Реализация системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников через метод проектов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 29.12.2018

Статья просмотрена: 369 раз

Библиографическое описание:

Воронкова, Н. В. Реализация системно-деятельностного подхода в образовании дошкольников через метод проектов / Н. В. Воронкова, Т. И. Силина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55110/ (дата обращения: 19.12.2024).



Цель системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании — воспитание личности ребенка как субъекта деятельности, активно в ней участвующей. Реализовать системно-деятельностный подход в дошкольном образовании позволяет метод проектов.

Метод проектов основан на практическом взаимодействии педагога и воспитанника, во взаимосвязи их с окружающей средой для достижения конкретной цели.

Появление метода проектов связано с именем американского педагога Джона Дьюи. Он предложил определенную последовательность в организации обучения детей.

  1. Педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников.
  2. Педагог вносит предложение, которое совместно обсуждается с детьми. Результат обсуждения — план работы, а затем проект как последовательность действий.
  3. Реализация проекта детьми в соответствии с намеченным планом, при необходимой помощи педагога.

Использование проектной деятельности предоставляет педагогам дошкольных организаций возможность не только дать детям базовые знания, но и всесторонне их развивать.

По мнению Виноградовой Н. А. особенностью организации образовательного процесса с использованием метода проектов является учет возрастной дифференциации.

‒ У детей среднего дошкольного возраста проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительном уровне (задания, предлагаемые взрослым, помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности). Активная роль принадлежит взрослому.

‒ С детьми старшей группы проектная деятельность переходит на развивающий уровень (принимают проблему, уточняют цель, могут самостоятельно найти проблему, выбрать средства для достижения результата). Взрослый не только генерирует свои идеи, но и подключается к реализации идей детей. У детей накапливается определенный опыт (общения со сверстниками, совместных переживаний, разнообразной совместной деятельности, самостоятельности в отношениях, развитие самоконтроля и самооценки).

‒ С детьми подготовительной группы проектная деятельность достигает творческого уровня. Роль взрослого — развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий для самостоятельной проектной деятельности.

Выделяют многочисленные основания для классификации проектов можно:

‒ доминирующая деятельность (исследовательский, творческий, ролевой, информационный, нормативный);

‒ число участников (индивидуальный, парный, групповой и коллективный);

‒ продолжительность (краткосрочный — несколько дней; среднесрочный — от недели до месяца; долгосрочный — от месяца до года);

‒ характер координации (открытая — педагог открыто руководит проектом, подсказывает; скрытая — педагог направляет деятельность детей, имеющих большую свободу).

Этапы разработки и проведения проекта (по Л. С. Киселевой):

‒ поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей;

‒ вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели);

‒ наметить план движения к цели (поддерживание интереса детей и родителей);

‒ обсудить план с семьями;

‒ обратиться за рекомендациями к специалистам детского сада;

‒ нарисовать вместе с родителями и детьми план-схему проведения проекта, вывесить ее на видном месте;

‒ собрать информацию, материал;

‒ провести все мероприятия основной части проекта;

‒ дать домашние задания родителям и детям;

‒ перейти к самостоятельным творческим работам (поделки, рисунки, альбомы) родителей и детей;

‒ организовать презентацию проекта — представление проектного продукта.

Что может служить источником темы проекта? Это может быть:

‒ календарный праздник, событие,

‒ увлечения детей каким-то объектом или явлением,

‒ «почемучкины» вопросы детей,

‒ изменения в природе или ближайшем окружении.

Начать проект, заинтересовав детей, можно с помощью проблемной ситуации, предложив задания: «Что было бы…», «Расскажи гостю о…» и т. д. А также следует помнить, что интерес появляется, когда есть мотивация:

‒ игровая («помощь» игрушкам и другим персонажам),

‒ мотивация общения в условиях помощи взрослому,

‒ мотивация созидания и личной заинтересованности (конечный продукт нужен самим детям — атрибут для игры, подарок для мамы).

Таким образом, в самом начале проекта должны прозвучать какая-либо проблема, вопрос, просьба, побуждающая детей к дальнейшей деятельности, к поиску выхода из создавшегося положения. Некоторые методы и приемы, которые может использовать педагог:

‒ изменить что-либо в себе, в окружении,

‒ в присутствии детей увлеченно заняться каким-то делом,

‒ принести в группу что-то непривычное,

‒ прямо попросить детей о помощи,

‒ специально организовать ситуацию, предложив задание при выполнении, которого дети столкнуться с проблемой.

Далее дети и воспитатель составляют план действий:

‒ у кого попросить помощи,

‒ в каких источниках поискать информацию,

‒ что нужно сделать в первую очередь.

Зафиксировать план деятельности можно в виде карты проекта (на большом листе бумаги, используя готовые картинки, условные изображения). В ходе выполнения проекта карта может дополняться и уточняться, и окончательный вид будет иметь к его завершению.

Реализация проекта осуществляется в ходе всех режимных моментов, через разные формы совместной и самостоятельной деятельности дошкольников. Педагог должен дать возможность каждому ребенку реализовать свою активность, включает больше действий, продуктивных видов деятельности.

Содержание темы проекта находит отражение в оформлении группы, центрах развития при активном участии детей и родителей. Технология проектирования требует от взрослого терпения, веры в возможности ребенка. Нужно позволить ребенку выбирать, преобразовывать, договариваться, ошибаться. На данном этапе содержание деятельности взрослого определяется фразой: «практическая помощь по необходимости». И главное слово здесь «по необходимости».

К мероприятиям основной части проекта относятся:

‒ ситуации общения;

‒ тематические экскурсии в групповом помещении, по детскому саду, в ближайшем окружении, в музей, к памятникам; целевые прогулки;

‒ самостоятельная деятельность детей;

‒ конструктивная деятельность;

‒ развивающие игры;

‒ культурно-досуговая деятельность (праздники, развлечения);

‒ художественно-продуктивная деятельность, выставка рисунков и других творческих работ;

‒ творческие задания, деятельность детей по их собственной инициативе;

‒ индивидуальная работа с каждым конкретным ребенком;

‒ чтение художественной литературы;

‒ экспериментирование, исследование объектов.

Эффективной формой работы с детьми над проектом является виртуальная экскурсия. Она представляет собой продукт в виде видео-, аудио- материалов и имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. У виртуальной экскурсии нет границ, что позволило посетить различные места, не покидая здания детского сада; дало возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе.

Пошаговое проектирование всегда должно приводить к конечному результату, а именно к публичному представлению продукта проектной деятельности. Продукты проекта могут быть разными:

‒ материальными (поделки, плакаты, макеты, альбомы, накопительные книги, компьютерные презентации),

‒ действенными (мероприятия — развлечения, игры),

‒ письменными (книжки-самоделки, литературные произведения).

С детьми старшей группы возможно совместное планирование накопительных папок, частичное их оформление детьми. С помощью таких папок можно закреплять и систематизировать информацию, вызвать у детей желание узнавать новое. В подготовительной группе тематическая папка оформляется педагогом с детьми — с красивыми кармашками, в которых размещена информация в доступном для детей виде, рисунки, фотографии; с занимательными дверками и окошками.

Итог проекта — презентация должна приносить детям радость, дать возможность поделиться эмоциями, полученными знаниями. Важно продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога и вернуться к цели (получилось ли, что хотели).

Варианты итоговых событий проекта:

‒ праздник,

‒ акция,

‒ выставка (фотовыставка),

‒ спектакль,

‒ фотогазета,

‒ открытие игрового центра и т. д.

Наряду с положительными результатами работы над методом проектов, можно определить проблемы:

‒ в проектах чаще всего участвуют одни и те же дети,

‒ неосторожное высказывание, молчание, взгляд педагога могут потушить интерес ребенка к предстоящей деятельности,

‒ неумение педагога удержаться от руководства деятельностью детей,

‒ продукт проекта должен быть востребован среди детей,

‒ проект должен иметь конкретный срок реализации, иначе он надоест всем его участникам и пропадает желание браться за новый.

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2008. — 112 с.
  2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 208 с.
  3. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Н. В. Матяш; под. ред. В. В. Рубцова. — Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. — 286 с.
  4. Как организовать проект с дошкольниками / Авт.-сост. А. А. Сидорова. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 128 с.
  5. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. — 72 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, проектная деятельность, детский сад, метод проектов, педагог, проект, ближайшее окружение, виртуальная экскурсия, дошкольное образование, подготовительная группа.


Похожие статьи

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках реализации системно-деятельностного подхода

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках ФГОС

Системно-деятельностный подход в формировании познавательной мотивации детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Формирование познавательной мотивации дошкольников через применение технологии «Ситуация» в конструктивной деятельности

Развитие концептуального мышления школьников через организацию проблемно-ценностного общения при анализе литературных произведений

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Опыт взаимодействия с родителями в рамках гуманно-личностной педагогики

Развитие индивидуализации дошкольника в образовательной организации посредством технологии «Активный час»

Реализация дифференцированного подхода в развитии количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста

Похожие статьи

Создание ситуации выбора у детей дошкольного возраста в рамках реализации системно-деятельностного подхода

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках ФГОС

Системно-деятельностный подход в формировании познавательной мотивации детей среднего дошкольного возраста (из опыта работы)

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Формирование познавательной мотивации дошкольников через применение технологии «Ситуация» в конструктивной деятельности

Развитие концептуального мышления школьников через организацию проблемно-ценностного общения при анализе литературных произведений

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Опыт взаимодействия с родителями в рамках гуманно-личностной педагогики

Развитие индивидуализации дошкольника в образовательной организации посредством технологии «Активный час»

Реализация дифференцированного подхода в развитии количественных представлений у детей среднего дошкольного возраста

Задать вопрос