Молодежь — для любого народа это его будущее, его золотой фонд. Поэтому то, на какие ценностные ориентации нацелено юношество, вызывает обеспокоенность как власти, так и общества в целом. Ценностные ориентации — это культурные стандарты, это принятые личностью духовные и материальные ценности, отталкиваясь от которых люди определяют благо, добродетель, и которые в широком смысле являются нормами жизни в обществе.
Если сравнивать с ценностями предыдущих поколений, ценности молодежи на современном этапе существенно изменились.
Я приведу контраст между ценностями советской молодежи и современной.
Что же ценила советская молодежь?
Как нам известно, в советскую эпоху действовала мощная система коммунистического воспитания. Несмотря на это основными ценностями для молодежи были не идеологические постулаты, типа преданности делу коммунизма, классовой борьбы, борьбы за мир или научного мировоззрения. По данным социологических исследований 1971–1982 годов, в этот период важнейшими для себя ценностями молодые люди считали интересную работу и семейное счастье. На третьем и четвертом местах было осознание того, что приносишь людям пользу и их уважение. С большим отрывом на пятом месте шло материальное благополучие. Ну а дальше по степени важности: возможность заниматься тем, что тебя интересует, расширение кругозора и др.
Примерно для половины представителей молодого поколения 1970-х годов была характерна активная жизненная позиция, которая проявлялась в различных видах общественно-полезной деятельности. Меньше всего ценилась спокойная, размеренная жизнь, подчиненная собственным интересам.
Ценностные ориентации современной молодежи основаны на двух направлениях. Первое направление — это направление духовности, которое характеризуется преобладанием нравственных установок, гуманизма, человеколюбия. Второе направление — это то направление, которое нацелено на индивидуализм, преобладание материального над духовным. Это направление получило распространение в последние десятилетия.
В жизни современной молодежи главными приоритетами являются: успешная карьера, семья, дружеские отношения, построение полезных связей, возможность реализовать себя в творчестве или своих увлечениях.
Печально то, что карьеру большинство людей строит не с целью развития своей личности, а ради повышения своего благосостояния, ради красивой сытной жизни. Полезность труда определяется достижениями собственного экономического достатка. То есть люди работают, чтобы зарабатывать как можно больше денег, и не важно какими путями. Такие жизненные принципы, как «Лучше быть честным, но бедным» и «Чистая совесть важнее благополучия», ушли в прошлое. Сейчас актуальны такие, как «Ты — мне, я — тебе», «успех — любой ценой».
Результаты социологических исследований говорят, что в ТОП-10 жизненных ценностей современной молодежи входят такие ценности как: семья, материальное благополучие, друзья и здоровье, интересная работа, и справедливость. На последнем месте стоит религиозная вера.
Поговорим о каждой из этих ценностей по отдельности.
‒ Семья. Общее представление о семье у большинства людей такое: Семья — союз любящих людей, основанный на взаимопомощи, взаимопонимании, а также продолжении рода. Слово «семья» ассоциируется у многих с такими понятиями, как: дом, дети, уют, счастье, веселье, радость, дружба.
Семья закладывает особый нравственный и духовный фундамент в личность каждого человека. Она является основным институтом социализации. Поэтому семья ценится современной молодежью больше всего.
‒ Материальное благополучие. Главным стремлением каждого человека стало его личное материальное благополучие. Ценность оплаты труда стала цениться больше, чем свобода и интересная работа. Традиционные ценности хоть и не потеряли своей важности, однако желание молодых людей быть успешными, богатыми, влиятельными ощущается намного сильнее.
‒ Друзья и общение. Молодость — это период наиболее интенсивного и эмоционального общения со сверстниками и групповой жизни. Это время, когда мы как никогда хотим быть понятыми и принятыми. В этом возрасте мы начинаем ценить друзей, их отношение к нам, их готовность прийти на помощь, поддержать нас. Порой нам кажется, что друзья ближе и роднее, чем семья, что они понимают нас без лишних слов — достаточно одних эмоций. В связи с этим дружеские отношения можно сравнивать с семейными, но ставить их на один уровень, думаю, будет неправильно.
‒ Здоровье — естественная, абсолютная, жизненная ценность. Это одна из основополагающих ценностей человека. Без здоровья невозможно сбалансированное существование человека в обществе. Несмотря на большую значимость здоровья, данные социологических опросов показывают, что здоровье не входит в лидирующую группу ценностей. Около 28 % людей в возрасте от 20–21 года отмечают недостаток здоровья. Для данной возрастной категории это тревожная цифра. Такая высокая ценность этого показателя должна стать побудительной силой для активной заботы о своем здоровье.
‒ Интересная работа. Как показывает статистика, интересная работа представляет ценность для 58 % студентов. Имея работу по душе, человек реализует себя, раскрывает свои творческие способности, строит карьеру. Интересная работа дает возможность проводить время не только с пользой, но и с удовольствием. Однако, мало кто может похвастаться тем, что он каждый день ходит на работу с радостью. Многие выбирают ту или иную профессию с целью просто зарабатывать деньги или же из-за престижности. Но со временем человек ощущает себя несчастным, он жалеет об упущенном времени и начинает ненавидеть свою работу.
‒ Религиозная вера — прививает верующим систему ценностных ориентаций — идеи и нормы, вытекающие из веры в существование сверхъестественного мира. Религиозная вера на современном этапе развития общества занимает последнее место в системе ценностей. Это связано с тем, что главенствующее место занимают ценности иллюзорные, вымышленные, вытекающие из веры в сверхъестественное. А все реальные ценности, вытекающие из запросов и потребностей человека на земле — второстепенные.
Итак, мы видим, что ценности современной молодежи отличаются от ценностей молодежи других поколений. На сегодняшний день все духовное отодвинуто на второй план, у людей друг к другу потребительское отношение. Молодежь стремится иметь связи, деньги, возможность управлять другими, но никак не активную жизнь, связанную с полезной, не только для самого человека, но и для общества в целом, деятельностью. В сознании молодых людей нет четкой картины мира, системы норм поведения и установок. Поэтому главной необходимостью является формирование системы воспитания и социализации молодежи.
Литература:
- Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности. Психологический журнал. — 1984. — Т.5. — № 5.
- Кирьякова А. В. Ориентация личности в мире ценностей. — международный психолого-педагогический журнал, 1998, № 4.