Роль сказок в формировании предпосылок нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (237) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 23.12.2018

Статья просмотрена: 2830 раз

Библиографическое описание:

Чадная, Е. А. Роль сказок в формировании предпосылок нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста / Е. А. Чадная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/archive/237/55046/ (дата обращения: 18.12.2024).



«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество –верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия –это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами ...»

В. А. Сухомлинский

Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство — очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах играют семья, детский сад и средства массовой информации. Анализируя опыт работы и возрастные особенности детей дошкольного возраста, я сделала вывод, что наиболее эффективной формой нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста является сказка. [4]

Дети постепенно начинают понимать, что сказка не только развлекает, но и учит, наставляет, убеждает в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться. Известно, что дети воспринимают сказки как реальность. Именно поэтому она оказывает огромное влияние на формирование нравственности. [3, с36]

Исходя из этого поставила перед собой цель:

Сформировать представления о моральных нормах и правилах, регулирующих отношения между людьми, у детей 4-5 лет с помощью сказки.

Для достижения цели определила следующие задачи:

  1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
  2. Помогать усвоению детьми нравственных качеств: добро — зло, послушание — непослушание, согласие — вражда, трудолюбие — лень, бескорыстие — жадность, простота — хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
  3. Развивать познавательные способности: умение думать, сравнивать, оценивать поступки сказочных героев.
  4. Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым.
  5. Составить методические рекомендации по работе с народными сказками для родителей.

Для того, чтобы решить поставленные задачи свою работу разбила на этапы:

Подготовительный этап:

  1. Подбор и изучение методической литературы;
  2. Подбор диагностических материалов;
  3. Подбор дидактических игр и сказок;
  4. Составила перспективный план;

Преобразовательный этап:

  1. Разработать систему методов и приёмов работы со сказкой для формирования нравственных качеств у детей 4-5 лет.
  2. Подготовить план работы с родителями по данной теме.

Рефлексивно-обобщающий этап:

  1. Проследить динамику формирования нравственных представлений у детей 4-5 лет через сказку.
  2. Наметить план работы по формированию нравственных качеств у детей на следующий год.

Следуя высказываниям психолога Э. М. Грюнелиуса по поводу закономерностей формирования нравственных понятий у ребёнка, которые складываются по схеме от образа к желанию, затем формированию чувства и формирование мысли, я выделила основные этапы работы над сказкой. [6]

1 этап — это знакомство со сказкой, на котором решается задача развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки, через чтение, рассказывание, беседы и вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций, видеозаписей.

2 этап — эмоциональное восприятие детьми сказки. На этом этапе решается задача закрепить содержание сказки и понять, как дети поняли суть сказки и какое отношение возникло к героям, событиям и явлениям, через пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.

3 этап — это отражение отношения ребёнка к героям, событиям, явлениям сказки в продуктивной деятельности, цель которого развивать навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки, выражая своё отношения к героям и воплощая свои переживания в продуктивной деятельности, через продуктивные виды деятельности.

4 этап — подготовка к самостоятельной деятельности при разыгрывании сюжетов из сказок, игр драматизаций, театрализованных, творческих игр, что способствует развитию симпатии и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки героев и окружающих людей.

Подобрав сказки, направленные на формирование нравственных качеств у детей, мы начали знакомство с ними.

Сказка в системе нравственного воспитания

Сказка

Нравственные качества

4 -5 лет

«Репка»

Общее дело значимость малой помощи

Сказка «Лисичка со скалочкой»

Справедливость

«Теремок»

Умение жить дружно

«Кот, петух, и лиса

Дружба, взаимопомощь, отзывчивость.

«Волк и козлята»

Послушание, обман

«Лиса и заяц»

Добро- зло, мудрость — хитрость. Гостеприимство- коварство, осмотрительность — неосторожность, беззащитность- непорядочность.

Сочувствие, смелость, отзывчивость, справедливость

«Гуси- лебеди»

Послушание- непослушание, любовь, отзывчивость.

«Зимовье зверей»

Дружба, согласие

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Послушание — непослушание, осмотрительность и осторожность, взаимная любовь, заботливость, терпение

«Волк и козлята»

как добрые и миролюбивые побеждают, заботиться друг о друге, помогать друг другу.

«Маша и медведь»

Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям.

«Петушок и бобовое зернышко»

Взаимопомощь, трудолюбие

«Три поросенка»

Взаимопомощь

«Рукавичка»

Отзывчивость, доброта

«У страха глаза велики»

Смелость, трудолюбие. Страх и трусость высмеиваются в сказке.

Во время работы я использовала различные методы и приемы по ознакомлению дошкольников со сказкой.

Самые распространенные методы ознакомления детей со сказкой– это рассказывание и чтение. Выразительность можно достичь разнообразной интонаций, мимикой, иногда жестом. По мнению В. В. Гербовой: «Наибольший эффект достигается, если рассказывание сказки сопровождается показом фигурок настольного театра. Это не только активизирует внимание детей, но и способствует запоминанию текста сказки». [3, с 26]

Также я использовала дополнительные приемы, которые усиливают эмоциональное воздействие — «Комната сказок». В ней мы с детьми читаем и пересказываем сказки, рассуждаем над поведением сказочных героев. Также «сказочную» комнату мы используем для театрализованного исполнения сказок, проведения конкурса знатоков сказок.

Для усиления эффекта сказочности, мы с детьми окунаемся в мир сказки с помощью «сказочного ларца». Дети уже знают, что в ларце появляются разные сказочные предметы, которые показывают нам дорогу к сказкам.

При знакомстве детей со сказкой «Снегурушка и лиса», я использовала дидактическую игру: «Такая разная лиса», с помощью которой, мы сравнили поступки лисы в разных сказках. В ходе этой игры дети могли оценить ее поступки, сделать элементарные выводы: лиса не во всех сказках отрицательный герой.

Для того, чтобы закрепить содержание сказки и проанализировать поступки героев, я использовала дидактические игры: «Ступеньки доброты», «Назови героя-помощника», «Волшебный кубик со сказками», «Угадай и собери сказку», «Оцени поступок», «Собери цветок из сказок» и др.

В игре «Оцени поступок» детям были предложены карточки с сюжетами сказок. Затем они должны были рассказать о поступке того или иного героя и дать оценку его действиям.

В дидактической игре «Ступеньки доброты» (они имеют цвета радуги) нужно распределить героев сказок по их качествам: синий, фиолетовый, голубой, зеленый-отрицательные герои, желтый, оранжевый, красный- положительные герои. Распределяя героев по ступенькам, ребенок объясняет свой выбор (Лиса из сказки «Лиса и заяц» злая. Она выгнала зайчика из избушки, значит, ее мы поставим на самую нижнюю ступеньку — фиолетового цвета. Петушок — отзывчивый, добрый. Он помог зайчику выгнать лису, его мы поставим на самую высокую ступень — красного цвета.)

Очень нравится детям игра «Волшебный кубик по сказкам». В этой игре могут принимать участие сразу несколько детей, у каждого — свой кубик, на котором наклеены картинки с сюжетами сказок. Дети по очереди подкидывают свой кубик и рассказывают о той сказке, которая выпала на кубике, далее можно попросить ребенка восстановить последовательность действий данной сказки, какой нравственный урок она несет, дать характеристику отдельным героям.

В игре «Собери цветок из сказок» детям предлагаются лепестки с сюжетами сказок, а серединка цветка — мордочка героя-животного. Например, дети выбрали мордочку зайчика. Теперь нужно вспомнить сказки, в которых встречается заяц и выбрать лепестки с сюжетами этих сказок, выкладывая их вокруг серединки-мордочки.

Для того, чтобы дети лучше поняли суть сказки, и какой нравственный урок она несет, мы используем «Дерево Дружбы». Оно помогает нам оценивать поступки не только сказочных героев, но и детей. Это дерево можно использовать на занятиях, в режимных моментах, в играх. Дети уже знают, если на дереве появились сухие цветочки (или они опали), значит что-то в группе случилось. Мы вместе с детьми выясняем, что же нам сделать, чтобы дерево вновь зацвело. (помириться тем, кто поссорился; помочь зайчику и др.)

Закрепление впечатлений от сказок происходит в изобразительной деятельности. Дети сами выбирают понравившиеся сюжеты из сказок, любимых героев. Затем фантазируют, рисуют, лепят. Очень нравится детям выполнять коллективную аппликацию по мотивам сказок. В ходе работы дети активно обсуждают героев, их поступки, иногда спорят. В итоге приходим к единому мнению, сделав определенные выводы.

После того, как дети достаточно хорошо запомнили содержание сказки, мы начинаем подготовку к самостоятельной театрализованной деятельности. Это игры драматизации, этюды. Благодаря которым дети не только передают образ героя, но и показывают свое отношение к тому или иному герою, что способствует умению оценивать поступки героев, а затем и поступки своих сверстников.

Очень важно постоянно использовать ситуации, которые ставят ребенка перед выбором между собственными интересами и интересами сверстников. Именно такие ситуации учат детей умению стать на место товарища, оценить ситуацию объективно, прийти к гуманному решению. [1, с 4]

Для того, чтобы работа по формированию нравственных качеств у детей была более эффективной, необходимо проводить работу и с родителями. Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей: викторины «В гостях у сказки», «Клуб любителей сказок», совместные театрализованные представления.

Вместе с родителями устраиваем выставки творческих работ детей и родителей: «Наши любимые сказки», «Забавный сказочный герой», и др. Совместно с родителями изготавливаем лэпбуки: «Сказочная страна», «Путешествие по сказкам», а также творческие проекты: «Дружба начинается с улыбки», «Тропинками мечты в мир добра и красоты».

Провели родительское собрание «Воспитание сказкой.» (познакомили с предметно-развивающей средой группы, составили план совместных мероприятий).

Очень важно регулярно проводить консультации и беседы с родителями на темы: «Почитай мне, мама, сказку», «О чем и как беседовать с детьми после чтения», «Рисуем сказку», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка» и др.

После проведенной работы с детьми была проведена вторичная диагностика и сравнительный анализ результатов, который показал положительные результаты и эффективность работы, направленной на развитие нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста, а именно:

– у детей появились предпосылки нравственных качеств;

– дети стали оценивать поступки героев;

– дошкольники стали более дружелюбны как по отношению к сверстнику, так и к окружающим;

– дети активнее стали отзываться на просьбы и поручения взрослых и товарищей;

Подводя итог проделанной работе, можно с уверенностью сказать, что ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. [4]

Воспитание гуманных чувств и отношений является одной из первоочередных задач формирования личности дошкольника. Отзывчивое отношение к сверстникам, понимание их эмоционального состояния побуждает детей к нравственно ценным поступкам, оказывает влияние на развитие доброжелательных взаимоотношений между ребятами. [2, с 19]

Литература:

  1. Белая К.Ю. Программа организации кружковой работы с дошкольниками «Этика и этикет». Москва 1995
  2. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7лет. — М.:Мозаика — Синтез, 2014. — 80 с.
  3. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. — М.:Мозаика-Синтез, 2010. — 80 с.
  4. Интернет — ресурсы http:// nshportal.ru, MAAM.ru
  5. Методика «Закончи историю», «Сюжетные картинки» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. — СП6., 2002. С 34-35
  6. Элизабет М. Гринелиус Воспитание детей дошкольного возраста. Изд.: Деметра 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): Сказка, ребенок, герой, игра, поступок героев, содержание сказки, дошкольный возраст, качество, поступок, сюжет сказок.


Похожие статьи

Влияние дидактической игры на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством сказки

Роль логоритмических упражнений в формировании устойчивого интереса дошкольников к музыкальной деятельности

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на современном этапе

Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Подбор и анализ дидактических игр по формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о явлениях общественной жизни

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Использование игр как средства развития предпосылок к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Похожие статьи

Влияние дидактической игры на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста посредством сказки

Роль логоритмических упражнений в формировании устойчивого интереса дошкольников к музыкальной деятельности

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на современном этапе

Использование познавательных книг с математическим содержанием в процессе формирования количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста

Подбор и анализ дидактических игр по формированию у детей среднего дошкольного возраста представлений о явлениях общественной жизни

Формирование основ безопасности поведения на дороге у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и пособий

Использование игр как средства развития предпосылок к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Задать вопрос