играет помещение, в котором оно оказывает свои услуги. Многие заведения развлекательного толка осуществляют свою деятельность в зданиях изначально не предназначенных для этого, например, на территории бывшего завода или склада. [12] Поэтому зачастую современные развлекательные заведения можно встретить только в недавно построенных бизнес и торговых центрах с заранее запланированной досуговой зоной. Кроме этого, понятие качества результата проекта в развлекательной индустрии является одним из важнейших для конкурентоспособности, т. к. индустрия развлечений «работает» непосредственно с эмоциями потребителя. Качество результата проекта напрямую влияет на степень удовлетворенности клиента. Именно поэтому в индустрии развлечений создатели и разработчики инновационных проектов начинают уделять внимание управлению качества реализации проекта, начиная с разработки бизнес-плана и заканчивая проверкой результатов проекта. В условиях глобализации и открытости рынка современные проекты индустрии развлечений должны отвечать мировым требованиям к производству и сервису. Кроме того, управление качеством проекта предполагает его реализацию в срок и в рамках установленного бюджета, что снижает затраты на проект, позволяет достичь поставленных целей и увеличить инвестиционную привлекательность рыночного субъекта, реализующего проект. [13]

  1. Заключение

Основываясь на вышеизложенном материале, можно сделать выводы, что мировой рынок развлечений является ориентированным на использование высоких технологий и динамично развивающимся. Развитие отечественного сегмента данного рынка подстраивается под общемировой вектор развития. Большую актуальность в индустрии развлечений приобретает необходимость в реализации инновационных проектов, как единственного способа развития своей деятельности и конкурентных преимуществ. Все чаще борьба между игроками рынка осуществляется, как борьба реализуемых ими досуговых проектов. [14] Сделав анализ тенденций развития современного рынка развлечений, можно выдать заключение, что конкурентоспособность инновационного проекта зависит от возможности удивлять потребителя и заставлять его переживать новые ощущения и впечатления.

Достигнуть цель можно различными путями:

‒ предоставить уникальный развлекательный продукт;

‒ скомбинировать различные развлекательные продукты и/или их комплексное предоставление;

‒ реализовать продукт оригинальным способом и т. д.

При этом для того, чтобы инновационный проект был по-настоящему конкурентоспособным в процессе его реализации и эксплуатации, необходимо ориентироваться на международные стандарты качества.

Литература:

  1. Матюшенко Н. С. Организации индустрии отдыха и развлечений на туристско-рекреационных территориях. СПб.: Питер, 2013. — 205 с.
  2. Стальная В. А. Индустрия развлечений в мировой экономике: современные тенденции и перспективы развития // Российский внешнеэкономический вестник, 2009. — № 2. С.17.
  3. Аудиторская компания PricewaterhouseCoopers. Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2016–2020 годы [Электронный ресурс] // Интернет-газета. 21.10.2016. — Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/publications/media-outlook.html (дата обращения: 05.06.2018).
  4. Друкер П. Бизнес и инновации. М.: Вильямс, 2007. — 432 с.
  5. Бальжирова Т. Ж. Интернет как средство социальной коммуникации в условиях формирующегося в России информационного общества.: Дисс. анд соц. Наук. Уланн-Уде, 2009. — 161 с.
  6. Григорьева, Е. И. Сущность и основные виды социально-культурных технологий / Е. И. Григорьева // Социальные технологии в сфере культуры и досуга: материалы Всерос. науч. практ. конф. (нояб. 2001 г.). Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2001. — 372 с.
  7. Набухотный А. Retailtainment — ключ к успеху торгового центра. // Объединения культурно-просветительной и культурно-творческой направленности: Культура, 2001. — С. 134–137.
  8. Анита Элберс. Стратегия блокбастера. Уроки маркетинга от лидеров индустрии развлечений // ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2015. — С. 15–17.
  9. Понукалина О. В. Развлечения в контексте массовой культуры // Вопросы культурологии, 2010. — № 10. С. 84.
  10. Криворотов В. В. Принципы и факторы построения системы показателей конкурентоспособности предприятия // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал, 2004. — № 1/2. С. 102−104.
  11. Туманов К. М. Обеспечение конкурентоспособности предприятия: инновационный аспект. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2007. — 151 с.
  12. Богалдин-Малых В. В. Бизнес-стратегии и операционный маркетинг на рынке услуг. М.: МПСИ, 2008. — 218 с.
  13. Песоцкая Е. В. Маркетинг услуг. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2010. — 160 с.
  14. Под редакцией Бурменко Т. Д. Сфера услуг. Менеджмент. М.: КноРус, 2007. — 368 с.
Основные термины (генерируются автоматически): индустрия развлечений, проект, инновационный проект, конкурентоспособность, развлекательная индустрия, развлечение, развлекательная сфера, реализация, российский рынок развлечений, рынок развлечений.


Похожие статьи

Развитие и продвижение продуктов онлайн-образования на российском рынке

В статье рассматриваются рынок онлайн-образования в России, история его развития как новой тенденции во всемирном образовании и перспективы развития рынка в целом как отдельной отрасли в условиях ухода лидеров с рынка, а также эффективность методов п...

Маркетинговая деятельность в развитии индустрии туризма и гостеприимства

В научной статье представлены результаты анализа особенностей применения инструментов маркетинга и маркетинговой деятельности при развитии индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации. Актуальность исследования на обозначенную тему обусл...

Инновационные технологии при повышении конкурентоспособности отеля в современной индустрии гостеприимства

В статье проведен обзор инновационных технологий гостиничного обслуживания гостей, которые используются в целях повышения конкурентоспособности отеля. Актуальность исследования обусловлена развитием новых подходов и способов к организации гостиничных...

Тенденции интернет-маркетинга в России и за рубежом

В статье раскрываются новые тенденции в области маркетинга, описаны основные инструменты воздействия на потребителей в Российской Федерации и за рубежом. Показаны результаты оценки рекламного рынка России и перспективы его развития.

Имидж образовательного онлайн-сервиса: структура и факторы эффективности

В центре внимания авторов находится такая проблема, как формирование имиджа крупной образовательной платформы и сохранения лояльности аудитории в рамках динамичного рынка онлайн-образования. Авторами определена структура имиджа, обозначены наиболее з...

Становление и развитие фармацевтического дела в России

В статье рассмотрено формирование корпораций и их роль в развитии мировой фармацевтической промышленности. Проведен анализ структуры, состояния, динамики и тенденций развития мировой и российской фармацевтической сферы. Сформулированы преимущества, п...

Анализ современных тенденций цифровой трансформации промышленности

В статье анализируются стратегии и инициативы ведущих стран в области развития цифрового производства и конвергенции информационных и промышленных технологий. Выявляются основные технологические тренды в сфере цифровой трансформации промышленности. П...

Технологические инновации как основа энергетической безопасности России в условиях глобализации

В статье анализируется инновационная деятельность как приоритет и фактор энергетической безопасности России. Сделан вывод о необходимости развития сетевых форм организации и продвижения инноваций и трансфера технологий, для формирования масштабных те...

Модель формирования позитивного имиджа образовательной организации

В статье исследуется вопрос формирования позитивного имиджа в образовательных организациях и рассматривает PR-деятельность как систему внутренних и внешних коммуникационных процессов. Подтверждается актуальность применения связей с общественностью в ...

Креативные индустрии как отдельный сектор креативной экономики в России и в мире

В данной статье рассмотрены понятие и концепция «креативные индустрии» в контексте «креативной экономики», значимость этой культурной области в контексте экономической и социально-культурной сферах. Также проанализированы экономические факторы и проб...

Похожие статьи

Развитие и продвижение продуктов онлайн-образования на российском рынке

В статье рассматриваются рынок онлайн-образования в России, история его развития как новой тенденции во всемирном образовании и перспективы развития рынка в целом как отдельной отрасли в условиях ухода лидеров с рынка, а также эффективность методов п...

Маркетинговая деятельность в развитии индустрии туризма и гостеприимства

В научной статье представлены результаты анализа особенностей применения инструментов маркетинга и маркетинговой деятельности при развитии индустрии туризма и гостеприимства в Российской Федерации. Актуальность исследования на обозначенную тему обусл...

Инновационные технологии при повышении конкурентоспособности отеля в современной индустрии гостеприимства

В статье проведен обзор инновационных технологий гостиничного обслуживания гостей, которые используются в целях повышения конкурентоспособности отеля. Актуальность исследования обусловлена развитием новых подходов и способов к организации гостиничных...

Тенденции интернет-маркетинга в России и за рубежом

В статье раскрываются новые тенденции в области маркетинга, описаны основные инструменты воздействия на потребителей в Российской Федерации и за рубежом. Показаны результаты оценки рекламного рынка России и перспективы его развития.

Имидж образовательного онлайн-сервиса: структура и факторы эффективности

В центре внимания авторов находится такая проблема, как формирование имиджа крупной образовательной платформы и сохранения лояльности аудитории в рамках динамичного рынка онлайн-образования. Авторами определена структура имиджа, обозначены наиболее з...

Становление и развитие фармацевтического дела в России

В статье рассмотрено формирование корпораций и их роль в развитии мировой фармацевтической промышленности. Проведен анализ структуры, состояния, динамики и тенденций развития мировой и российской фармацевтической сферы. Сформулированы преимущества, п...

Анализ современных тенденций цифровой трансформации промышленности

В статье анализируются стратегии и инициативы ведущих стран в области развития цифрового производства и конвергенции информационных и промышленных технологий. Выявляются основные технологические тренды в сфере цифровой трансформации промышленности. П...

Технологические инновации как основа энергетической безопасности России в условиях глобализации

В статье анализируется инновационная деятельность как приоритет и фактор энергетической безопасности России. Сделан вывод о необходимости развития сетевых форм организации и продвижения инноваций и трансфера технологий, для формирования масштабных те...

Модель формирования позитивного имиджа образовательной организации

В статье исследуется вопрос формирования позитивного имиджа в образовательных организациях и рассматривает PR-деятельность как систему внутренних и внешних коммуникационных процессов. Подтверждается актуальность применения связей с общественностью в ...

Креативные индустрии как отдельный сектор креативной экономики в России и в мире

В данной статье рассмотрены понятие и концепция «креативные индустрии» в контексте «креативной экономики», значимость этой культурной области в контексте экономической и социально-культурной сферах. Также проанализированы экономические факторы и проб...

Задать вопрос