В данной статье вы найдете исследование психологических особенностей людей, которые прошли отбор на должность стюарда на чемпионате мира по футболу 2018. Актуальность данного исследования заключается в том, что оно показывает, насколько хорошо в современных условиях проводиться профессиональный отбор людей с необходимыми психологическими качествами.
Ключевые. слова: психологические особенности, профессиональный отбор, внимание, общительность, профессиональные качества.
В нашем исследовании мы изучали психологические особенности стюардов в двух группах испытуемых. Первая группа исследуемых людей является экспериментальной группой — в ней люди, прошедшие профотбор на должность стюарда. Вторая группа является контрольной — людей, которых не отобрали на эту должность.
Результаты исследования. Тест Мюнстерберга «Диагностика избирательности внимания».
При помощи методики Мюнстерберга «Диагностика избирательности внимания», нами были получены следующие результаты. Всем исследуемым нами стюардам свойственен средний, либо высокий уровень избирательности внимания. При этом в первой группе исследуемых 35,3 % были средними показателями и 64,7 % с высокими. У второй группы испытуемых было два показателя ниже нормы — это 11 %, средних показателей было 82 % от количества общих ответов, а высокий показатель только у 6 %.
Этот факт говорит о том, что большинство испытуемых имеют средний показатель избирательности внимания, но все же есть небольшое отклонение в сторону высокоразвитой избирательности внимания в первой группе исследуемых стюардов, которые впоследствии получили должность. Данное качество является важным, поскольку человек в этой должности находится в условиях массового события, ему нужно все время быть на чеку, концентрировать внимание на важных вещах и не заострять внимание на мелочах.
Результаты исследования по методике В. Ф. Ряховского «Определение уровня общительности».
Нами было высказано предположение, что стюарды, планирующие получить должность психолога, относятся преимущественно к общительным людям. Здесь нам не было принципиально, в первой или во второй группе находился человек, поскольку мы полагаем, что само желание работать на этой должности, и как следствие участие в профотборе, уже может быть связано с общительностью человека.
Согласно результатам проведенной нами методики исследования уровня общительности, у 58 % испытуемых с обеих групп имели высокие показатели уровня общительности, 35 % попали в зону средних значений и только 6 % людей, показатель уровня общительности которых был на низком уровне.
Таким образом, наше предположение о том, что на данную должность претендовали люди весьма общительные, подтвердилось на половину, так как все же некоторые люди с низкими показателями общительности пришли на собеседование.
Результаты исследования методики «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.
В нашей гипотезе нами было высказано предположение, что люди, прошедшие собеседование на должность стюарда, обладают высоким уровнем стрессоустойчивости.
Испытуемых из первой группы, которые имеют стрессоустойчивый тип «Б», выявилось 58,8 %, склонность к типу «Б» определилась у 35,2 % прошедших тест, склонность к типу «А» определилась у 6 % испытуемых, а тип «А» в чистом виде в первой группе себя не проявил.
Во второй группе результаты распределились следующим образом: тип «Б» у 17,7 % испытуемых, склоны скорее к типу «Б» — 24,4 %, тип «А» свойственен 24,4 %, а склонных к типу «А» 23,4 %.
Тип «А» — таким людям свойственно стремление к излишней конкуренции. Это очень целеустремлённые люди. Не стрессоустойчивые.
Склонность к «А» типу — периодически проявляется неустойчивость к стрессам.
Тип «Б» — могут четко поставить цель выполняемой деятельности. Умеют выбирать выгодный путь достижения поставленных задач. Самостоятельно справляются с трудностями. Люди типа Б считаются стрессоустойчивыми.
Склонность к «Б» типу — проявляется стрессоустойчивость, но не постоянно.
Исследуемые нами группы показали преимущество первой группы к типу более стрессоустойчивых людей. Можем прийти к заключению, что все же удалось отобрать в ряды стюардов людей, которые по своим характеристикам являются стрессоустойчивыми. Большинство испытуемых сдержанных, работоспособных, для них характерна эмоциональная зрелость.
Результаты исследования методики «PEN» (Ганс и Сибилла Айзенк).
Шкала психотизма проявила себя в первой группе только в средних и низких показателях, в процентном соотношении средних было 42 %, а низких 59 %. Это показывает нам, что испытуемые первой группы имеют устойчивую психику и могут работать в сферах, которые связаны с людьми.
Втора группа выявила себя в таких показателях — 6 % людей с высокими показателями психотизма, 35,2 % испытуемых имеют среднее значение, а 58,8 % исследуемых имеют низкий уровень психотизма. Такие показатели не сильно разнятся с первой группой, но все же возможно профотбору удалось исключить людей с высоким уровнем психотизма, потому что в первой группе такие показатели не проявились.
Шкала «экстраверсия — интроверсия» в первой группе имеет такие показатели — экстарерсия проявилась в 35,2 % случаев, среднее занчение пришлось на 41 % испытуемых и 17,8 % проявили себя как интроверты.
Во второй группе экстраверсия занимает 35 % результатов, средние показзатели имеют 35 % и интроверсию имеют 30 %.
Если подвести общий итог по 2 группам, то общительных людей из всей выборки 73,5 %, что так же подтверждает нашу гепотизу о том, что на должность стюарда шли устраиваться в основном общительные люди.
Нейротизм в первой группе проявился показателями 30 % — высокий уровень, 35 % средний и 35 % низкий. Во второй группе результаты были следующими: 17,8 % высокий, 53 % средний и 23,2 % низкий показатели.
По шкале искренности количество баллов не должно превышать десять баллов. В нашем исследовании трое человек переписывали анкету, потому что результаты были недостоверны. В результате результаты остались недостоверны у одного испытуемого.
Перечислим особенности значения этих шкал:
Экстраверсия соотносится с человеком общительным, активным, оптимистически настроенным, самоуверенным, с несколько импульсивным поведением.
Интроверсия описывает совершенно необщительное поведение, пассивное, рассудительное, вдумчивое, спокойное.
По шкале «экстраверсия — интроверсия» высокие оценки соответствуют экстравертированному типу, а низкие оценки это интровертированный тип.
Человеку с высоким уровнем нейротизма свойственны сверхчувствительные реакции. Высокие показатели по этой шкале указывают на высокий уровень психической неустойчивости.
Личность с низким уровнем нейротизма проявляет себя как человек спокойный, беззаботный. Обычно такие люди очень непринужденные в общении.
Показатель психотизма говорит о склонности человека проявлять себя асоциальным образом. Нужно иметь в виду, что людям с результатами по шкале психотизма выше десяти не рекомендуется работать в перечисленных областях.
Результаты этих методик можно использовать для обследования с целью профотбора. Обычно это такие специальности как сфера обслуживания, торговля, охрана объектов и т. д.
Полностью подтвердились гипотезы:
- Люди, прошедшие отбор на должность стюарда, обладают высоким уровнем стрессоустойчивости;
- Люди, прошедшие отбор на должность стюарда, обладают избирательным вниманием;
- На должность стюарда шли устраиваться в основном общительные люди.
Частично подтвердилась гипотеза:
Люди, прошедшие отбор на должность стюарда экстраверты с низким уровнем нейротизма и психотизма.
Литература:
- Айзенк, Х. Психологические теории тревожности: учебник для вузов/ Под ред. В. М. Астапова. — СПб.: Питер, 2001.-247с.
- Анохин, П. К. Эмоции. Психология эмоций/ П. К. Анохин — М.: Педагогика, 1984, с.214–276
- Большая психологическая энциклопедия. — М.: ЭКСМО, 2007. -544 с.
- Гуревич, К. М. Психологическая диагностика: учеб. пособие/К. М. Гуревич. — М.: Мир, 1997. — 452 с
- Гальперин П. Я. Введение в психологию. -М.: Изд-во МГУ, 1967. 150с.
- Головаха Е. И. Психологическое время личности. Киев, 1984. — 212с
- Клепинин, Д. А. Проблема качества профессиональной подготовки специалиста/Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. -2010-№ 2. -С. 79–94.
- Кудрявцева, Н. Н. Тревога как социальная болезнь [Текст] / Н. Н. Кудрявцева // Химия и жизнь — XXI век. — 2004. — N 11. — С. 10–14.
- Локоть, Н. В. Математическая обработка результатов экспериментальных исследований [Текст]: учеб.-метод пособие /Локоть, Н.В.- Мурманск: МГПИ, 2005. — 90 с.
- Налчаджян, А. А. Социально-психическая адаптация личности/А. А. Налчаджян.- Издательство АН Армянской ССР.: Ереван, 1988.- 69 с.
- Немов, Р. С. Психология: Кн. 3 Психодиагностика/ Р. С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 1999.- 287 с.
- Общая психодиагностика/ под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. — М., 1987