В статье рассматривается влияние межличностного доверия на социализацию личности в современном обществе. Межличностное доверие является важным условием жизнеспособности политической системы.
Ключевые слова: межличностное и институциональное доверие, социальный капитал, социализатор.
Еще на раннем этапе развития личности индивид приобретает различные базисные жизненные установки, в том числе и доверие к другим индивидам. В межличностном доверии отражаются все позиции, которые человек усваивает в процессе социализации, его жизненный опыт, а также фундаментальные общечеловеческие моральные ценности. В качестве жизненной установки доверие представляет из себя важный принцип морали, который обеспечивает интеграцию, сплоченность семьи, способствует прочности деловых связей. Социальное доверие между индивидами трактуется психологами как «исходное условие общения, как отправную точку взаимодействия человека с миром. В исследовании Т. П. Скрипкиной, доверие определяют как механизм, направленный на объединение человека, с одной стороны, со своими внутренними ценностями, потребностями, интересами и желаниями, то есть собственной субъектностью, а с другой — с той частью мира, с которой он собирается вступить во взаимодействие. Важным условием возникновения доверия являются чувства безопасности и надежности, ощущение того, что окружающий мир не представляет угрозы» [5]. Чем выше уровень межличностного доверия в обществе, тем больше создается условий для позитивной коммуникации внутри него. Оно выступает в виде основы взаимоотношений людей в различных сферах деятельности. Исследования показали, что индивиды с высоким уровнем доверия к людям вообще, относятся к внешнему окружению практически также, как и к своему внутреннему кругу. Люди, которые в принципе доверяют немногим, обычно встречают незнакомцев скептически [3, с. 21].
Межличностное доверие является базисной жизненной установкой, отражающей позиции, которые человек усваивает в процессе социализации, его жизненный опыт, а также фундаментальные общечеловеческие моральные ценности. Чем выше уровень межличностного доверия в обществе, тем больше создается условий для позитивной коммуникации внутри него. Оно выступает в виде основы взаимоотношений людей в различных сферах деятельности, в частности и в политической. Межличностное доверие является неотъемлемым условием жизнеспособности политической системы. Если уровень межличностного доверия высок на общенациональном уровне, это говорит о том, что общество социально стабильно. С другой стороны, для того, чтобы в обществе был высокий уровень межличностного доверия, должна быть здоровая политическая и экономическая ситуация. Институциональное доверие обеспечивает формирование надежных социальных связей и отношений между отдельными социальными и политическими институтами и гражданами. Определяя свое отношение к любым институтам, человек в первую очередь их персонифицирует. Р. Инглхарт в рамках проекта международного исследования ценностей установил наличие сильной положительной взаимосвязи между уровнем межличностного доверия и благосостоянием граждан и страны в целом, а также приверженностью демократическим ценностям [1, с. 6].
В отличие от межличностного, институциональное доверие развивается на более позднем этапе социализации личности. Оно является не просто личностной установкой, а потенциальным индивидуальным и групповым ресурсом, который обеспечивает надежность и общность восприятия социетальных ценностей, а также социальных институтов.
От степени доверия зависит общественное согласие и политическая консолидация в государстве. Любая политическая власть пытается создать и упрочить поддержку себя со стороны большинства населения. В свете сказанного, П. Штомпка закономерно подчеркивал политическую значимость социального доверия, поскольку его наличие является неотъемлемым условием жизнеспособности политической системы [7, p.14].
Общественное доверие имеет большое значение для развития государств демократического типа, это важный элемент сохранения гражданского общества и основополагающая ценность современной гражданской и политической культуры, укорененная в обществе норма и ценность демократической гражданственности. «Без определенного уровня доверия людей друг к другу, к основным общественным институтам», — утверждают И. В. Мерсиянова и И. Е. Корнеева — «гражданское общество не может развиваться. Доверие растет по мере укрепления гражданского общества, и уровень доверия становится индикатором степени развитости гражданского общества» [2, с.42].
Восстановление пониженного консолидирующего потенциала современного общества возможно только путем укрепления межличностного и институционального доверия, которое является важнейшим ценностным основанием эффективного функционирования общества.
Хотелось бы отметить, что соотношение уровней институционального и межличностного доверия выступает своего рода «термометром» здоровья общества. Багаж накопленного личностного доверия представляет форму индивидуального капитала человека, а институционального — составляет социальный капитал общества.
В данной работе делается акцент на изучении уровня социального доверия к институтам власти в студенческой среде. Изучение социально-культурных и политических ценностей данной социальной группы представляется актуальным ввиду скрытого потенциала студенчества, его важной роли в будущем развитии общества. На уровень межличностного и институционального доверия современной молодежи влияет ряд таких факторов, как обыденное сознание и бытовое мышление, общественное мнение, средства массовой информации. Основным агентом формирования доверия либо недоверия выступает семья, которая на ранних этапах развития личности выступает социализатором не только в социальной, но и политической сферах. Если семья социально и экономически стабильна, имеет высокий уровень доверия внутри себя, то и институционально она будет более расположена доверять. Личность, развивающаяся в таких условиях, будет более открыта для кредита доверия институтам власти. Исключительная роль при формировании в молодежной среде доверия к субъектам власти принадлежит государству. Это зависит от того, на сколько оно открыто для взаимодействия индивидов и групп со структурами власти и ее представителями, а также, на сколько оправдались ожидания молодежи, адресуемые власти. Также, стоит заметить, что важную роль в процессе формирования доверия молодежи к власти может играть и образовательное учреждение. Возрастающая роль гражданского общества в современной России определила заказ системе образования на формирование социально и политически ориентированного поколения молодых россиян. Закон РФ «Об образовании» подчеркивает связь между образованием и воспитанием гражданина как целостной социальной структуры, стремящейся к самосовершенствованию и преобразованию общества. В этих условиях, ВУЗ должен формировать у студентов активную гражданскую позицию и осознанное отношение к существующей политической системе.
Специфика формирования доверия молодежи к институтам власти ориентируется на три уровня: федеральный, уровень субъекта Федерации и муниципального образования. Именно на уровнях субъекта и муниципального образования нужно активизировать взаимодействие институтов власти с молодежью в направлении формирования доверия. Это взаимодействие не должно активизироваться только в период выборов, но и присутствовать постоянно в обычное время. Конечно, мы видим, что на федеральном уровне это взаимодействие представлено гораздо ярче (Всероссийский молодежный образовательный форум «Территория смыслов на Клязьме», Всероссийский молодежный образовательный форум «Итуруп», Международный молодежный управленческий форум «Алтай. Точки Роста», XIX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов и др.), но на региональном и муниципальных уровнях это представлено очень слабо. Здесь положительный пример может показать Тюменская область, которая в 2017 г. провела более 10 форумов и фестивалей для молодежи.
В условиях, проводимых в стране политических и социально-экономических преобразований, институциональная система государственной власти должна максимально принимать на себя ответственность перед обществом за социальную деятельность государства. По нашему мнению, ответственность власти перед народом — политический принцип, который означает, что лица, облечённые властными полномочиями, должны отвечать за последствия своих действий. В настоящее время, многие российские политики и партии включают в свои политические программы принцип ответственности.
Ответственность институтов государственной власти имеет много выражений. В первую очередь, это — эффективное руководство страной, обеспечивающее ее движение в соответствии со стратегией устойчивого политического и социально-экономического развития. Также, это выполнение на деле провозглашенных целей, программ, обещаний, регулярный отчет власти перед народом, ответы на больные вопросы, которые волнуют общество, чувствительность к нуждам сограждан. Особое значение имеет наличие в стране государственных и общественных механизмов спроса с власти за возможный вред и неэффективную политику.
В условиях значительной неопределенности социальной сферы доверие выступает фундаментальной основой социальных отношений, неся в себе прогностическую функцию. Ряд исследователей, считает, что доверие является своего рода риском, так как, доверяя друг другу мы основываемся ни на личных установках, а на невозможности проверить того, кому мы доверяем. Тем не менее, чем выше уровень межличностного доверия на общенациональном уровне, тем выше в обществе социальная стабильность. Без доверия индивиду труднее взаимодействовать с социальной средой, что затрудняет его социализацию, а также приобретение и освоение социальных статусов и ролей. Таким образом, доверие может послужить важным звеном в процессе развития индивида в полноценную человеческую личность.
Литература:
- Инглхарт, Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис — 1997. — № 4.
- Мерсиянова, И. В., Корнеева, И. Е. Вовлеченность населения в неформальные практики гражданского общества и деятельность НКО: региональное измерение. — М.: Высшая школа экономики, 2011.
- Рукавишников, В. О. Межличностное доверие: измерение и межстрановые сравнения // Социологические исследования. — 2008. — № 2.
- Селигмен, А. Проблема доверия / Пер. с анг. И. Мюрберг, Л. Соболевой. — М.: Идея-Пресс, 2002.
- Мониторинг толерантности, социального доверия и ксенофобии // www.psy-gratis.ru/monit_opis.htm (дата обращения: 19.12.2018 г.).
- Zucker, L. Production of Trust: Institutional Sources of Economic Structure, 1840–1920. — Research in Organizational Behavior. — 1986. — № 8.
- Sztompka, P. Trust: A Sociological Theory [Text]/ P.Sztopka// Cambridge: Cambridge University Press. — 1999. — 214 p.