Образовательная илогопедическая деятельность сдошкольниками всистеме развивающего обучения
Канищева Елена Михайловна, воспитатель;
Писарева Елена Николаевна, логопед
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 180» г. Воронежа
В статье рассматривается развивающее обучение, применительно к образовательной и логопедической деятельности в дошкольной образовательной организации. Отмечена актуальность реализации национального проекта «Образование». Озвучена главная идея развивающего обучения детей с логопедическими проблемами в ДОО. Исследование подтвердило, что с использованием развивающего обучения дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, развивают собственную речь, развивают пространственное и критическое мышление.
Ключевые слова: развивающее обучение, логопедия, речь, дошкольники.
Совершенствование дошкольного образования выступает в последние годы значительным фактором экономического и культурно-технологического развития России. Согласно Указу, Правительства Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования необходимо исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить достижение образовательных целей и их показателей таких как
– обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования;
– воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Естественно, что для достижения таких целей, необходимо с раннего детства реализовывать задачи:
– создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет;
– реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;
– реализация психолого-педагогического сопровождения детей с огшраниченными возможностями здоровья;
– создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней [4].
В рамках дошкольного образования формирование картины мира воспитанников осуществляется при проведении образовательных событий в системе развивающего обучения.
Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития». Это понятие принадлежит советскому психологу Л. С. Выготскому [2].
Главная идея заключается в том, что все знания, которым можно научить дети, делятся на три вида. Первый вид включает в себя то, что ребенок уже знает из просмотра телепередач, чтений книг с родителями и др. Третий — это, наоборот, то, что ребенку все абсолютно неизвестно — не подходит для детского сада. Вторая же часть находится в промежуточном положении между первой и второй. Это и есть зона ближайшего развития.
Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые, индивидуальные, формы работы, в ходе которых дети открывают для себя основное об окружающем мире. Знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В проведения образовательной деятельности в данной системе дети в состоянии аргументировать, оперировать фактами, отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию другого, не принимать информацию на веру, а требовать доказательств и объяснений.
Таким образом, требования федерального образовательного стандарта по развитию инициативы детей дошкольного возраста реализуются при использовании развивающего образования в ДОО [5].
Учет важности исследуемой проблемы определяют актуальность исследовательской деятельности в этом направлении.
Объект исследования развивающее обучение в ДОО.
Предмет исследования — образовательная и логопедическая деятельность при реализации развивающего обучения дошкольников.
Цель исследования состоят в обосновании педагогических условий организации логопедической и образовательной деятельности при реализации развивающего обучения.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
– определение содержания развивающего образования;
– создание педагогических условий реализации развивающего обучения;
– выявление в процессе эмпирического исследования влияния этих условий на развитие речи и корригирующее логопедическое воздействие.
Методы исследование и испытуемые
В исследовании приняли участие воспитатели, логопед и дошкольники МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 180». Участвовала в эксперименте логопедическая подготовительная группа, в которой дети имеют проблемы речевого развития. Диагнозы различные, они учитывались при планировании образовательной деятельности. Исследование проходит в настоящее время, а начался с сентября 2018 года.
Методы исследования — развивающие игры.
В качестве измерительно-оценочного материала были использованы игры: квест-игра «Помоги Петушку найти дорогу домой»; игра — викторина «В гостях у волшебной сказки»; развивающая игра «Модница»; развивающая игра «Помоги Золушке» и др.
В рамках развивающего обучения на каждом занятии дети самостоятельно формулируют цель занятия, планируют этапы достижения данной цели, которые фиксирует воспитатель. По-другому, здесь можно сказать, что достигается еще одна цель — развитие детской инициативы.
Роль воспитателя, несомненно, велика в организации такого плана образовательной деятельности. В процессе исследования, детям иногда не сразу удавалось достичь желаемого результата. Однако, после полученных результатов, приходило эмоциональное удовлетворение.
В. А. Сухомлинский считал, чтобы поддерживать ребенка, педагог должен сохранять в себе ощущение детства; развивать в себе способность к пониманию ребенка и всего того, что с ним происходит; мудро относиться к поступкам детей; верить, что ребенок ошибается, а не нарушает с умыслом; защищать ребенка; не думать о нем плохо, несправедливо и, самое важное, не ломать детскую индивидуальность, а исправлять и направлять ее развитие, помнить о том, что ребенок находится в состоянии самопознания, самоутверждения, самовоспитания.
Для реализации поставленной цели была разработана программа «Развивающее обучение в логопедической группе». Программа рассчитана на 68 часов в год. В программу включены развивающие игры и упражнения, причем, многие с логопедическим уклоном. Например, «Запутанные слова», «Сказка наоборот», «Нарисуй предметы, в которых есть буква «Д», или «Изобрази предметы, которые начинаются на букву «О»; «Считалочки», «Поем русский алфавит» и др. При проведении подвижных игр, часто используются развивающие игры. Например: «Пройди по мостику и успей проговорить поговорку», «Прыжки в ритм со словами», «Хорошо — плохо», «Передай слово», «Баба Яга и домик» и др.
Отмечено, что основной задачей развивающих игр в подготовительной логопедической группе является личностное развитие, содействие в социальной адаптации, а также подготовка детей к следующему этапу в развитии — школьной жизни.
В качестве контрольно-измерительных материалов были использованы следующие развивающие игры: «Корректурная проба» (необходимо вычеркнуть в буквенном тексте определенную гласную или согласную букву); «Рассказ по картинке»; «Последовательность действий», «5 отличий», «Запусти бабочек» (необходимо дуть на бабочек, которые подвешены на нити); «Рисунок из крупы»; «Логоритмика» и др.
Результата и их обсуждение
Такой подход к образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации формирует принцип осознания получения знаний. В свою очередь, принцип осознания получения знаний развивает самоанализ взгляд на себя: «Каков я есть?», «Что я умел и что умею теперь?», «Что мне интересно было узнать и чему научиться?». Такое осознание определяет наиболее правильные взаимоотношения человека с окружающим миром, а впоследствии развивает самокритичность как черту личности.
К. Роджерс считает основной задачей педагога помочь ребенку в его личностном росте. Образовательная деятельность с использованием развивающего обучения помогает ребенку сохранить его физическое и психическое здоровье, развить творческое мышление, развивает уверенность в себе. К. Роджерс утверждает, что воспитатель может создать в группе нужную атмосферу для индивидуального развития каждого ребенка.
Результаты мониторинга показали, что по сравнению с результатами измерительно-оценочных средств, результаты развития речи и общего развития дошкольников улучшились минимум на 18 %. Такой вывод сделан на основании сравнения набранных баллов дошкольниками.
В ходе педагогического исследования была создана классификация основных компонентов, необходимых для определения критериев логопедического и общего развития дошкольников. Разработаны критерии эффективности влияния развивающего образования на уровень личностного развития.
Вывод. В результате развивающего обучения дети в состоянии аргументировано отстаивать свою точку зрения, учатся быть творцами. Развитие личности ребенка наиболее эффективно при развитии когнитивных процессов, которые активно задействованы при развивающем образовании дошкольников. Развивающие игры в детском саду позволяют закрепить полученные знания и приобрести навыки в основных аспектах жизни, картины Мира.
Игры в детском саду — важный этап развития ребенка, позволяющий в упрощенной форме познать окружающий мир и подготовиться к взрослой жизни. А развивающие игры способствуют коррекции не только речи, а всех психических познавательных процессов.
Таким образом, образовательная деятельность с дошкольниками в развивающем обучении влияет на развитие теоретического и критического мышления, на всестороннее развитие личности ребенка. При этом знания все равно передаются детям, но с применением дедуктивного подхода.
Литература:
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. Аннотация
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. [Текст] — М.: Педагогика, 1991. — С. 374.
- Электронный учебник «Педагогическая психология» (РУДН) — 9.1.2. Проблема отношения обучения и развития.
- http://eduinspector.ru/2018/05/12/natsionalnyj-proekt-obrazovanie-v-novom-majskom-ukaze-prezidenta-rossii /
- https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html