Геомоделирование в концепции управления городскими процессами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №51 (237) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 23.12.2018

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Мильчук, Я. Г. Геомоделирование в концепции управления городскими процессами / Я. Г. Мильчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/archive/237/55079/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье рассматриваются перспективы и возможности анализа данных социальных сетей для сбора информации о социальных предпочтениях жителей регионов. Определены особенности сбора и обработки данных для выявления и исследования социальных потребностей с точной географической привязкой.

Ключевые слова: социальные сети, социальные данные, пользовательские данные, социальный анализ, анализ социальных предпочтений, информация.

Неотъемлемой частью развития страны является управление развитием регионов. Достичь максимального результата в области социальной политики можно только учитывая реальное состояние общества. В современном обществе, темпы развития городов настолько велики, что человек не может без помощи компьютера собрать и проанализировать множество факторов и выдать свое заключение. На современном уровне развития вручную состояние общества целесообразно анализировать современными инструментами.

Зачастую принятые решения можно было бы оптимизировать, имея заранее достаточное количество данных. Одним из источников информации о социуме могут служить социальные сети. Анализируя данные социальных сетей, возможно формировать более эффективные решения о региональном управлении. В настоящее время модели, методы и алгоритмы, которые позволяют осуществлять поддержку принятия решений при управлении регионами с использованием данных социальных сетей, имеют значительные несовершенства.

Прогресс в развитии информационно-коммуникационных технологий и методов извлечения знаний определяет глубокое проникновение интеллектуальных инструментов для работы с данными в различных сферах жизни человека. Информационные технологии помогают в инженерной и управленческой деятельности по управлению сложными инфраструктурными системами и территориями.

По данным Администрации города Волгограда, только за 2018 год поступила 1640 жалоб, связанных с проблемами в инфраструктуре региона. При этом замечена тенденция ежегодного увеличения числа заявок в администрацию регионов. В связи с возрастающим потоком заявок возрастает и время их обработки администрацией региона. В некоторых случаях оно достигает нескольких месяцев. В подобной быстро изменяющейся среде стратегическую необходимость приобретает мониторинг изменений в социальных предпочтениях и анализ трендов. При этом наиболее актуальным на современном и среднесрочном перспективном этапах является решение проблемы развития территорий как для отдельных регионов, так и для страны в целом.

Существенной проблемой для определения направлений социального развития является трудоемкость сбора и обработки данных о предпочтениях жителей региона. Информация, необходимая для анализа текущего состояния, имеет большой объем, постоянно обновляется и характеризуется неоднородностью. Существующие статистические методы часто не позволяют своевременно обновлять данные, поэтому необходимы альтернативные методы мониторинга социальных процессов.

Принимая во внимание пожелания жителей регионов посредством анализа данных социальных сетей, можно значительно повысить эффективность получения информации о текущем состоянии дел в регионе и качестве принимаемых решений.

Для получения актуальных данных о предпочтениях жителей разных территорий необходимо обеспечить оперативный сбор информации и ее хранение в базе данных в унифицированном формате. Одним из источников являются социальные сети. Сбор таких данных из профилей пользователей, таких как пол, возраст, интересы, место работы, место учебы, фотографии, а также хэштеги и геоданные, коррелированные с ними, может помочь в определении социальных потребностей, реализованных в определенный момент времени. Например, пользователи социальных сетей регулярно публикуют значительное количество фотографий, отражающих их любимые или наиболее посещаемые места. Выявляя частые повторения, можно определить фактические социальные потребности по сравнению с местами их реализации [3, с. 70].

Одним из основных критериев качества данных при определении социальных предпочтений является полнота информации о жителях территории, поэтому основной проблемой поиска релевантных данных является частичное закрытие пользовательских профилей. Для обеспечения полноты собираемых данных можно использовать алгоритм сбора данных с механизмом построения замыкания социального графа, который позволяет собирать наиболее полную информацию. Алгоритм основан на добавлении недостающей информации из данных в профилях наиболее релевантных пользователей, состоящих из взаимного статуса «друзей» с исследуемым профилем.

На начальном этапе целесообразно организовать сбор данных из социальных сетей ВКонтакте и Instagram, как наиболее популярных в регионе. Для этого может применяться технология «веб-сканирование», реализованная в подсистеме сбора данных по заданным параметрам (возраст человека, пол, социальные предпочтения, регион проживания): поля приложения позволяют указать временной интервал выборки данных, города, возраста, пола и типа исследуемых социальных потребностей пользователя.

На следующем этапе собранные данные профилей пользователей обрабатываются в подсистеме структурирования данных и определения социальных предпочтений. Затем выполняется поиск для наиболее популярных посещенных сайтов. Для этого в подсистеме анализа данных и формирования решений в границах участков территории, которые имеют более пяти геотегов одного и того же типа в радиусе 300 метров, обозначаются границы.

После определения популярных сайтов выявляется проблема отсутствия или превышения объектов инфраструктуры любого типа. Такая проблема развития территории определяется в зависимости от типа геотега, среднего возраста пользователей на этом сайте, пола, времени геотегирования. Так, например, для геотегов с типом «Развлечения», сделанного в 23:00, и средним возрастом пользователей 22 лет, этот компонент представляет собой количество объектов инфраструктуры досуга, таких как караоке, клубы, кафе. А для геотега с типом «Исследование» средний возраст пользователей составляет 16 лет, а интервал времени 13:00–14:00 выявляет в качестве проблематичного компонента количество мест питания низкой ценовой категории [5].

Текущая ситуация для этих сайтов определяется путем вычисления количества объектов инфраструктуры. Данные о количестве объектов в определенной области могут быть получены с использованием API 2GIS. Если требуемых объектов меньше 5 (например, для типа «Пища»), то считается, что территория имеет слабое развитие целевого компонента инфраструктуры.

Таким образом, выявление и исследование социальных потребностей жителей регионов с использованием анализа данных социальных сетей, является одним из определяющих факторов при построении эффективной социальной политики, а также выбором конкретных проектных и бизнес-решений для государственных муниципальных органов власти и коммерческих организаций. Зная о самых популярных местах и их целях в формальных выражениях и восприятии жителей, становится возможным дополнить картину возникающей ситуации в инфраструктуре: определить недостаток или избыток инфраструктуры сетей и коммуникаций, а впоследствии — формировать назначение неиспользуемых территорий.

Литература:

  1. Гаврилов, А. И. Региональная экономика и управление. — Н. Новгород: Изд-во Волго-Вят. акад. гос. службы, 2012. — 271 с.
  2. Новые медиа сегодня: развитие территорий // Материалы II Междунар. науч.-практич. конф., Ростов-на- Дону, Россия, 16–17 окт. 2015 / Дон. гос. техн. ун-т. — Ростов н /Д: ДГТУ, 2015. — 393 с.
  3. Разработка онтологии для интеллектуальной системы поддержки принятия решений в задачах управления развитием города / А. В. Матохина, Н. П. Садовникова, Д. С. Парыгин, Е. П. Гнедкова // Известия Волгоградского государственного технического университета. — 2015. — № 14(178). — С. 69–74.
  4. Мильчук, Я. Г. Система поддержки принятия решений для управления регионом с использованием данных социальных сетей / Я. Г. Мильчук, М. К. Мартынова // Успехи современной науки и образования. — Белгород, 2016. — № 6. — Т. 3. — С. 88–94.
  5. Машкин, А. А. Опыт создания системы управления развитием территорий Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] / А. А. Машкин, А. Е. Загоруйко // 11-я Всероссийская конференция «Градостроительство и планирование территориального развития России». — 2013. — Режим доступа: http://www.gisa.ru/88592.html.
Основные термины (генерируются автоматически): данные, возраст пользователей, сеть, API, обработка данных, предпочтение, регион.


Ключевые слова

информация, социальные сети, социальные данные, пользовательские данные, социальный анализ, анализ социальных предпочтений

Похожие статьи

Применение геоинформационных систем при разработке стратегии развития территорий

В данной научной статье рассмотрены теоретические аспекты территориального планирования. Исследованы сущность геоинформационных систем (ГИС), а также основные направления их применения. Автором выявлена роль применения ГИС при разработке стратегии ра...

Геопривязанные данные в информационном обществе

В статье рассмотрено понятие геопривязанных данных и их применение в информационном обществе. Перспективы развития при внедрении в цифровую экономику, особенности сбора и анализа данных с географической привязкой.

Маркетинговое сегментирование клиентской базы с помощью применения RFM-анализа

В статье подчеркивается важность применения RFM– анализа в сегментировании клиентской базы. Приводятся некоторые трактовки понятия сегмент рынка. Выделяются различные способы разбиения клиентов на группы при сегментации. Описывается стратегия примене...

Применение Data mining для поддержания конкурентоспособности организаций

В статье исследуются особенности технологии интеллектуального анализа данных, описываются управленческие задачи, в решении которых целесообразно использовать данную технологию. Уделено отдельное внимание использованию интеллектуального анализа данных...

Сервисы информационных систем

В статье рассмотрены базовые определения понятийного аппарата информационных систем, а также представлена теоретическая характеристика их сервисов. Автором проанализировано современное состояние информационной сферы, выделены основные направления ее ...

Применение ERP-систем в процессе оптимизации логистических процессов транспортных компаний

Исследование производит анализ особенностей применения ERP-систем в процессе оптимизации логистических процессов транспортных компаний. Описаны функциональные возможности данных систем, выделена их роль в автоматизации логистических процессов. Произв...

Концептуальная модель масштабируемого сервиса социальной сети

В статье анализируются возможности влияния архитектуры сервиса социальной сети на способности сервиса к масштабированию и адаптации в контексте постоянно меняющихся условий и бизнес-процессов. Актуальность темы обусловлена возрастающей значимостью со...

Информационно-аналитические технологии в публичном управлении: обзор зарубежного опыта

В статье автор пытается проанализировать сферы и направления использования информационно-аналитических технологий в деятельности органов публичной власти.

Цифровизация бизнес-процессов

В данной статье рассматриваются основные аспекты цифровизации бизнес-процессов, обоснована актуальность внедрения цифровых решений, рассмотрены инструменты цифровизации, определены возможные сложности, которые возникают у компаний в процессе цифровиз...

Использование сервиса «Яндекс.Метрика» для сбора и анализа статистической информации о веб-площадке

Веб-аналитика, получающая всё большее распространение в условиях развития IT, Интернет-инфраструктуры и электронной коммерции, предоставляет возможность оценить эффективность сайта, а также разработать меры по его улучшению и повышению привлекательно...

Похожие статьи

Применение геоинформационных систем при разработке стратегии развития территорий

В данной научной статье рассмотрены теоретические аспекты территориального планирования. Исследованы сущность геоинформационных систем (ГИС), а также основные направления их применения. Автором выявлена роль применения ГИС при разработке стратегии ра...

Геопривязанные данные в информационном обществе

В статье рассмотрено понятие геопривязанных данных и их применение в информационном обществе. Перспективы развития при внедрении в цифровую экономику, особенности сбора и анализа данных с географической привязкой.

Маркетинговое сегментирование клиентской базы с помощью применения RFM-анализа

В статье подчеркивается важность применения RFM– анализа в сегментировании клиентской базы. Приводятся некоторые трактовки понятия сегмент рынка. Выделяются различные способы разбиения клиентов на группы при сегментации. Описывается стратегия примене...

Применение Data mining для поддержания конкурентоспособности организаций

В статье исследуются особенности технологии интеллектуального анализа данных, описываются управленческие задачи, в решении которых целесообразно использовать данную технологию. Уделено отдельное внимание использованию интеллектуального анализа данных...

Сервисы информационных систем

В статье рассмотрены базовые определения понятийного аппарата информационных систем, а также представлена теоретическая характеристика их сервисов. Автором проанализировано современное состояние информационной сферы, выделены основные направления ее ...

Применение ERP-систем в процессе оптимизации логистических процессов транспортных компаний

Исследование производит анализ особенностей применения ERP-систем в процессе оптимизации логистических процессов транспортных компаний. Описаны функциональные возможности данных систем, выделена их роль в автоматизации логистических процессов. Произв...

Концептуальная модель масштабируемого сервиса социальной сети

В статье анализируются возможности влияния архитектуры сервиса социальной сети на способности сервиса к масштабированию и адаптации в контексте постоянно меняющихся условий и бизнес-процессов. Актуальность темы обусловлена возрастающей значимостью со...

Информационно-аналитические технологии в публичном управлении: обзор зарубежного опыта

В статье автор пытается проанализировать сферы и направления использования информационно-аналитических технологий в деятельности органов публичной власти.

Цифровизация бизнес-процессов

В данной статье рассматриваются основные аспекты цифровизации бизнес-процессов, обоснована актуальность внедрения цифровых решений, рассмотрены инструменты цифровизации, определены возможные сложности, которые возникают у компаний в процессе цифровиз...

Использование сервиса «Яндекс.Метрика» для сбора и анализа статистической информации о веб-площадке

Веб-аналитика, получающая всё большее распространение в условиях развития IT, Интернет-инфраструктуры и электронной коммерции, предоставляет возможность оценить эффективность сайта, а также разработать меры по его улучшению и повышению привлекательно...

Задать вопрос