Целью данной статьи является анализ структуры наземного проверочно-пускового электрооборудования, а также совершенствование структур проверочно-пускового электрооборудования с течением времени.
Наземное проверочно-пусковое электрооборудование (НППЭО) это совокупность систем, которые предназначены:
‒ для проведения проверок электрооборудования и наземной кабельной сети перед установкой изделия в стартовую позицию;
‒ для проведения проверок системы управления изделия и её бортовой кабельной сети;
‒ для проведения предпусковых операций и выдачи команды пуск;
‒ для получения телеметрии во время полёта и проведения после пусковых операций [1].
НППЭО состоит из:
- Пульт индикации и управления блока изделия. К нам относятся пульт центрального блока, пульт блока «И» (третья ступень) и пульты боковых блоков. Цепей управления НППЭО в этих пультах нет, в них расположены только элементы управления (кнопки, тумблеры, переключатели, ключи) и индикация состояния изделия (транспаранты). Расположены эти пульты в командном пункте, в пультовой ракеты носителя (РН).
- Стойка системы управления НППЭО блока изделия, также для центрального блока, блока «И» и боковых блоков. В них и расположены цепи управления НППЭО. Располагаются они в технических помещениях с стартового стола.
- Система контроля полуниверсальная (СКП) предназначена для проведения проверок системы НППЭО. Во время автономных и комплексных проверок эта система имитирует бортовую управляющую систему ракеты в разных её состояниях, в том числе и нештатных. Пульт управления системы находится в пультовой РН, а стойка цепей управления в технических помещениях стартового стола. Каждая стойка имитирует блок изделия.
- Временной механизм старта (ВМС), основное назначение которого выдачи команды «Пуск» в заданное астрономическое время. Во время комплексных испытаний и пуска, ВМС синхронизируется с системой единого времени (СЕВ) и осуществляет отсчет времени до и после команды «пуск» по трем канал, для обеспечения надежности системы отсчета. Располагается ВМС в пультовой РН.
- Интегральная стойка автомата управления выключения двигателей (АУВД). Сама система находится на борту изделия, а стойка предназначена для проверок, настройки этой системы.
- Контрольно-проверочная аппаратура системы опорожнения баков и синхронизации (КПА СОБИС). Система СОБИС предназначена для равномерного опорожнения баков с компонентами топлива «пакета» изделия (центральный и боковые блоки) а КПА предназначена для проверок и настройки этой системы. Пульт КПА находится в пультовой РН.
- Контрольно-проверочная аппаратура системы опорожнения баков (КПА СОБ). Система СОБ предназначена для контроля опорожнения баков с компонентами топлива блока «И». Пульт КПА находится в пультовой РН, который предназначен для проверок и настройки этой системы.
- Система электроснабжения спец токами (СНЭСТ) предназначенная для выдачи потребителям переменного тока определенной частоты и напряжения, а также постоянного тока [4].
- Наземная кабельная сеть НКС предназначена для электрического объединения аппаратуры стартового комплекса. Её можно разделить на несколько комплектов кабелей:
‒ кабели удлинители, которые проложены от «Командного пункта» до стартовой площадки;
‒ кабели системы НППЭО, которые проложены от технических помещений стартового стола до стартовой позиции изделия;
‒ кабели системы СКП, проложены по техническим помещениям стартового стола;
‒ кабели проложенные по подвижным агрегатам стартовой позиции, таких как кабина обслуживания, колонны обслуживания, кабель-заправочная мачта и другие, эти кабели имеют термоизоляцию в виде намотанной на них стеклоленты;
‒ кабели ВОК, отрывные кабели, которые стыкуются непосредственно к борту изделия.
Схема структуры НППЭО изображено на рисунке 1 [2].
Рис. 1. Схема структуры наземного проверочно-пускового электрооборудования ракеты космического назначения «Союз ФГ»
Соединение кабелей между собой в большинстве случаев осуществляется с помощью соединительно штепсельного разъёма на 50 контактов [3]. Пример такого разъёма изображен на рисунке 2.
Рис. 2. Соединительно-штепсельный разъём
Кабели, которые стыкуются к борту изделия, имеют отрывные разъёмы на 100 контактов, с электромагнитным замком.
Рассмотрим совершенствование наземного проверочного пускового оборудования с течением времени.
Одной из первых модернизировалась система АУВД — она стала цифровой, благодаря модулю программируемых импульсов. Что позволило повысить надежность системы, и значительно упростить работу операторов этой системы, а также уменьшить габариты стойки управления. После модернизации система стала называться АУВДЦ — автомат управления выключения двигателей цифровой.
Модернизации подверглась и ВМС. Новый механизм был основан на кварцевом генераторе, двух канальном питании и цифровым блоком ввода параметров. Модернизация повысила надёжность и значительно уменьшила габариты механизма.
Самую значимую модернизацию получила система СКП. По сути это уже была ЭВМ с заложенными программами проверки НППЭО, но всё же она не была автоматической поскольку прохождение команд проводимой этой системой контролировалось операторами.
Глобальное развитие всего проверочно-пускового оборудования осуществилась с появлением ракеты «СОЮЗ 2». Оборудование полностью стало цифровым и автоматизированным, что позволяло существенно сократить время автономных, комплексных проверок, подготовки к пуску. Управляющая аппаратура представляла собой ЭВМ с рабочим местом оператора, которое имеет блок ввода данных, и рабочим местом контролёра. Система имеет в своем составе принтер, через который выводятся листы результатов испытаний, и они являются официальными документами.
Новая система получила название — наземная аппаратура системы управления (НАСУ).
Вместе с новой системой была установлена унифицированная наземная кабельная сеть (УНКС), которая обеспечивала взаимодействие как с новой ракетой, так и со старой.
Структура НАСУ представлена на рисунке 3 [2].
Рисунок 3. Схема структуры наземная аппаратура системы управления, ракеты «Союз 2–1а».
Литература:
1. Маликов В. Г. Наземное оборудование ракет / В. Г. Маликов, С. Ф. Комисарик, А. М. Коротков — М.: Воениздат, 1971. — 304 с.
2. Безручко К. В. Cтруктуры проверочно-пускового оборудования ракетно космических комплексов: статья / К. В. Безручко, А. О. Давыдов, 2010. — 4с.
- Аникейчик Н. Д. Теория и практика эксплуатации объектов космической инфраструктур: монография: монография. Т. 1 / Н. Д. Аникейчик, О. А. Антропов, Л. Т. Баранов. — СПб.: БХВ-Петербург, 2006. — 400 с.
- Технологические объекты наземной инфраструктуры ракетно-космической техники: монография. Книга 1 / Под общ. ред. проф.. И. В. Бармина. — М., 2005. — 283 с.