Мировой опыт кадровой политики в системе государственной службы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 27.12.2018

Статья просмотрена: 2590 раз

Библиографическое описание:

Муллагулов, А. Р. Мировой опыт кадровой политики в системе государственной службы / А. Р. Муллагулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 200-202. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55175/ (дата обращения: 18.10.2024).



Изучая международный опыт кадровой службы, можно выделить ряд общих для всех стран параметров. Статус государственного служащего, закреплен в определенных правовых документах. Обязательным условием для зачисления на государственную службу является наличие высшего образования и специальной профильной подготовки. Также, для усовершенствования профессиональных навыков в процессе карьерного роста госслужащий должен посещать различные курсы переподготовки, а так же курсы повышения квалификации, стажировки и т. д.

К концу прошлого столетия во многих развитых странах Европы и Америки были созданы специализированные программы подготовки и переподготовки кадров для государственной службы, укладывающиеся в единый стандарт, получивший название MPA — Master of Public Administration. Несмотря на сходство основных образовательных программ в этих довольно разных странах, имеются конкретные отличия, которые могут позволить говорить о нескольких различных подходах к подготовке госслужащих.

В первую очередь выделяют американскую и западно-европейскую системы подготовки специалистов. Несомненно, американские стандарты базируются на европейских устоях образования, однако исторические особенности эволюции североамериканских стран обусловили значительные отличия в американских стандартах высшего образования.

Следует отметить, что западноевропейские устои образования также имеют свои уникальные особенности, привнесенные адаптацией образовательных программ под социально-экономические, политические, а также культурные условия. В общем можно говорить о двух базовых западноевропейских методах к подготовке специалистов для госслужбы — французском и англосаксонском. Рассмотрим подробнее англо-саксонский метод.

Основателем этого достаточно общепринятого метода к подготовке специалистов для госслужбы является Великобритания. Однако далее наибольшую лепту в его развитие внесли ученые Германии. Такие как Лоренц фон Штейн, Роберт фон Моль, Макс Вебер основательно закрепили за Германией пальму первенства в области определения образовательных и научных предпочтений при подготовке госслужащих. В наши дни англосаксонский метод очень динамично применяется наиболее активно развивающимися в социально-экономической и политической сферах странами Севера Европы — Данией, Норвегией, Нидерландами, Швецией.

В чем особенности данного метода?

В общей системе подготовки госслужащих чрезвычайно яркой является правовая доминанта. Для поступления на государственную службу базовое образование должно было быть юридическим. На сегодняшний день ситуация изменилась. Однако госслужащие, получившие образование по англосаксонским методикам, имеют традиционно сильную подготовку в правовой области.

В Германии и Великобритании, как и в других стран Америки и Европы, возникают реформирования государственной службы под воздействием глобализационных процессов. Качественная трансформация обязанностей государственных служащих складывается в повышении значимости таких профессиональных свойств, как способность управлять изменениями, самостоятельно принимать решения, проявлять лидерские качества. Система подготовки кадров также изменяется пропорционально новым требованиям. Следует отметить, что возникновение развитие лидерских качеств, склонность к творческому решению поставленных задач и инновациям традиционно значились решающими элементами подготовки кадров для частного бизнеса, а подобные навыки и умения прививались в рамках программ MBA. Касательно госслужащих, то от них требовалось, в первую очередь умение следовать процедурам, четко выполнять инструкции, подчиняться и выполнять приказы вышестоящего начальства. Инициатива не вознаграждалась. Однако в современном мире сложившиеся шаблоны морально устарели, а слепое соблюдение их требований стало крайне негативно сказываться на качестве принимаемых госслужащими решений.

Увеличение продуктивности работы государственных служащих крепко связано с развитием междисциплинарного подхода к их образованию, направленного на развитие у будущих государственных служащих коммуникабельности, умения работать в команде, системного мышления, самостоятельности и инициативности. Именно эти требования адаптируются к потребностям и особенностям работы на госслужбе и разрабатываются в рамках программ MPA.

Например, в Великобритании все государственные служащие поделены на семь классов (высокие должности относят к первому классу). В рамках реформирования системы госслужбы были созданы критерии оценки компетентности специалистов. Это создало сильный импульс положительной мотивации для непрерывного совершенствования государственными служащими эффективных методов работы, освоения новых знаний и профессиональных навыков. В решении вопроса повышения по службе или о присвоении последующего класса, уровень профессиональной подготовки и образования рассматривается как один из решающих аргументов.

В Великобритании централизованной схемы подготовки госслужащих не существует. Определение, что собой представляет программа MPA, — довольно непростая задача, так как схожих программ несколько и все они имеют разные названия. Например, государственная политика, управление государственным сектором или государственное администрирование и т. д.

Существует ведущее учебное заведение, где обучается основная масса государственных служащих среднего и высшего звена, — Колледж государственной службы (Civil Services College), основанный в 1970 г. Лекции проводятся по программам подготовки будущих руководителей. Успешное окончание подобной программы дает право получить квалификацию, необходимую для продвижения вплоть до 3 класса. Также имеются специальные программы повышения квалификации для руководителей 4–7 классов. Специалисты, занимающие руководящие посты 1–2 класса, посещают разработанные для них «мастер — классы», посвященные тем программам, которые они сейчас курируют.

Следует заметить, что в Великобритании обучение кадров считается приоритетным направлением. Поэтому существует широкая система практических занятий, образовательных курсов и конференций, организующиеся различными ведомствами и министерствами, в уставе которых есть упоминание об ответственности за обучение кадрового состава. Все ведомства разрабатывают свои программы подготовки кадрового резерва учитывая планирование его дальнейшего применения и мониторинг потребностей в обучении персонала. Программы и структура обучения профессионального роста государственных служащих формируются с учетом должности и особенностей функций, занимаемой руководителем.

Таким образом, в Великобритании единая централизованная система подготовки кадров для госслужбы отсутствует, однако существует множество семинаров, курсов, программ с учетом индивидуального подхода к выбору образовательной программы. При всем разнообразии форм и методов обучения общими для них являются теоретическая подготовка в учебном заведении, подготовка выпускной работы по проекту, приобретение практического опыта.

В системе подготовки чиновников в Великобритании можно выделить несколько факторов, которые могут быть полезными для практики Российской Федерации:

‒ наличие четких критериев оценки компетентности государственных служащих создает большой положительный стимул для повышения профессиональных навыков и уровня образования. Внедрение подобных критериев в систему контроля качества выполняемой работы позволяет четко формулировать обязанности государственных служащих и определяет обязательность повышения уровня их мастерства, квалификации;

‒ благодаря гибкости содержания учебных программ, они позволяют оперативно откликаться на цели и задачи текущей социально-экономической и политической ситуации.

Тем не менее, мы можем выделить ряд ограничений, которые не позволяют взять Британский вариант системы подготовки специалистов для госслужбы в качестве примера для подражания.

Во-первых, это децентрализация образовательной системы и переподготовки государственных служащих. В Российской Федерации, наоборот, весьма развиты традиции централизации, чтобы надеяться на инициативы федеральных и, тем более, муниципальных и региональных ведомств в организации специальных образовательных учебных программ и семинаров. Кроме того, в Великобритании, при кажущемся разнообразии программ подготовки госслужащих, имеется четкая система контроля качества полученного образования.

Во-вторых, традиционно отличающая англосаксонский подход, правовая подготовка, базируется на совершенно иной правовой традиции.

Литература:

  1. Понкин И. В. Теория публичного управления: Учебник для магистратуры и программ Master of Public Administration. 2017. С 30–123
  2. Знаменский Д. Ю., Омельченко Н. А. Кадровая политика и кадровый аудит организации. Учебник для магистров. 2014. С. 25–154.
  3. Пенькович Ю. С., Шевалдина Е. И. Кадровая политика организации. В сборнике: НАУКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ. Сборник статей Международной научно — практической конференции. 2017. С. 235–237.
  4. Шевалдина Е. И., Юлуева Л. К., Перепелкина О. Проблемы современного высшего образования. Ватандаш. 2010. № 9. С. 89–93.
Основные термины (генерируются автоматически): Великобритания, MPA, государственная служба, служащий, подготовка специалистов, программа, MBA, высшее образование, подготовка госслужащих, Российская Федерация.


Похожие статьи

Совершенствование форм и методов управления кадрами государственной службы Российской Федерации

Актуальность работы обусловлена тем, что многие ученые в настоящее время изучают государственную службу, и данный факт указывает на важность данной статьи. Государство является независимой организацией политической власти народа и выполняет определен...

Формирование профессиональной компетентности в образовательном процессе военной образовательной организации

В статье автор делает попытку анализа формирования профессиональной компетентности военнослужащих в военной образовательной организации. Являясь непосредственным участником процесса формирования профессиональной компетентности военнослужащих, автор с...

Поведение государственных служащих: роль и необходимость формирования в высшей школе

Организационная культура современных государственных служащих — это совокупность установок и ценностей, обычаев и традиций, система убеждений, норм поведения, представляющая собой неписанные правила, которые должны определять, как в той или иной ситу...

Роль физической подготовки в процессе формирования профессиональных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы

В данной статье осуществляется анализ роли физической подготовки в процессе формирования профессиональных качеств сотрудника уголовно-исполнительной системы путем получения специальных знаний, умений и навыков, которые в свою очередь позволяют успешн...

Отдельные вопросы документационного обеспечения системы менеджмента качества фармацевтического предприятия

В настоящее время в развитии фармацевтического производства России наступил критический момент, связанный с внедрением международных стандартов и снижением конкурентоспособности отечественных предприятий. В этой связи, особую актуальность приобретают...

Анализ путей по повышению качества трудовой деятельности среднего медицинского персонала

Кадры — единственный вид ресурсов, который со временем не только не теряет исходной стоимости, а приобретает более высокую ценность за счет накопления профессиональных навыков и знаний. В статье рассматриваются основные особенности трудовой деятельно...

Формирование профессионально-важных качеств у курсантов пожарно-спасательной академии как будущих высококвалифицированных специалистов системы ГПС МЧС России

Формирование профессионально-важных качеств пожарных — это целенаправленный педагогический процесс, основанный на постоянном изменении и совершенствовании определяющей основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Следовательно, по...

Особенности профессиональной идентичности курсантов вузов МВД России в зависимости от уровня профессиональной адаптации

Современные условия ставят перед органами правоохранительной деятельности и его структурными подразделениями, в том числе и перед профильными вузами МВД, готовящими профессиональные кадры для ведомства, задачу формирования сотрудников внутренних орга...

Система адаптации среди молодых специалистов как способ закрепления их на рабочих местах

В условиях современных рыночных отношений на рынке труда роль адаптации молодых специалистов неуклонно растет. В успешной адаптации заинтересованы как работник, так и работодатель. Важно, чтобы управление адаптацией молодых специалистов на предприяти...

Роль государственной инспекции труда в защите трудовых прав и свобод граждан

В статье рассмотрены вопросы, связанные с ролью государственной инспекции труда в защите трудовых прав и свобод граждан. В современных экономических условиях, осложненных рядом ограничительных мер, защита трудовых прав и свобод граждан является довол...

Похожие статьи

Совершенствование форм и методов управления кадрами государственной службы Российской Федерации

Актуальность работы обусловлена тем, что многие ученые в настоящее время изучают государственную службу, и данный факт указывает на важность данной статьи. Государство является независимой организацией политической власти народа и выполняет определен...

Формирование профессиональной компетентности в образовательном процессе военной образовательной организации

В статье автор делает попытку анализа формирования профессиональной компетентности военнослужащих в военной образовательной организации. Являясь непосредственным участником процесса формирования профессиональной компетентности военнослужащих, автор с...

Поведение государственных служащих: роль и необходимость формирования в высшей школе

Организационная культура современных государственных служащих — это совокупность установок и ценностей, обычаев и традиций, система убеждений, норм поведения, представляющая собой неписанные правила, которые должны определять, как в той или иной ситу...

Роль физической подготовки в процессе формирования профессиональных качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы

В данной статье осуществляется анализ роли физической подготовки в процессе формирования профессиональных качеств сотрудника уголовно-исполнительной системы путем получения специальных знаний, умений и навыков, которые в свою очередь позволяют успешн...

Отдельные вопросы документационного обеспечения системы менеджмента качества фармацевтического предприятия

В настоящее время в развитии фармацевтического производства России наступил критический момент, связанный с внедрением международных стандартов и снижением конкурентоспособности отечественных предприятий. В этой связи, особую актуальность приобретают...

Анализ путей по повышению качества трудовой деятельности среднего медицинского персонала

Кадры — единственный вид ресурсов, который со временем не только не теряет исходной стоимости, а приобретает более высокую ценность за счет накопления профессиональных навыков и знаний. В статье рассматриваются основные особенности трудовой деятельно...

Формирование профессионально-важных качеств у курсантов пожарно-спасательной академии как будущих высококвалифицированных специалистов системы ГПС МЧС России

Формирование профессионально-важных качеств пожарных — это целенаправленный педагогический процесс, основанный на постоянном изменении и совершенствовании определяющей основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации. Следовательно, по...

Особенности профессиональной идентичности курсантов вузов МВД России в зависимости от уровня профессиональной адаптации

Современные условия ставят перед органами правоохранительной деятельности и его структурными подразделениями, в том числе и перед профильными вузами МВД, готовящими профессиональные кадры для ведомства, задачу формирования сотрудников внутренних орга...

Система адаптации среди молодых специалистов как способ закрепления их на рабочих местах

В условиях современных рыночных отношений на рынке труда роль адаптации молодых специалистов неуклонно растет. В успешной адаптации заинтересованы как работник, так и работодатель. Важно, чтобы управление адаптацией молодых специалистов на предприяти...

Роль государственной инспекции труда в защите трудовых прав и свобод граждан

В статье рассмотрены вопросы, связанные с ролью государственной инспекции труда в защите трудовых прав и свобод граждан. В современных экономических условиях, осложненных рядом ограничительных мер, защита трудовых прав и свобод граждан является довол...

Задать вопрос