«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество –верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия –это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами ...»
В. А. Сухомлинский
Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство — очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах играют семья, детский сад и средства массовой информации. Анализируя опыт работы и возрастные особенности детей дошкольного возраста, я сделала вывод, что наиболее эффективной формой нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста является сказка. [4]
Дети постепенно начинают понимать, что сказка не только развлекает, но и учит, наставляет, убеждает в том, что зло наказывается, а за правду надо бороться. Известно, что дети воспринимают сказки как реальность. Именно поэтому она оказывает огромное влияние на формирование нравственности. [3, с36]
Исходя из этого поставила перед собой цель:
Сформировать представления о моральных нормах и правилах, регулирующих отношения между людьми, у детей 4-5 лет с помощью сказки.
Для достижения цели определила следующие задачи:
- Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
- Помогать усвоению детьми нравственных качеств: добро — зло, послушание — непослушание, согласие — вражда, трудолюбие — лень, бескорыстие — жадность, простота — хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
- Развивать познавательные способности: умение думать, сравнивать, оценивать поступки сказочных героев.
- Воспитывать скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым.
- Составить методические рекомендации по работе с народными сказками для родителей.
Для того, чтобы решить поставленные задачи свою работу разбила на этапы:
Подготовительный этап:
- Подбор и изучение методической литературы;
- Подбор диагностических материалов;
- Подбор дидактических игр и сказок;
- Составила перспективный план;
Преобразовательный этап:
- Разработать систему методов и приёмов работы со сказкой для формирования нравственных качеств у детей 4-5 лет.
- Подготовить план работы с родителями по данной теме.
Рефлексивно-обобщающий этап:
- Проследить динамику формирования нравственных представлений у детей 4-5 лет через сказку.
- Наметить план работы по формированию нравственных качеств у детей на следующий год.
Следуя высказываниям психолога Э. М. Грюнелиуса по поводу закономерностей формирования нравственных понятий у ребёнка, которые складываются по схеме от образа к желанию, затем формированию чувства и формирование мысли, я выделила основные этапы работы над сказкой. [6]
1 этап — это знакомство со сказкой, на котором решается задача развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки, через чтение, рассказывание, беседы и вопросы по содержанию, рассматривание иллюстраций, видеозаписей.
2 этап — эмоциональное восприятие детьми сказки. На этом этапе решается задача закрепить содержание сказки и понять, как дети поняли суть сказки и какое отношение возникло к героям, событиям и явлениям, через пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок.
3 этап — это отражение отношения ребёнка к героям, событиям, явлениям сказки в продуктивной деятельности, цель которого развивать навыки сопереживания, сочувствия к судьбе и поступкам героев сказки, выражая своё отношения к героям и воплощая свои переживания в продуктивной деятельности, через продуктивные виды деятельности.
4 этап — подготовка к самостоятельной деятельности при разыгрывании сюжетов из сказок, игр драматизаций, театрализованных, творческих игр, что способствует развитию симпатии и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки героев и окружающих людей.
Подобрав сказки, направленные на формирование нравственных качеств у детей, мы начали знакомство с ними.
Сказка в системе нравственного воспитания
Сказка |
Нравственные качества |
|
4 -5 лет |
||
«Репка» |
Общее дело значимость малой помощи |
|
Сказка «Лисичка со скалочкой» |
Справедливость |
|
«Теремок» |
Умение жить дружно |
|
«Кот, петух, и лиса |
Дружба, взаимопомощь, отзывчивость. |
|
«Волк и козлята» |
Послушание, обман |
|
«Лиса и заяц» |
Добро- зло, мудрость — хитрость. Гостеприимство- коварство, осмотрительность — неосторожность, беззащитность- непорядочность. Сочувствие, смелость, отзывчивость, справедливость |
|
«Гуси- лебеди» |
Послушание- непослушание, любовь, отзывчивость. |
|
«Зимовье зверей» |
Дружба, согласие |
|
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
Послушание — непослушание, осмотрительность и осторожность, взаимная любовь, заботливость, терпение |
|
«Волк и козлята» |
как добрые и миролюбивые побеждают, заботиться друг о друге, помогать друг другу. |
|
«Маша и медведь» |
Уважение, послушание, уважительное отношение к родителям. |
|
«Петушок и бобовое зернышко» |
Взаимопомощь, трудолюбие |
|
«Три поросенка» |
Взаимопомощь |
|
«Рукавичка» |
Отзывчивость, доброта |
|
«У страха глаза велики» |
Смелость, трудолюбие. Страх и трусость высмеиваются в сказке. |
|
Во время работы я использовала различные методы и приемы по ознакомлению дошкольников со сказкой.
Самые распространенные методы ознакомления детей со сказкой– это рассказывание и чтение. Выразительность можно достичь разнообразной интонаций, мимикой, иногда жестом. По мнению В. В. Гербовой: «Наибольший эффект достигается, если рассказывание сказки сопровождается показом фигурок настольного театра. Это не только активизирует внимание детей, но и способствует запоминанию текста сказки». [3, с 26]
Также я использовала дополнительные приемы, которые усиливают эмоциональное воздействие — «Комната сказок». В ней мы с детьми читаем и пересказываем сказки, рассуждаем над поведением сказочных героев. Также «сказочную» комнату мы используем для театрализованного исполнения сказок, проведения конкурса знатоков сказок.
Для усиления эффекта сказочности, мы с детьми окунаемся в мир сказки с помощью «сказочного ларца». Дети уже знают, что в ларце появляются разные сказочные предметы, которые показывают нам дорогу к сказкам.
При знакомстве детей со сказкой «Снегурушка и лиса», я использовала дидактическую игру: «Такая разная лиса», с помощью которой, мы сравнили поступки лисы в разных сказках. В ходе этой игры дети могли оценить ее поступки, сделать элементарные выводы: лиса не во всех сказках отрицательный герой.
Для того, чтобы закрепить содержание сказки и проанализировать поступки героев, я использовала дидактические игры: «Ступеньки доброты», «Назови героя-помощника», «Волшебный кубик со сказками», «Угадай и собери сказку», «Оцени поступок», «Собери цветок из сказок» и др.
В игре «Оцени поступок» детям были предложены карточки с сюжетами сказок. Затем они должны были рассказать о поступке того или иного героя и дать оценку его действиям.
В дидактической игре «Ступеньки доброты» (они имеют цвета радуги) нужно распределить героев сказок по их качествам: синий, фиолетовый, голубой, зеленый-отрицательные герои, желтый, оранжевый, красный- положительные герои. Распределяя героев по ступенькам, ребенок объясняет свой выбор (Лиса из сказки «Лиса и заяц» злая. Она выгнала зайчика из избушки, значит, ее мы поставим на самую нижнюю ступеньку — фиолетового цвета. Петушок — отзывчивый, добрый. Он помог зайчику выгнать лису, его мы поставим на самую высокую ступень — красного цвета.)
Очень нравится детям игра «Волшебный кубик по сказкам». В этой игре могут принимать участие сразу несколько детей, у каждого — свой кубик, на котором наклеены картинки с сюжетами сказок. Дети по очереди подкидывают свой кубик и рассказывают о той сказке, которая выпала на кубике, далее можно попросить ребенка восстановить последовательность действий данной сказки, какой нравственный урок она несет, дать характеристику отдельным героям.
В игре «Собери цветок из сказок» детям предлагаются лепестки с сюжетами сказок, а серединка цветка — мордочка героя-животного. Например, дети выбрали мордочку зайчика. Теперь нужно вспомнить сказки, в которых встречается заяц и выбрать лепестки с сюжетами этих сказок, выкладывая их вокруг серединки-мордочки.
Для того, чтобы дети лучше поняли суть сказки, и какой нравственный урок она несет, мы используем «Дерево Дружбы». Оно помогает нам оценивать поступки не только сказочных героев, но и детей. Это дерево можно использовать на занятиях, в режимных моментах, в играх. Дети уже знают, если на дереве появились сухие цветочки (или они опали), значит что-то в группе случилось. Мы вместе с детьми выясняем, что же нам сделать, чтобы дерево вновь зацвело. (помириться тем, кто поссорился; помочь зайчику и др.)
Закрепление впечатлений от сказок происходит в изобразительной деятельности. Дети сами выбирают понравившиеся сюжеты из сказок, любимых героев. Затем фантазируют, рисуют, лепят. Очень нравится детям выполнять коллективную аппликацию по мотивам сказок. В ходе работы дети активно обсуждают героев, их поступки, иногда спорят. В итоге приходим к единому мнению, сделав определенные выводы.
После того, как дети достаточно хорошо запомнили содержание сказки, мы начинаем подготовку к самостоятельной театрализованной деятельности. Это игры драматизации, этюды. Благодаря которым дети не только передают образ героя, но и показывают свое отношение к тому или иному герою, что способствует умению оценивать поступки героев, а затем и поступки своих сверстников.
Очень важно постоянно использовать ситуации, которые ставят ребенка перед выбором между собственными интересами и интересами сверстников. Именно такие ситуации учат детей умению стать на место товарища, оценить ситуацию объективно, прийти к гуманному решению. [1, с 4]
Для того, чтобы работа по формированию нравственных качеств у детей была более эффективной, необходимо проводить работу и с родителями. Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей: викторины «В гостях у сказки», «Клуб любителей сказок», совместные театрализованные представления.
Вместе с родителями устраиваем выставки творческих работ детей и родителей: «Наши любимые сказки», «Забавный сказочный герой», и др. Совместно с родителями изготавливаем лэпбуки: «Сказочная страна», «Путешествие по сказкам», а также творческие проекты: «Дружба начинается с улыбки», «Тропинками мечты в мир добра и красоты».
Провели родительское собрание «Воспитание сказкой.» (познакомили с предметно-развивающей средой группы, составили план совместных мероприятий).
Очень важно регулярно проводить консультации и беседы с родителями на темы: «Почитай мне, мама, сказку», «О чем и как беседовать с детьми после чтения», «Рисуем сказку», «Сказка, как средство нравственного воспитания ребенка» и др.
После проведенной работы с детьми была проведена вторичная диагностика и сравнительный анализ результатов, который показал положительные результаты и эффективность работы, направленной на развитие нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста, а именно:
– у детей появились предпосылки нравственных качеств;
– дети стали оценивать поступки героев;
– дошкольники стали более дружелюбны как по отношению к сверстнику, так и к окружающим;
– дети активнее стали отзываться на просьбы и поручения взрослых и товарищей;
Подводя итог проделанной работе, можно с уверенностью сказать, что ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. [4]
Воспитание гуманных чувств и отношений является одной из первоочередных задач формирования личности дошкольника. Отзывчивое отношение к сверстникам, понимание их эмоционального состояния побуждает детей к нравственно ценным поступкам, оказывает влияние на развитие доброжелательных взаимоотношений между ребятами. [2, с 19]
Литература:
- Белая К.Ю. Программа организации кружковой работы с дошкольниками «Этика и этикет». Москва 1995
- Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7лет. — М.:Мозаика — Синтез, 2014. — 80 с.
- Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. — М.:Мозаика-Синтез, 2010. — 80 с.
- Интернет — ресурсы http:// nshportal.ru, MAAM.ru
- Методика «Закончи историю», «Сюжетные картинки» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. — СП6., 2002. С 34-35
- Элизабет М. Гринелиус Воспитание детей дошкольного возраста. Изд.: Деметра 2010.