Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство.
Коменский Я. А.
В условиях современной российской школы мотивация является одной из наиболее актуальных проблем. Для каждого современного учителя очевидно, что низкая мотивация школьника ставит под сомнение эффективность всего учебного процесса. Развитие социальных и познавательных мотивов ученика в школьном возрасте взаимосвязано между собой. Обучающийся сегодня, как и во все времена нуждается в интеллектуальной активности, в овладении новыми умениями, знаниями и навыками. Так же с интеллектуальной активностью тесно связаны и социальные мотивы обучения ребенка — потребность в общении с окружающимися людьми, в их одобрении поведения и поступков ребенка, достижений в обучении и других видах деятельности, в желании обучающегося занять определенное место в том, или ином обществе. Роль учителя в данном случае не подбирать готовую схему занятия, а самостоятельно сконструировать урок, учитывая многие факторы, в том числе и условия обучения, и состав учащихся. Современному учителю просто необходимо абстрагироваться от стандартных шаблонов урока, и подобрать что-то то новое (не привычное) для обучающихся, что могло бы привлечь внимание детей, заставить их включиться в деятельность на уроке, увлечься ею, заставить их мыслить творчески, искать пути и варианты решений. Одним из средств активизации деятельности учащихся на уроке, их творческой мысли являются наглядные средства обучения.
— Что же такое наглядное обучение?
Наглядным обучением называют такое обучение, при котором представления и понятия у учащихся формируются на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью их изображений. Роль наглядности в процессе обучения рассматривался различными педагогами еще с XVII века. Одним из основоположников в данном вопросе был Павел Петрович Блонский — русский и советский философ, педагог и психолог, также над данным вопросом работали К.Д. Ушинский, Л.В. Заноков, И.Г. Песталоцци; большой вклад в решение данной проблемы внесли И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, С.И. Змеева, Е.И. Пассов, Б.Н. Скаткин и др. Принцип наглядности еще XVII в. сформулировал и обосновал Я.А. Коменский: «...все, что только можно представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». В дальнейшем вопросом наглядности как принципа обучения занимались многие педагоги, одни из которых К.Д. Ушинский и И.Г. Песталоцци. Результатами работ педагогов XVII в. стали заключения, что учитель не просто может, а скорее даже обязан использовать различные средства наглядности: например, в истории реальные объекты, изображения данных объектов, макеты и модели их. Так же довольно продуктивным может быть использование на уроках истории карт, схем, портретов царей и императоров, различных политических и государственных деятелей, продуктивным является и использование художественных картин, отражающих ту или иную историческую эпоху, или тот или иной политический или экономический процесс.
Учителю важно знать формы, сочетание и средства наглядности, так как данные знания дают учителю возможность действовать творчески, применять средства наглядности в соответствии с поставленной дидактической задачей, с особенностями умственных возможностей обучающихся, особенностями учебного материала, условиями процесса обучения и т.д.
Использование наглядных средств обучения на уроках истории и обществознания играет особую роль, важную как для учителя, так и для учащихся. У обучающихся нет возможности непосредственно воспринимать события прошлого, того, что было очень давно, им необходимо мыслить творчески и воображать все происходящее ранее. Исторические события неповторимы, поэтому важным источником исторических знаний для учащихся выступают разнообразные наглядные средства обучения. Основная роль наглядности в данном случае обеспечивать восприятие учащимися исторических событий через «живое созерцание», создать очертание той эпохи и, как можно достовернее передать основные моменты прошлого. Одной из важнейших задач наглядных средств обучения является конкретизация исторических фактов, преодоление исторического расстояния прошлого в представлениях учащихся. Наглядность является опорой для определения сущности исторических явлений и процессов, определения основных исторических понятий, терминов и закономерностей, обеспечивает глубокое усвоение учащимися знаний, полученных как на уроке, так и при самостоятельном изучении темы.
Наглядные средства обучения воздействуют на обучающихся через воображение, фантазию и эмоции. Они способны сформировать у ребенка эстетические взгляды, дают ему возможность увидеть в культурных и ценностях той или иной исторической эпохи, произведениях искусства того или иного периода времени, нравственное содержание, художественные идеалы, мастерство их создателей и достоинства автора, развивают у ребенка потребность в постоянном приобщении к прекрасному.
Наглядность в обучении развивает память, речь, наблюдательность, воображение, учащихся, дает им возможность сформировать умение устного, логически построенного ответа на уроке, умения отстаивать и доказывать свою точку зрения, оперируя фактами и доказательствами.
Что же можно отнести к наглядным средствам обучения на уроке истории: репродукции картин, видеофрагменты и видеосюжеты, учебные картины, фотографии памятников архитектуры и скульптур, видеофильмы, а также таблицы, схемы, фотографии, карты, диаграммы, графики и картосхемы. Огромной популярностью на уроках истории пользуются музейные экспонаты, экспонаты археологических раскопок, макеты, модели крепостей и городов.
Таким образом, можно сделать вывод, что наглядных средств обучения в современном мире множество, и задача учителя в их активном применении, так как их эффективность доказана временем.