Управление процессом профессионального становления молодых педагогов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (237) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 24.12.2018

Статья просмотрена: 755 раз

Библиографическое описание:

Подкорытова, Г. И. Управление процессом профессионального становления молодых педагогов / Г. И. Подкорытова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/archive/237/55102/ (дата обращения: 18.12.2024).



Человек, выбирая для себя профессию, которой он хочет в дальнейшем посвятить свою жизнь, осваивая её, профессионально совершенствуется и личностно изменяется. В процессе изменения приобретается новый и обогащается имеющийся опыт, формируется профессиональная направленность, осваиваются различного вида компетенции, развиваются профессионально важные качества личности. Профессиональное становление сопровождается различными кризисами, конфликтами и деструктивными изменениями. Проблема творческой личности является одной из основных проблем. При всем разнообразии определений креативности, её суммарная характеристика заключается в том, что креативность — это способность создавать нечто новое, оригинальное [5]. Несмотря на то, что учитель младших классов осуществляет свою работу основываясь на образовательных и развивающих программах, креативность является неотъемлемой характеристикой работы педагога. Так же основной движущей силой к работе является мотивация — совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности. Именно активность личности учителя будет главным образом влиять на его профессиональное становление. Имеет ли место равнодушие или эпизодическое поверхностное любопытство в работе учителя, прослеживается ли заинтересованность или развивающаяся любознательность, складывается функциональный интерес или достигается вершина — профессиональная потребность сознательно изучать педагогику и овладевать основами педагогического мастерства. Педагог должен понимать к чему стремится, в каком направлении он «двигается». В рамках затронутой темы, необходимо рассмотрение и идеи оценки, сравнения работников образования в зависимости не только от уровня профессиональной направленности, но и от их ведущей направленности. Еще одним фактором, влияющим на профессиональное становление учителя, является стресс. Профессиональная компетентность педагогов включает в себя умение работать с различными категориями населения, умение адекватно и объективно оценивать ситуацию в условиях стресса [4]. Если учителя с большим опытом работы за время педагогической деятельности научились справляться с различного рода стрессами, для себя лично определили технологии и механизмы борьбы с ними, то начинающему учителю очень важна личностная особенность — стрессоустойчивость.

Исходя из данных факторов, влияющих на профессиональное становление молодого педагога, нами была поставлена следующая цель: формирование целостной педагогической среды, направленной на развитие и успешную адаптацию молодых специалистов, их самоутверждение, раскрытие и развитие творческих способностей, повышение профессиональной компетентности и мотивации к педагогической деятельности.

Эмпирической базой исследования являлись «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная школа № 30» Тюменской области, город Сургут, а также «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 32». Исследование проводилось в течение трёх месяцев.Висследовании принимали участие 14 начинающих учителей младших классов двух образовательных организаций. Все испытуемые женского пола, возраст испытуемых находится в диапазоне от 23 до 28 лет.

В эмпирическом исследовании применялись следующие методики: 1) самооценка творческого потенциала личности; 2) самооценка профессионально-педагогической мотивации (адаптирована Н. П. Фетискиным); 3) диагностика парциальной направленности личности учителя; 4) Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости В. В. Бойко [7].

Результаты констатирующего эксперимента: распределение среднего количества баллов по ключевым показателям представлены на рис. 1. и 2.

Рис. 1. График распределения среднего количества ответов по ключевым показателям

Условные обозначения: УТ — творческий потенциал; ППМ — профессионально-педагогическая мотивация; НЛУ — направленность личности учителя; СУ — стрессоустойчивость. I — первая группа испытуемых; II — вторая группа испытуемых

Рис. 2. График распределения уровней профессионального становления

В результате исследования были получены следующие данные: испытуемых с низким уровнем профессионального становления начинающих учителей в обеих группах не выявлено. Средний уровень профессионального становления в I группе выявлен у 6 респондентов, во II группе — 5. С высоким уровнем профессионального становления в I группе зафиксирован 1 испытуемый, во II группе — 2. Исходя из полученных данных можно сделать вывод о том, что большая часть молодых педагогов начальных классов нуждается в психолого-педагогическом сопровождении повышения уровня профессионального становления.

Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы и эмпирическом исследовании показателей профессионального становления учителей, нами была разработана программа, направленная на: 1) совершенствование профессионально-значимых качеств личности учителя (таких как стрессоустойчивость, коммуникабельность, организованности и т. д.); 2) формирование индивидуального стиля педагогической деятельности по средствам развития педагогического творчества; 3) мотивация молодого учителя к качественной профессиональной педагогической деятельности.

Программа психолого-педагогического сопровождения повышения уровня профессионального становления личности учителя «Быть примером» разработана для начинающих учителей младших классов, включает в себя двенадцать различных занятий-встреч по различным направлениям психолого-педагогической работы. Программа рассчитана на три месяца (12 встреч) по 3–4 встречи в месяц. Цель программы — формирование целостной педагогической среды, направленной на развитие и успешную адаптацию молодых специалистов, их самоутверждение, раскрытие и развитие творческих способностей, повышение профессиональной компетентности и мотивации к педагогической деятельности. Задачи программы: 1)выявление и предупреждение наиболее типичных ошибок, оказание помощи в преодолении педагогических затруднений; 2) установление отношений сотрудничества и взаимодействия между молодыми специалистами и наставниками (опытными педагогами), обобщение положительного педагогического опыта, апробация и внедрение в работу молодых учителей современных образовательных технологий; 3)содействие формированию индивидуального стиля творческой деятельности, профессиональному росту молодых педагогов; 4) развитие ресурсов личности учителя; 5) развитие рефлексии чувств. Методы работы по программе: групповая работа, работа в парах, «домашняя» работа.

Результаты контрольного эксперимента. Полученные данные в ходе констатирующего и контрольного экспериментов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнение результатов констатирующего иконтрольного эксперимента по ключевым показателям

Экспериментальная группа

Контрольная группа

До реализации программы

После реализации программы

Динамика

Сентябрь (на момент констатирующего эксперимента)

Декабрь (на момент контроль­ного экспе­римента)

Динамика

Творчество

13

(61,9 %)

16

(76,19 %)

>на

14,69%

14

(66,66 %)

15

(71,42 %)

>на

4,76%

Мотивация

16

(76,19 %)

17

(80,95 %)

>на

4,77%

15

(71,42 %)

16

(76,19 %)

>на

4,77%

Направленность

13

(61,9 %)

16

(76,19 %)

>на

14,29%

15

(71,42 %)

16

(76,19 %)

>на

4,77%

Стрессоустойчивость

12

(57,14 %)

17

(80,95 %)

>на

23,81%

14

(66,66 %)

16

(76,19 %)

>на

9,53%

Средний процент

14,38%

5,95%

Таким образом, в результате сравнения показателей констатирующего и контрольного экспериментов по обеим группам следует, что: 1) уровень творческого потенциала в экспериментальной группе после реализации программы «Быть примером» увеличился на 14,69 % (по общим показателям), а в контрольной группе, в процессе педагогической деятельности (без внедрения программы «Быть примером») уровень творческого потенциала увеличился всего на 4,76 %; 2) уровень мотивации начинающего учителя в экспериментальной группе, как и в контрольной, увеличился на 4,77 %; 3) уровень направленности личности учителя на педагогическую деятельность в экспериментальной группе увеличился на 14,29 %, а в контрольной группе всего на 4,77 %; 4) уровень стрессоустойчивости в экспериментальной группе увеличился на 23,81 %, а в контрольной группе на 9,53 %.

Исходя из представленных данных можно сделать вывод о том, что уровень профессионального становления начинающих учителей младших классов в ходе реализации психолого-педагогической программы «Быть примером» увеличился на 14,38 % (экспериментальная группа), а в контрольной группе (без внедрения программы) в ходе педагогической деятельности всего на 5,95 %. Таким образом, исходя из среднего процента положительной динамики по ключевым показателям в экспериментальной группе следует, что процент эффективности психолого-педагогической программы сопровождения повышения уровня профессионального становления начинающих учителей младших классов «Быть примером» составил около 14,4 %.

Выводы: 1. Возможно формирование целостной педагогической среды, направленной на развитие и успешную адаптацию молодых специалистов, их самоутверждение, раскрытие и развитие творческих способностей, повышение профессиональной компетентности и мотивации к педагогической деятельности. 2. Процент эффективности психолого-педагогической программы сопровождения повышения уровня профессионального становления начинающих учителей младших классов «Быть примером» составил около 14,4 %.

Литература:

  1. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития [Текст]. — М.: «Академия», 2006. — 240с.
  2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., Смысл, Академия, 2005. — 352 с.
  3. Поташкин, М. М. Управление профессиональным ростом учителей в современной школе: метод. пособие [Текст]. — М.: Центр педагогического образования, 2009. — 448с.
  4. Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: материалы IV Междунар. науч. конф. Кострома, 22–24 сент. 2016 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2016 — Т. 1–407 с.
  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2003. — 720с.
  6. Ситник, А. П. Молодой учитель нуждается в помощи [Текст] // Народное образование. — 2015. — № 9. — С. 41–47.
  7. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М. Изд-во Института Психотерапии. 2002–490с.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, профессиональное становление, экспериментальная группа, контрольная группа, профессиональное становление начинающих учителей, контрольный эксперимент, профессиональная компетентность, творческий потенциал, успешная адаптация молодых специалистов, целостная педагогическая среда.


Похожие статьи

Управление качеством практического обучения студентов в развитии профессиональных компетенций

Построение учебного процесса в системе повышения квалификации педагогических кадров

Формирование профессионально-важных качеств будущих юристов в процессе профессионального обучения

Организационно-психологическое сопровождение развития исследовательской компетентности педагога современной школы

Формирование компетенций в системе профессионального образования

Модель управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения

Формирование комплекса педагогических условий реализации системы управленческой культуры

Роль воспитательной системы в процессе профессионального развития будущего специалиста

Формирование психологической компетентности студентов педагогических вузов

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

Похожие статьи

Управление качеством практического обучения студентов в развитии профессиональных компетенций

Построение учебного процесса в системе повышения квалификации педагогических кадров

Формирование профессионально-важных качеств будущих юристов в процессе профессионального обучения

Организационно-психологическое сопровождение развития исследовательской компетентности педагога современной школы

Формирование компетенций в системе профессионального образования

Модель управления развитием корпоративной культуры педагогов дошкольного образовательного учреждения

Формирование комплекса педагогических условий реализации системы управленческой культуры

Роль воспитательной системы в процессе профессионального развития будущего специалиста

Формирование психологической компетентности студентов педагогических вузов

Формирование профессиональной компетентности обучающихся

Задать вопрос