Коррекция звукопроизношения у младших школьников со стертой дизартрией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (237) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 24.12.2018

Статья просмотрена: 1929 раз

Библиографическое описание:

Хохлова, Э. Г. Коррекция звукопроизношения у младших школьников со стертой дизартрией / Э. Г. Хохлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 51 (237). — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/archive/237/55142/ (дата обращения: 26.12.2024).



Данная статья посвящена проблемам нарушения речи у младших школьников со стертой дизартрией. Раскрывается целесообразность логопедического массажа для коррекции звукопроизношения у детей с нарушениями речи, даны рекомендации и упражнения, способствующие нормализации мышечного тонуса.

Ключевые слова: стертая дизартрия, логопедический массаж, мышцы речевого аппарата, мышечный тонус, массажные движения, коррекция звукопроизношения, младшие школьники.

В последнее время происходит значительное изменение контингента детей, обучающихся в общеобразовательных школах. Количество школьников с тяжелыми речевыми нарушениями в наших школах увеличивается.

Сегодня наиболее частой речевой патологией является стертая дизартрия.

Добиться хорошей подвижности органов артикуляции только с помощью артикуляционных упражнений при такой патологии речи достаточно сложно.

Поэтому основным методом воздействия на мышечную моторику является логопедический массаж, применение которого существенно сокращает время коррекционной работы, в особенности над формированием произносительной стороны речи.

Использование логопедического массажа в качестве одного из методов коррекционно-педагогического воздействия при нарушениях речи имеет достаточно давнюю историю. Труды Ю. В. Микляевой, Е. А. Дьяковой, А. А. Шафеевой, Е. Ф. Архиповой и других служат теоретической предпосылкой для применения логопедического массажа.

Однако приемы дифференцированного логопедического массажа с помощью рук являются недостаточно внедренными в широкую логопедическую практику (зондовый массаж на практике получил большую распространенность). При этом ни у кого не вызывает сомнения эффективность использования такого массажа в логопедической практике.

Логопедический массаж является активным методом механического воздействия, изменяющим мышечный тонус, а также состояние кровеносных сосудов, нервных клеток и тканей речевого аппарата [7, с. 14].

Артикуляционная гимнастика, для которой необходима длительная тренировка мышц, и автоматизация звуков, которая достигается через многократное проговаривание слогов, слов, предложений с тяжело произносимым звуком, может привести к быстрому переутомлению.

Необходимо понимать, что неверно подобранный способ постановки звука, требующий от ребенка чрезвычайно большого усилия на совершение того или иного артикуляционного движения, приводит к огромному напряжению плохо иннервируемой мышцы языка, следствием чего может стать появление перегрузки и образование на этом месте спайки. В итоге мышца будет оставаться слабой в течение довольно длительного периода времени. А далее ребенок начнет жаловаться на неприятные ощущения в области языка и его будет сложно убедить в необходимости посещения логопедических занятий [7, с. 22].

Воздействие массажа приводит к существенному изменению состояния мышечной системы. Прежде всего, происходит повышение эластичности волокон и уровня работоспособности мышц. Дифференцированное применение способов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мыщц и, наоборот, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры [8, с. 13].

Логопедический массаж является необходимым для реализации следующих целей:

– нормализация мышечного тонуса языка;

– уменьшения патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкенизии, гиперкинезы);

– улучшение кровообращения, процессов обмена веществ и нервной проводимости, симуляции ощущений кинетического и кинестетического характера;

– увеличение амплитуды и объема артикуляционных движений [6, с.18].

Такой массаж противопоказан при:

– соматических и инфекционных заболеваниях (конъюнктивитах, стоматитах, герпесе, кожных заболеваниях, увеличении лимфатических желез).

Для проведения массажа необходимы следующие материалы: спиртовые салфетки, стерильные салфетки, напальчники. Все используемые материалы одноразовые, не требуют специальной обработки (в отличие от зондов).

Выбор направления и силы массажных действий осуществляется в зависимости от такого фактора, как состояние мышечного тонуса на данном участке.

Повышенный тонус делает мышцы более плотными, придает им ригидность, совершение пассивных движений производится с трудом (массажные движения совершаем от кончика языка к корню).

Пониженный тонус делает мышцы вялыми и дряблыми на ощупь (массажные движения совершаем от корня языка к кончику).

Сила воздействия в процессе массажа и ответная реакция организма имеет между собой сложную зависимость. Легкое, медленное поглаживание снижает возбудимость массируемых тканей, что приводит к возникновению приятного чувства тепла, улучшению самочувствия. Результатом энергичных и быстрых движений при воздействии массажа становится повышение тонуса массируемых тканей [5, с.31].

Как правило, процедура длится вначале от 5 до 7 минут, в конце — от 20 до 25 минут. Кожа ребенка и руки логопеда должны быть чистыми, ногти делающего массаж — коротко острижены [1, с.17].

Обычно при проведении массажа язык должен находиться в положении вне ротовой полости. Для этого можно подтянуть язык вперед, захватив кончик языка (с помощью марлевой салфетки) таким образом, чтобы большой палец располагался сверху, а средний и указательный — снизу. Осуществление захвата языка производится левой рукой, сам массаж — правой рукой.

Упражнение 1

С помощью указательного пальца правой руки производятся точечные движения с небольшим надавливанием по всей поверхности языка.

Упражнение 2

Указательным пальцем производятся поглаживающие движения, начиная от корня к кончику языка.

C:\Users\пользователь\Desktop\я\675x618_90b4dedbdca3274f8a157ca707de55cb.jpg

Упражнение 3

С помощью указательного пальца производятся поглаживающие движения справа налево и, наоборот, слева направо, начиная от кончика к корню.

Упражнение 4

Производится легкое разминание мышц в горизонтальном направлении. При этом нахождение большого пальца правой руки нужно зафиксировать сверху языка, указательного — снизу. При осуществлении перетирающих движений необходимо постепенно двигаться от кончика к корню и, наоборот, от корня к кончику. Движения без нажима, очень легкие.

Такое упражнение является одним из основных, поскольку при его выполнении можно почувствовать спайки языка и более длительно поработать в данных местах. Оно способствует формированию у ребенка чашечки для постановки шипящих звуков.

Упражнение 5

Для постановки звука [р] важно научить ребенка делать подбивку языка. Ставим указательный палец ведущей руки на кончик языка, который упирается в верхние резцы. Ребенок произносит звук [д] на выдохе. Производим пальцем быстрые движения в правую и левую сторону, вызывая таким образом вибрацию кончика языка.

Упражнение 6

Расслабить кончик языка можно следующим упражнением: с помощью скрученного бинтика в жгутик, необходимо производить быстрые движения вверх и вниз по кончику языка.

Применение данных упражнений способствует не только постановке и автоматизации искаженных или отсутствующих фонем у младших школьников со стертой дизартрией, но и значительно сократить сроки коррекционной работы.

Литература:

  1. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии. М, 2008.
  2. Васичкин В. И. Справочник по массажу. СПб, 1996.
  3. Васичкин В. И. Все о массаже. М, 2005.
  4. Гревцева Е. В. Опыт использования логопедического массажа в коррекции артикуляторных расстройств. СПб, 2001.
  5. Дьякова Е. А. Логопедический массаж. М, 2003.
  6. Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. СПб, 2009.
  7. Микляева Ю. В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. М, 2014.
  8. Шафеева А. А. Логопедический массаж: методическое пособие. М, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): логопедический массаж, кончик языка, движение, мышечный тонус, стертая дизартрия, указательный палец, упражнение, правая рука, речевой аппарат, коррекционная работа.


Ключевые слова

младшие школьники, стертая дизартрия, логопедический массаж, мышцы речевого аппарата, мышечный тонус, массажные движения, коррекция звукопроизношения

Похожие статьи

Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата средствами физической реабилитации

В статье авторы обозначают значимость применения разработанного комплекса упражнений для детей старшего дошкольного возраста, которые позволят улучшить коррекционно-педагогическую работу, направленную на формирование и развитие двигательных и речевых...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Диагностическое исследование наглядно-образного мышления у младших школьников с умственной отсталостью

В работе рассматриваются особенности диагностики мышления у детей с нарушениями интеллекта. Анализируются результаты диагностического исследования наглядно-образного мышления у младших школьников с недоразвитием познавательной деятельности. Даются ре...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта

Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...

Нетрадиционные приемы в логопедической работе. Калимба

Данная статья ориентирована на практикующих специалистов, в ней отражены практические приемы работы над звукопроизношением, развитием фонематического восприятия, мотивацией и воспитанием самоконтроля детей, в первую очередь, дошкольного возраста с ис...

Разработка комплекса коррекционных занятий по преодолению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием речи на основе дифференцированного подхода (при дислалии и легкой степени дизартрии)

Коррекционно-логопедическая работа с применением нетрадиционного метода биоэнергопластика с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

В статье авторы освещают проблему формирования артикуляционной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Рассматриваются причины, механизмы, симптоматика нарушения речевой деятельности.

Логоритмика как средство развития просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Актуальность настоящей работы заключается в том, что результаты нашего исследования помогут подобрать логоритмические игры, которые будут полезны педагогам в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата.

Применение циклических аэробных упражнений в физической реабилитации лиц молодого возраста с дисфункцией желчного пузыря

В статье рассмотрена проблема применения циклических аэробных упражнений в форме езды на велотренажёре в физической реабилитации лиц молодого возраста с дисфункцией желчного пузыря.

Организация и содержание логопедической работы с детьми 6–7 лет с общим недоразвитием речи по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования

В статье авторы предприняли попытку организации и разработки содержания логопедической работы с детьми 6–7 лет с ОНР по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования.

Похожие статьи

Коррекция мышечного тонуса и подвижности речевого аппарата средствами физической реабилитации

В статье авторы обозначают значимость применения разработанного комплекса упражнений для детей старшего дошкольного возраста, которые позволят улучшить коррекционно-педагогическую работу, направленную на формирование и развитие двигательных и речевых...

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня средствами логопедических технологий

В статье рассматриваются вопросы использования логопедических технологий в работе с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, дается краткая характеристика нетрадиционных направлений работы по коррекции речевых нарушен...

Диагностическое исследование наглядно-образного мышления у младших школьников с умственной отсталостью

В работе рассматриваются особенности диагностики мышления у детей с нарушениями интеллекта. Анализируются результаты диагностического исследования наглядно-образного мышления у младших школьников с недоразвитием познавательной деятельности. Даются ре...

Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования произносительной стороны речи в условиях дошкольного логопункта

Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с учетом лингвистического, логопедического, психологического и физиологического подхода. Также в статье рассмотрена этиология нарушений произношения. Описано ...

Нетрадиционные приемы в логопедической работе. Калимба

Данная статья ориентирована на практикующих специалистов, в ней отражены практические приемы работы над звукопроизношением, развитием фонематического восприятия, мотивацией и воспитанием самоконтроля детей, в первую очередь, дошкольного возраста с ис...

Разработка комплекса коррекционных занятий по преодолению нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с фонетическим недоразвитием речи на основе дифференцированного подхода (при дислалии и легкой степени дизартрии)

Коррекционно-логопедическая работа с применением нетрадиционного метода биоэнергопластика с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

В статье авторы освещают проблему формирования артикуляционной и мелкой моторики у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Рассматриваются причины, механизмы, симптоматика нарушения речевой деятельности.

Логоритмика как средство развития просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата

Актуальность настоящей работы заключается в том, что результаты нашего исследования помогут подобрать логоритмические игры, которые будут полезны педагогам в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата.

Применение циклических аэробных упражнений в физической реабилитации лиц молодого возраста с дисфункцией желчного пузыря

В статье рассмотрена проблема применения циклических аэробных упражнений в форме езды на велотренажёре в физической реабилитации лиц молодого возраста с дисфункцией желчного пузыря.

Организация и содержание логопедической работы с детьми 6–7 лет с общим недоразвитием речи по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования

В статье авторы предприняли попытку организации и разработки содержания логопедической работы с детьми 6–7 лет с ОНР по профилактике нарушений письменной речи в условиях инклюзивного образования.

Задать вопрос