Цель системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании — воспитание личности ребенка как субъекта деятельности, активно в ней участвующей. Реализовать системно-деятельностный подход в дошкольном образовании позволяет метод проектов.
Метод проектов основан на практическом взаимодействии педагога и воспитанника, во взаимосвязи их с окружающей средой для достижения конкретной цели.
Появление метода проектов связано с именем американского педагога Джона Дьюи. Он предложил определенную последовательность в организации обучения детей.
- Педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников.
- Педагог вносит предложение, которое совместно обсуждается с детьми. Результат обсуждения — план работы, а затем проект как последовательность действий.
- Реализация проекта детьми в соответствии с намеченным планом, при необходимой помощи педагога.
Использование проектной деятельности предоставляет педагогам дошкольных организаций возможность не только дать детям базовые знания, но и всесторонне их развивать.
По мнению Виноградовой Н. А. особенностью организации образовательного процесса с использованием метода проектов является учет возрастной дифференциации.
‒ У детей среднего дошкольного возраста проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительном уровне (задания, предлагаемые взрослым, помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности). Активная роль принадлежит взрослому.
‒ С детьми старшей группы проектная деятельность переходит на развивающий уровень (принимают проблему, уточняют цель, могут самостоятельно найти проблему, выбрать средства для достижения результата). Взрослый не только генерирует свои идеи, но и подключается к реализации идей детей. У детей накапливается определенный опыт (общения со сверстниками, совместных переживаний, разнообразной совместной деятельности, самостоятельности в отношениях, развитие самоконтроля и самооценки).
‒ С детьми подготовительной группы проектная деятельность достигает творческого уровня. Роль взрослого — развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий для самостоятельной проектной деятельности.
Выделяют многочисленные основания для классификации проектов можно:
‒ доминирующая деятельность (исследовательский, творческий, ролевой, информационный, нормативный);
‒ число участников (индивидуальный, парный, групповой и коллективный);
‒ продолжительность (краткосрочный — несколько дней; среднесрочный — от недели до месяца; долгосрочный — от месяца до года);
‒ характер координации (открытая — педагог открыто руководит проектом, подсказывает; скрытая — педагог направляет деятельность детей, имеющих большую свободу).
Этапы разработки и проведения проекта (по Л. С. Киселевой):
‒ поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей;
‒ вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели);
‒ наметить план движения к цели (поддерживание интереса детей и родителей);
‒ обсудить план с семьями;
‒ обратиться за рекомендациями к специалистам детского сада;
‒ нарисовать вместе с родителями и детьми план-схему проведения проекта, вывесить ее на видном месте;
‒ собрать информацию, материал;
‒ провести все мероприятия основной части проекта;
‒ дать домашние задания родителям и детям;
‒ перейти к самостоятельным творческим работам (поделки, рисунки, альбомы) родителей и детей;
‒ организовать презентацию проекта — представление проектного продукта.
Что может служить источником темы проекта? Это может быть:
‒ календарный праздник, событие,
‒ увлечения детей каким-то объектом или явлением,
‒ «почемучкины» вопросы детей,
‒ изменения в природе или ближайшем окружении.
Начать проект, заинтересовав детей, можно с помощью проблемной ситуации, предложив задания: «Что было бы…», «Расскажи гостю о…» и т. д. А также следует помнить, что интерес появляется, когда есть мотивация:
‒ игровая («помощь» игрушкам и другим персонажам),
‒ мотивация общения в условиях помощи взрослому,
‒ мотивация созидания и личной заинтересованности (конечный продукт нужен самим детям — атрибут для игры, подарок для мамы).
Таким образом, в самом начале проекта должны прозвучать какая-либо проблема, вопрос, просьба, побуждающая детей к дальнейшей деятельности, к поиску выхода из создавшегося положения. Некоторые методы и приемы, которые может использовать педагог:
‒ изменить что-либо в себе, в окружении,
‒ в присутствии детей увлеченно заняться каким-то делом,
‒ принести в группу что-то непривычное,
‒ прямо попросить детей о помощи,
‒ специально организовать ситуацию, предложив задание при выполнении, которого дети столкнуться с проблемой.
Далее дети и воспитатель составляют план действий:
‒ у кого попросить помощи,
‒ в каких источниках поискать информацию,
‒ что нужно сделать в первую очередь.
Зафиксировать план деятельности можно в виде карты проекта (на большом листе бумаги, используя готовые картинки, условные изображения). В ходе выполнения проекта карта может дополняться и уточняться, и окончательный вид будет иметь к его завершению.
Реализация проекта осуществляется в ходе всех режимных моментов, через разные формы совместной и самостоятельной деятельности дошкольников. Педагог должен дать возможность каждому ребенку реализовать свою активность, включает больше действий, продуктивных видов деятельности.
Содержание темы проекта находит отражение в оформлении группы, центрах развития при активном участии детей и родителей. Технология проектирования требует от взрослого терпения, веры в возможности ребенка. Нужно позволить ребенку выбирать, преобразовывать, договариваться, ошибаться. На данном этапе содержание деятельности взрослого определяется фразой: «практическая помощь по необходимости». И главное слово здесь «по необходимости».
К мероприятиям основной части проекта относятся:
‒ ситуации общения;
‒ тематические экскурсии в групповом помещении, по детскому саду, в ближайшем окружении, в музей, к памятникам; целевые прогулки;
‒ самостоятельная деятельность детей;
‒ конструктивная деятельность;
‒ развивающие игры;
‒ культурно-досуговая деятельность (праздники, развлечения);
‒ художественно-продуктивная деятельность, выставка рисунков и других творческих работ;
‒ творческие задания, деятельность детей по их собственной инициативе;
‒ индивидуальная работа с каждым конкретным ребенком;
‒ чтение художественной литературы;
‒ экспериментирование, исследование объектов.
Эффективной формой работы с детьми над проектом является виртуальная экскурсия. Она представляет собой продукт в виде видео-, аудио- материалов и имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. У виртуальной экскурсии нет границ, что позволило посетить различные места, не покидая здания детского сада; дало возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе.
Пошаговое проектирование всегда должно приводить к конечному результату, а именно к публичному представлению продукта проектной деятельности. Продукты проекта могут быть разными:
‒ материальными (поделки, плакаты, макеты, альбомы, накопительные книги, компьютерные презентации),
‒ действенными (мероприятия — развлечения, игры),
‒ письменными (книжки-самоделки, литературные произведения).
С детьми старшей группы возможно совместное планирование накопительных папок, частичное их оформление детьми. С помощью таких папок можно закреплять и систематизировать информацию, вызвать у детей желание узнавать новое. В подготовительной группе тематическая папка оформляется педагогом с детьми — с красивыми кармашками, в которых размещена информация в доступном для детей виде, рисунки, фотографии; с занимательными дверками и окошками.
Итог проекта — презентация должна приносить детям радость, дать возможность поделиться эмоциями, полученными знаниями. Важно продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога и вернуться к цели (получилось ли, что хотели).
Варианты итоговых событий проекта:
‒ праздник,
‒ акция,
‒ выставка (фотовыставка),
‒ спектакль,
‒ фотогазета,
‒ открытие игрового центра и т. д.
Наряду с положительными результатами работы над методом проектов, можно определить проблемы:
‒ в проектах чаще всего участвуют одни и те же дети,
‒ неосторожное высказывание, молчание, взгляд педагога могут потушить интерес ребенка к предстоящей деятельности,
‒ неумение педагога удержаться от руководства деятельностью детей,
‒ продукт проекта должен быть востребован среди детей,
‒ проект должен иметь конкретный срок реализации, иначе он надоест всем его участникам и пропадает желание браться за новый.
Литература:
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2008. — 112 с.
- Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 208 с.
- Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Н. В. Матяш; под. ред. В. В. Рубцова. — Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. — 286 с.
- Как организовать проект с дошкольниками / Авт.-сост. А. А. Сидорова. — М.: ТЦ Сфера, 2016. — 128 с.
- Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. — 72 с.