Воздействие традиционных СМИ на массовое сознание | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 27.12.2018

Статья просмотрена: 780 раз

Библиографическое описание:

Московкина, Ю. Ю. Воздействие традиционных СМИ на массовое сознание / Ю. Ю. Московкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 238-239. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55135/ (дата обращения: 19.12.2024).



Пресса (печатные издания), радио и телевидение — система традиционных СМИ, являющиеся неотъемлемой частью нашей жизни. Они представляют собой основные СМИ, каждое из которых обладает рядом особенностей, проявляющихся в характере и способах донесения информации до аудитории. Отличительными чертами традиционных СМИ являются публичность (неограниченный круг пользователей), наличие специальных технических приборов и непостоянный объем аудитории, который меняется в зависимости от проявленного интереса к той или иной радио- или телепередаче, сообщению или статье в прессе.

В первую очередь, говоря о прессе, важно отметить, что с помощью нее формируется правосознание граждан, формируется поведение в различных сферах жизни общества (социальной, политической, экономической, политической). Данные цели чаще всего достигаются посредством деловой и правовой прессы, целями которой являются формирование информационной инфраструктуры, распространение законодательной и нормативной информации, создание положительного имиджа власти.

Вторым по времени появления СМИ после прессы является радиовещание. Характеристика сложившейся сегодня структуры российского радиовещания включает типологию радиоканалов по их характеру предлагаемой информации, функциональным характеристикам, адресату сообщений, а также содержательной и тематической направленности.

Среди многообразия радиовещания можно выделить радиостанции общего или универсального характера, программы которых включают широкий спектр информационных, социально-политических, аналитических, научно-популярных, музыкальных, художественных, просветительских, развлекательных и других передач, предназначенных для всех категорий слушателей. Особый сегмент эфира составляют информационные радиостанции, главным компонентом которых являются выпуски новостей, идущие в интенсивном режиме, интервью, оперативные комментарии, обозрения и репортажи. Анализ структуры современного отечественного радиовещания позволяет выделить ряд ключевых тенденций в его развитии и определить его роль в жизни общества:

– сформировался стабильный интерес аудитории к радиовещанию в условиях широкого выбора каналов;

– определилась и консолидировалась аудитория слушателей;

– прямой эфир и одновременная интерактивная трансляция радиопередач в Интернете стали повседневной вещательной практикой и так далее.

Телевидение, в отличие от прессы и радио, «помогает мгновенно перенестись в любую точку земного шара, дает большую свободу выбора информации: предоставляет зрителю «спектр» переживаний и впечатлений, которых он не имеет в реальной жизни; становится источником совета и помощи; облегчает общение с другими людьми, компенсирует чувство одиночества; помогает зрителю ощутить свою «включенность» в мир более престижных групп (элиты); дает возможность «подсмотреть чужую жизнь», расслабиться и забыть о тяготах и заботах».

Методы пагубного воздействия традиционных СМИ для неподготовленных слушателей, читателей, слушателей и телезрителей также не видимы, как и радиация. Обыденное сознание доверчиво «впитывает» все, что показывают профессиональные журналисты. Индивиды не подозревают, что ими могут целенаправленно управлять.

Методы и приемы воздействия на общественное сознание через традиционные СМИ многочисленны: некоторые из них так закамуфлированы, что журналисты обходят существующие нормы права в данной сфере — умолчание о важных событиях, акцентирование внимания на второстепенных деталях, обращение к отрицательным уровням сознания.

Однако манипуляция не может быть оценена как положительное или отрицательное явление. Ее необходимо рассматривать с точки зрения социально-политической и правовой полезности. Если манипуляция наносит вред и разрушает взаимосвязи, то необходимо избегать ее. Если же манипуляция служит на благо социуму и является инструментом грамотного управления, то она, несомненно, имеет право на существование.

На сегодняшний день телевидение занимает ведущее место среди традиционных СМИ по предоставлению информации. Оно является доступным и хорошо развитым и в связи с глобальными процессами развития общества приобретает всеобъемлющий характер охвата населения всего мира.

Можно обозначить современные тенденции трансформации традиционных СМИ:

– дигитализация (перевод содержания в цифровой формат);

– персонификация / демассификация;

– конвергенция (слияние традиционных и новых СМИ, смена мономедийного формата на мультимедийный);

– внедрение интерактивных форматов (реализация возможностей для мгновенной обратной связи с гражданами, для действенной ответной реакции пользователя на полученные сообщения из множества различных источников).

Таким образом, в арсенале традиционных СМИ (пресса, радио и телевидение) есть различные формы и методы воздействия на социальные массы. Каждый из них используется в зависимости от конкретной ситуации, в которой нужно повлиять на отдельный аспект общественного сознания. Эффективность данного воздействия также зависит от ситуации воздействия.

Литература:

  1. Долгина Е. С., Гуржий Д. А. Проблема современных традиционных СМИ в России // Восемнадцатая Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета. 2016. С. 147–150.
  2. Орлов К. А. Средства массовой информации как элемент гражданского общества // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2012. № 20 (279). С. 13–17.
  3. Лаврухина А. Е. Радио как СМИ: особенности функций// Исследовательская деятельность студентов: научные и прикладные аспекты общественных и гуманитарных дисциплин. 2015. С. 194–199.
  4. Секарева И. В. Рекламные и телевизионные мифы как форма манипуляции сознанием. Электронный ресурс [Режим доступа]: https://cyberleninka.ru/article/n/reklamnye-i-televizionnye-mify-kak-forma-manipulyatsii-soznaniem.
  5. Вайсман В. Б. Эффективное коммуникационное воздействие средств массовой информации. Электронный ресурс [Режим доступа]: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnoe-kommunikatsionnoe-vozdeystvie-sredstv-massovoy-informatsii.
  6. Лаврова Е. В. Влияние телевизионного новостного дискурса на мироощущение человека. Электронный ресурс [Режим доступа]: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-televizionnogo-novostnogo-diskursa-na-mirooschuschenie-cheloveka.
Основные термины (генерируются автоматически): СМИ, общественное сознание, пресс.


Задать вопрос