Родители, педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.
ФГОС ДО предусматривает развитие дошкольников по усвоению норм, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
Наблюдая за воспитанниками, я отмечаю, что они испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. А это в свою очередь затрудняет процесс социализации.
Что же такое социализация?
Социализация — процесс становления основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного — к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного — к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного — к людям, природе, окружающему миру.
Дошкольная образовательная организация как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом, рассматривает проблемы развития ребенка, решает вопросы ранней социализации детей.
Мир детства, внутренний мир ребенка — ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. И раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает театр. Театр для детей — это, прежде всего игра, в которой ребенок может выразить себя. Игра, которая связывает детей между собой, детей и взрослых в единое волшебное целое.
В настоящее время игровые технологии стали неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения можно рассматривать как способ обучения; деятельность для реализации творчества; метод терапии; первый шаг к социализации ребёнка в обществе.
Использование театрально-игровых технологий в работе с дошкольниками во многом служит развитию их коммуникативной компетентности, воображения, умения осознавать свои эмоции и контролировать их.
Используя в работе с детьми театрализованные игры, я базируюсь на представления выдающегося российского психолога Л. С. Выготского: «Не стоит забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, а в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг, средство самовыражения и самореализации ребенка в детском коллективе и общении с взрослыми. Именно в условиях игры развивается самостоятельность и инициатива, тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор.
Благодаря театрализованным играм осуществляется всестороннее развитие детей: знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, распознают эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, учатся находить адекватные способы содействия.
В процессе организации театрализованных игр у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки.
В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т. д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.
Роль педагога в организации и проведении таких театрализаций очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Таким образом, театрализованная игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности — жизни.
Человек по природе своей является существом общественным. Люди, непосредственно окружающие ребенка дошкольного возраста в его жизни, играют главную роль. Это родители ребенка, педагоги, сверстники.
Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых «маугли», показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано погибают.
Анатолий Викторович Мудрик выделяет три группы задач, которые решаются на этапе социализации дошкольника:
Естественно-культурные задачи связаны с достижением определенного уровня физического и гендерного развития.
Социально-культурные — определяют познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые аспекты вхождения дошкольника в социум.
Социально-психологические — связаны со становлением сознания личности ребенка.
Реализация этих задач, в «моей» работе с воспитанниками осуществляется, как организация мероприятий на групповом, дошкольном, городском уровнях. Работа проводится при тесном сотрудничестве «родитель-ребенок-педагог».
В настоящее время, я наблюдаю нехватку общения детей с родителями, стремление взрослых в необходимости зарабатывать деньги привело к наличию у них нескольких рабочих мест, и даже к работе в выходные дни. Отношения с детьми часто сводятся к стремлению накормить, одеть, отвести в детский сад, забрать из детского сада, и придя домой спросить: «Что ты ел?», «Вы ходили гулять?», «Почему испачкал одежду?», а затем поставить ребенку для просмотра мультфильм или дать планшет с набором разных игр. Таким образом, общение с детьми, игры, совместные культурные выходы отодвинулись на второй план.
Привлечение родителей к театрализованной деятельности, способствует сплочению родительского коллектива с ДОУ, что в свою очередь позволяет создать единое пространство для развития, воспитания и социализации детей.
Совместная театрально-игровая деятельность — уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог, родители. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения, а общение в свою очередь — это умение слышать друг друга, с обратной связью.
Театрализованная деятельность позволяет родителям больше общаться с детьми, так как любая театральная постановка требует много усилий всех участников, проведение репетиций, изготовление атрибутов, костюмов. А это в свою очередь приводит к увеличению времени общения между родителем, ребенком и педагогом.
В нашем учреждении был разработан творчески-игровой проект «Я-артист!», который направлен на художественно-эстетическое развитие воспитанников и приобщение их к театральной деятельности.
Активно работая в данном направлении, я наблюдаю повышение интереса родителей к жизни их детей в группе.
Родители приняли активное участие в оборудовании в группе уголка театрализованной деятельности. В уголке располагаются: различные виды театров; реквизит для разыгрывания сценок, атрибуты для различных игровых ситуаций. А также ширмы для показа кукольного театра, кроме этого, имеется мини-костюмерная.
В рамках данного направления работы, мною были проведены следующие театральные постановки: «Непослушные ребята», «Мешок яблок», «Последнее яблоко», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Двенадцать месяцев». Данные театральные постановки были продемонстрированы как в музыкальном зале нашего ДОУ, так и на базе театральной площадке, расположенной на территории нашего ДОУ, которая приносит радость не только детям, родителям, но и жителям привокзального района. А также в усольском историко-краеведческом музеи, в рамках социального партнерства. В процессе проигрывания постановок родители открывали в себе неожиданные таланты, восхищались детьми, дети же с восторгом смотрели на актерскую игру родителей. Талант и мастерство каждого участника были отмечены на высоком уровне, каждому участнику вручались грамоты, сертификаты участника.
Проводимая мною такого вида совместная театрализованная деятельность способствуют расширению кругозора, как детей, так и родителей, обогащает внутренний мир, а главное — учит членов семьи взаимопониманию, сближает их.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества.
Увлеченные привлекательным замыслом театральной постановки дети и родители учатся многому, учатся тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.
Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на детей. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует эмоциональный подъем, желание быть в саду, принимать участие в различных мероприятиях. А мы, как педагоги получаем следующий результат: положительное, уважительное отношение родителей к деятельности ДОУ.
Литература:
- Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду / А. Е. Антипина. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 134 с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС, 1999. — 536 с.
- Ермолаева, М. Г. Игра в образовательном процессе / М. Г. Ермолаева. — 2-е изд., доп. — СПб.: СПб АППО, 2005. — 112 с.
- Касаткина, Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ / Е. И. Касаткина // Управление ДОУ. — 2012. — № 5.
- Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью / С. А. Козлова. — М.: Академия, 2004. — 150с.
- Мудрик, А. В. Социализация человека / А. В. Мудрик. — М.: МПСИ, 2011. — 624с.