Георгий Александрович Товстоногов в воспоминаниях современников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 26.12.2018

Статья просмотрена: 377 раз

Библиографическое описание:

Григорьева, М. А. Георгий Александрович Товстоногов в воспоминаниях современников / М. А. Григорьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 224-226. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55119/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматривается воспоминания современников о Георгии Александровиче Товстоногове и его историческое значение для истории и развитии Большого драматического театра.

Ключевые слова: БДТ, ансамбль, «Гога», штат, труппа, амплуа, спектакль.

В 1956 году Большой драматический театр им. М. Горького отмечал день рождения, тридцать седьмой по счёту, и в этот же день театру представили нового режиссёра. Так в Большом драматическом театре началась новая эпоха, имя которой Георгий Александрович Товстоногов [6, с.147].

Следует отметить, что БДТ в то время переживал кризис. Как известно, Г. А. Товстоногов был дальновидным стратегом и тактиком. После того, как он выступил с программным заявлением, в котором изложил перспективы развития театра, он решился на ответственный и рискованный шаг: из достаточно большой труппы режиссер уволил почти тридцать человек, сделав ставку на мастеров и, что самое главное, на молодых артистов [1, с.67].

Г. А. Товстоногов начал работу в театре с самого главного — с формирования нового репертуара, так как в театр нужно было вернуть зрителя. Открывая свой первый сезон в БДТ, Г. А. Товстоногов выпустил сразу же три спектакля: 21 сентября 1956 года «Шестой этаж» А. Жери, 6 ноября «Безымянную звезду» М. Себастьяна и 31 декабря «Когда цветёт акация» Н. Г. Винникова, которые решили первоочередную задачу, поставленную Товстоноговым. Ему удалось «первыми же спектаклями привлечь зрителя в театр, что становится принципиальным и сильным аргументом в защите прав художественного руководителя театра, в утверждении авторитета режиссера» [5, 46].

Знаменитая фраза Г. А. Товстоногова, которую он любил повторять: «Концепция спектакля лежит в зрительном зале» служила подтверждением тому, что жизнь во всех её бесконечно многообразных проявлениях сама должна подсказывать темы для новых спектаклей [2, с.356].

Следует учесть тот факт, что в каждом очередном спектакле Г. А. Товстоногова присутствовал волнующий момент опасности, риска, азарта эксперимента, результаты которого заранее предвидеть было невозможно [2, с.468]. Так, например, когда Г. А. Товстоногу задали вопрос о задачах театрального искусства, он ответил: «Бывают спектакли — ответы, а бывают спектакли — вопросы. Я — за спектакль — вопрос» [4, с.27].

Позиция Г. А. Товстоногова в театральной сфере была предопределена особенностями его дарования. Это определялось, во-первых, нестандартностью его режиссёрского интеллекта, целеустремлённостью движения мысли Товстоногова, которые становятся доминантой его спектаклей. Во-вторых, тем, что, по мнению Товстоногова, «искусство психологического реализма способно дать зрелые художественные плоды, занять ведущее место в театре, если оно найдет живые связи с духовным миром современного человека и, отбросив сектантскую замкнутость, открыто пойдет навстречу иным сценическим исканиям века» [5, 46].

Необходимо отметить, что внешне Георгий Александрович Товстоногов был уравновешенным человеком, серьёзным, спокойным и твёрдым, но лишь только сквозь толстые стёкла роговых очков можно было разглядеть интеллектуала [6, с.165].

Г. А. Товстоногов собрал в театре ансамбль уникальных актёрских индивидуальностей, составивших лучшую драматическую труппу страны. Роли, которые были сыграны на сцене театра, принесли известность таким актёрам как И. М. Смоктуновскому, О. И. Борисову, В.И Стржельчику и ещё многим другим.

Последующие годы БДТ прочно ассоциируется с фамилией Г. А. Товстоногова. Если до его появления успехи в театре имели место от случая к случаю, то с его приходом театр стал одним из лучших не только в Ленинграде, но и во всей стране. Начинающие артисты приезжали в театр из разных уголков страны и, что называется, «просились в труппу» [3, с.20]. Именно так, однажды в коридоре театра появился К. Ю. Лавров. «После демобилизации, едва сойдя с поезда, я побежал показываться Г. А. Товстоногову. Как только ему доложили, что его дожидается какой-то солдатик, он удрал от меня через другой вход», — вспоминал однажды К. Ю. Лавров. Поразительным можно назвать тот факт, что актёрского образования у К. Ю. Лаврова не было. Из-за войны он не успел окончить школу и не получил аттестат о среднем образовании [2, с.69].

После смерти Г. А. Товстоногова в 1989 году в театре прошло тайное голосование и труппа единогласно избрала на должность художественного руководителя К. Ю. Лаврова. Однако К. Ю. Лавров сначала ответил отказом: «Никогда не думал, что буду руководить этим театром, который вызывал у меня священный трепет. Здесь был великий режиссёр, который был на десять голов образованнее и талантливее всех нас», но впоследствии все же стал художественным руководителем. Справедливости ради отметим, что К. Ю. Лаврову удалось невероятное: он смог не просто руководить театром, но и сохранить труппу практически в полном составе [3, с.76].

За кулисами театра Г. А. Товстоногова часто называли «Гогой». Он был главным символом театра — человеком, творчество которого задавало планку не только труппе, но и другим театрам страны. Он всегда ценил талант и умел разглядеть его в других артистах [5, с.76]. Именно так в 1950-е годы Г. А. Товстоногов рассмотрел мощный талант в Зинаиде Максимовне Шарко, которая в последствии считала Г. А. Товстоногова своим «главным учителем жизни». А после выхода на экраны фильма «Солдаты», Г. А. Товстоногов пригласил С. Ю. Юрского в БДТ и его лучшей ролью стала роль князя Мышкина в спектакле «Идиот» [4, с.54].

Светлана Николаевна Крючкова, вспоминая о Товстоногове, писала: «Каждому приходящему артисту Георгий Александрович давал роль. Если он с ролью не справлялся, то его либо не брали в штат, либо в дальнейшем он ходил по заднику сцены, а в дальнейшем сколько угодно можно жаловаться, что его не ценят. Ему был дан шанс, Георгий Александрович всем давал шанс» [3, с.55]. Нужно отметить, что, когда Светлана Николаевна Крючкова сама оказалась в труппе театра, Г. А. Товстоногов принял по тем временам рисковое решение: он заключил с ней контракт на три месяца и сказал: «Давайте договоримся так — сыграете роль, значит, мы берём вас в труппу. Не сыграете — мы с вами останемся друзьями. Вы согласны?» [3, с.60].

Многих артистов Георгий Александрович Товстоногов годами держал на вторых или третьих ролях. «Он делал это специально для того, чтобы артист впитал атмосферу БДТ, понял ряд негласных правил и законов, — вспоминал Олег Валерьянович Басилашвили, — Например, он растягивал амплуа актёра. Из крупных ролей я впервые сыграл на этой сцене Андрея Прозорова из «Трёх сестёр» и думал: «Вот это моё амплуа» [3, с.57].

Алиса Бруновна Фрейндлих также успела поработать с Георгием Александровичем Товстоноговым. Как вспоминала сама актриса, она должна была петь несколько куплетов и танцевать. Г. А. Товстоногов, увидев, что она делает это с большим увлечением, заметил: «Алиса, мы с вами только сейчас встретились, а такое ощущение, что работаем лет тридцать, такое взаимопонимание» [3, с.66].

Важно подчеркнуть тот факт, что от Г. А. Товстоногова уходили крайне редко. И всё же такие случаи бывали. Так, например, сыграв Мышкина в самом начале 1960-х, из Большого драматического театра ушел И. М. Смоктуновский. Причём ушёл он прямо пред самой постановкой спектакля «Горе от ума», где ему дали сыграть одну из главных ролей [1, с.43].

Георгий Александрович Товстоногов ушёл из жизни 23 мая 1989 года за рулём своего автомобиля, когда он возвращался домой из театра. Он был похоронен в Некрополе Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга. А в 1992 году Большому драматическому театру было присвоено имя Георгия Александровича Товстоногова.

Таким образом, следует отметить, что театр эпохи Георгия Александровича Товстоногова стал подлинной вершиной театрального искусства как для нескольких поколений зрителей, так и для развития других театров России и мира. За все тридцать три года, которые Г. А. Товстоногов возглавлял театр, он, подобно зодчему, возводил здание своего театра. Знаменитый режиссер учитывал, как все возможности своей труппы в целом, так и возможности каждого актёра в частности. Кроме того, он уделял особое внимание внешним обстоятельствам, однако при этом не забывал и собственные режиссёрские интересы и пристрастия. Знаменитая формула «Театр — это добровольная диктатура» принадлежала именно Г. А. Товстоногову. Это означало, что ему подчинялись все безоговорочно и это подчинение основывалось не на должностном уставном величии, а на силе и непререкаемости творческого авторитета.

Поводя итоги, отметим, что феноменальный успех театра Г. А. Товстоногова основывался как на мощной человеческой и творческой неординарной личности его руководителя, так и на замечательном таланте и мастерстве актёров и, что немаловажно, в особом доверительном и уважительном отношении к своему зрителю.

Литература:

  1. Беньяш Р. М. Г. Товстоногов. — Л.-М.: Искусство, 1961. — 192с.
  2. Горфункель Е. И. Режиссура Товстоногова. — СПб.: «Издательство Левша»,2015. — 528с.
  3. Горфункель Е. И., Шимбаревич И. Н. Георгий Товстоногов. Собирательный портрет: Воспоминания. Публикации. Письма. — СПб.: «Балтийские сезоны»,2006. — 600с.
  4. Малочевская А. М. Режиссёрская школа Товстоногова. — СПб.: Санкт-Петербургская академия театрального искусства,2003. — 160с.
  5. Рыбаков Ю. С. Г.А. Товстоногов: Проблемы режиссуры. — Л.: Искусство,1977. — 143с.
  6. Старосельская Н. Д. Товстоногов. — М.: Молодая гвардия,2004. — 416с.
Основные термины (генерируются автоматически): драматический театр, Театр, Георгия, спектакль, труппа, роль, театральное искусство, художественный руководитель.


Ключевые слова

ансамбль, спектакль, БДТ, «Гога», штат, труппа, амплуа

Похожие статьи

Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина в конце 60-х — начале 70-х гг. XX в.

В статье рассматривается история и развитие Ленинградского Академического театра драмы им. А. С. Пушкина, ныне Александрийского театра.

Оценка социально-экономических преобразований в России в конце XIX — начале XX века по воспоминаниям С. Ю. Витте

В статье рассматривается оценка социально-экономических преобразований в России по воспоминаниям С. Ю. Витте. Хронологические рамки нашего исследования охватывают период правления двух последних российских императоров: Александра III (1881–1894) и Ни...

Центральный образ женщины в кадровом построении фильмов Шакена Айманова

В статье представлен анализ фильмографии Ш. Айманова. Авторами статьи исследована специфика женских образов, на примере таких фильмов, как «Алдар Косе», «Земля отцов», «В одном районе». В каждом из фильмов, женские персонажи предстают в разных времен...

К вопросу о влиянии творческих контактов на становление балетного искусства и формирование творческой индивидуальности в региональном театре (на примере театра оперы и балета в Челябинске)

Театр миниатюр как специфический феномен культурной жизни Петербурга начала 1910-х гг.

В статье автор пытается раскрыть особенности такого культурного феномена как театр миниатюр в Петербурге в первой половине 1910 — х годов и причины его популярности в обществе рассматриваемого периода.

История развития балетного искусства в Мариинском театре (Театре оперы и балета им. С. М. Кирова) в конце 60-х — начале 70-х гг. XX в.

В статье рассматривается балетное искусство театра оперы и балета им. С. М. Кирова. Автор приходит к выводу, что балет в Ленинграде в данном театре был на самом высоком уровне, что было подтверждается статьями в периодической печати и отзывах о гастр...

Роль кинематографа в духовном развитии советского общества в годы Великой Отечественной войны

Статья основана на цели, показать важность кино военных лет в жизни людей и его психологическую роль. Таким образом, изложенный материал позволяет проследить не только исторические явления того периода, но и культурные и психологические аспекты военн...

Поклон в хореографическом искусстве: исторические преобразования и культурная значимость

В статье раскрывается процесс возникновения и последующего развития поклона как одного из важнейших элементов культуры в целом. Анализируется учебная и сценическая формы поклона, характеризуются особенности его исполнения в разных видах танцев, а так...

Творческое становление Альфреда Жарри

В статье рассматриваются основные события, повлиявшие на творческое становление А. Жарри, великого французского драматурга, автора нашумевшей пьесы «Король Убю», чей гениальный талант не был оценен современниками.

О роли концертмейстера в вокальном классе

В данной статье рассматриваются вопросы концертмейстерского мастерства в вокальном классе, специфика работы концертмейстера, особенности и характеристика аккомпаниатора. А также приведены примеры и отзывы известных деятелей искусств в данной области.

Похожие статьи

Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина в конце 60-х — начале 70-х гг. XX в.

В статье рассматривается история и развитие Ленинградского Академического театра драмы им. А. С. Пушкина, ныне Александрийского театра.

Оценка социально-экономических преобразований в России в конце XIX — начале XX века по воспоминаниям С. Ю. Витте

В статье рассматривается оценка социально-экономических преобразований в России по воспоминаниям С. Ю. Витте. Хронологические рамки нашего исследования охватывают период правления двух последних российских императоров: Александра III (1881–1894) и Ни...

Центральный образ женщины в кадровом построении фильмов Шакена Айманова

В статье представлен анализ фильмографии Ш. Айманова. Авторами статьи исследована специфика женских образов, на примере таких фильмов, как «Алдар Косе», «Земля отцов», «В одном районе». В каждом из фильмов, женские персонажи предстают в разных времен...

К вопросу о влиянии творческих контактов на становление балетного искусства и формирование творческой индивидуальности в региональном театре (на примере театра оперы и балета в Челябинске)

Театр миниатюр как специфический феномен культурной жизни Петербурга начала 1910-х гг.

В статье автор пытается раскрыть особенности такого культурного феномена как театр миниатюр в Петербурге в первой половине 1910 — х годов и причины его популярности в обществе рассматриваемого периода.

История развития балетного искусства в Мариинском театре (Театре оперы и балета им. С. М. Кирова) в конце 60-х — начале 70-х гг. XX в.

В статье рассматривается балетное искусство театра оперы и балета им. С. М. Кирова. Автор приходит к выводу, что балет в Ленинграде в данном театре был на самом высоком уровне, что было подтверждается статьями в периодической печати и отзывах о гастр...

Роль кинематографа в духовном развитии советского общества в годы Великой Отечественной войны

Статья основана на цели, показать важность кино военных лет в жизни людей и его психологическую роль. Таким образом, изложенный материал позволяет проследить не только исторические явления того периода, но и культурные и психологические аспекты военн...

Поклон в хореографическом искусстве: исторические преобразования и культурная значимость

В статье раскрывается процесс возникновения и последующего развития поклона как одного из важнейших элементов культуры в целом. Анализируется учебная и сценическая формы поклона, характеризуются особенности его исполнения в разных видах танцев, а так...

Творческое становление Альфреда Жарри

В статье рассматриваются основные события, повлиявшие на творческое становление А. Жарри, великого французского драматурга, автора нашумевшей пьесы «Король Убю», чей гениальный талант не был оценен современниками.

О роли концертмейстера в вокальном классе

В данной статье рассматриваются вопросы концертмейстерского мастерства в вокальном классе, специфика работы концертмейстера, особенности и характеристика аккомпаниатора. А также приведены примеры и отзывы известных деятелей искусств в данной области.

Задать вопрос