Ключевые слова: ребенок, особый ребенок, семья, родитель, воспитание, проблемный ребенок.
На сегодняшний день в обществе наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, которая зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экономический потенциал общества, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье и в образовательных учреждениях. Ведущая роль в воспитании ребенка всегда принадлежала семье. Что касается образовательных учреждений, в них не представляется возможным дифференциация нагрузки и оценки деятельности обучающихся, исходя из возможностей конкретного индивидуума, а психологическому климату в данных учреждениях и воспитанию целостной личности уделяется все меньше внимания.
Особую значимость в этом контексте приобретает проблема оказания комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, т. к. семья является первичным звеном абилитации и социализации особого ребенка. Для того, чтобы определять направления психологической поддержки семей с особым ребенком, следует как можно подробнее изучить порядок взаимодействия членов этих семей и проблемы, с которыми они сталкиваются в первую очередь.
В качестве психотравмирующего фактора, определяющего личностные переживания родителей детей с отклонениями в развитии, выступает комплекс психических, сенсорных, речевых, двигательных и эмоционально-личностных расстройств, характеризующих ту или иную аномалию детского развития. Безусловно, выраженность нарушений, их стойкость, длительность и необратимость влияют на глубину переживаний родителей больных детей. Следует также отметить, что психическая травматизация родителей, вызванная нарушениями в развитии ребенка, оказывается более глубокой в том случае, если они сами психически здоровы и не имеют психофизических отклонений.
Качественные изменения в таких семьях проявляются на следующих уровнях:
1) психологическом;
2) социальном;
3) соматическом.
Изменения, возникающие на психологическом уровне, обусловлены сильным стрессом, испытываемым родителями особого ребенка. Этот стресс, ввиду своей пролонгированности, влияет на весь уклад семьи: стиль семейных взаимоотношений, систему отношений членов семьи с окружающим социумом, особенности миропонимания и ценностных ориентаций каждого из родителей больного ребенка. Кроме того, на переживание травмирующей ситуации оказывают большое влияние психологические особенности родителей, их способность к принятию факта заболевания ребенка.
Не менее значительны изменения жизнедеятельности семьи на социальном уровне. В силу возникших многочисленных трудностей семья становится малообщительной и избирательной в контактах. Решающими факторами в изменении круга контактов, помимо особенностей заболевания ребенка, становятся и личностные установки родителей: чувство страха и стыда перед окружающими. Также нередки случаи развода в таких семьях с проблемным ребенком: от 30 до 40 % семей. В силу причин, указанных выше, многие семьи отказываются от рождения других детей. Если же в семье уже есть здоровые дети, то велика вероятность нормализации психологического состояния родителей по сравнению с объективными возможностями родителей, воспитывающих единственного ребенка-инвалида.
Стресс, возникший в результате комплекса необратимых психических и/или физических расстройств у ребенка, может вызывать различные заболевания и у его матери, являясь как бы пусковым механизмом этого процесса. Возникают: расстройства менструального цикла и ранний климакс, частые простуды и аллергия, сердечно-сосудистые и эндокринные заболевания, выраженное или тотальное поседение, проблемы, связанные с желудочно-кишечным трактом. Таким образом могут проявиться качественные изменения на соматическом уровне.
В семьях воспитывающих детей, с особыми возможностями здоровья, родители могут использовать различные модели воспитания, которые не являются благоприятными для развития любого ребенка. К ним относятся следующие модели: противоречивое воспитание, воспитание по типу повышенной моральной ответственности, авторитарная гиперсоциализация, воспитание в «культе» болезни, воспитание по типу симбиоза, гипоопека, а также, сами того до конца не осознавая, родители могут внушать ребенку роль неудачника и даже отвергать его.
Решение вышеуказанных проблем требует комплексного подхода к работе с семьей, воспитывающей проблемного ребенка. Но в нашей стране в настоящее время нет единой концепции многопрофильной социальной и психолого-педагогической поддержки таких семей. Служба психологической помощи в специальном образовании находится на стадии становления. В Проекте «Концепции специальной психологической помощи в системе образования», принятой в ноябре 1998 г., указывается, что одной из целей психологической службы в образовании является обеспечение психологической поддержки родителей и лиц, их заменяющих; психологическое консультирование семей, направленное на формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку с проблемами в обучении, улучшение эмоционального контакта с ним, соотнесение возможностей ребенка с требованиями учебного процесса.
Для того, чтобы выявить особенности взаимоотношений в семьях с особым ребенком было проведено исследование с помощью методики «Анализ семейных взаимоотношений» Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкиса. Методика «АСВ» позволяет определить, каким образом родители воспитывают ребенка в семье.
Цель исследования — изучение детско-родительских отношений в семьях с особыми детьми, на основе выявления специфики и типологии этих отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать литературу по данной теме, провести исследование отношений в семьях с особым ребенком.
Исследование проводилось на базе ГАУ АО Благовещенский комплексный центр социального обслуживания населения «Доброта». Выборку составили 30 матерей, воспитывающих особых детей. Среди обследуемых были семьи с детьми с задержкой психоречевого развития, аутизмом, детским церебральным параличом.
Общее распределение нарушений взаимодействий в семье по шкалам представлено ниже:
(-Г) Гипопротекция
(+Г) Гиперпротекция
(У+) Потворствование
(У-) Игнорирование потребностей ребенка
(Т+) Чрезмерность требований-обязанностей
(Т-)Недостаточность требований-обязанностей
(З+) Чрезмерность требований-запретов
(З-)Недостаточность требований-запретов
(С+) Чрезмерность санкций
(С-)Минимальность санкций
(Н) Неустойчивость стиля воспитания
(РРЧ) Расширение сферы родительских чувств
(ПДК) Предпочтение в подростке детских качеств
(ВН) Воспитательная неуверенность родителя
(ФУ) Фобия утраты ребенка
(НРЧ) Неразвитость родительских чувств
(ПНК) Проекция на ребенка собственных качеств
(ВК) Вынесение конфликта в сферу воспитания
(ПЖК) Шкала предпочтения женских качеств
(ПМК) Шкала предпочтения мужских качеств
На диаграмме наглядно показаны нарушения взаимоотношений родитель-ребенок, наиболее часто встречаются:
1) Недостаточность требований-запретов к ребенку (3-) был обнаружен у 33 % исследуемых. Это значит, что родители не могут что-то категорично запрещать ребенку или требовать от него чего-либо. Существующие запреты могут нарушаться, при этом ребенок осознает, что с него никто ничего не спросит. Такое воспитание потворствует развитию гипертимного типа характера у подростка, особенно неустойчивого типа. Для семьи с особым ребенком это вполне закономерное явление, так как в его потенциальных возможностях родители не могут быть уверены наверняка, а его развитие характеризуется различными особенностями, к которым родители бывают не готовы, и, соответственно, смягчают требования к нему.
2) Расширение сферы родительских чувств (РРЧ) обнаружено у 30 % родителей. Такое воспитание в первую очередь встречается в семьях с нарушенными супружескими отношениями (нет одного из супругов, либо отношения с партнером не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании). В таком случае мать (реже отец) может бессознательно переносить образ партнера на ребенка, в попытке компенсировать проблемы в браке. В семье с появлением особого ребенка привычный уклад жизни перестраивается кардинально, родителям необходимо сосредотачивать внимание на возникающих проблемах, в связи с чем могут возникнуть недопонимания, претензии друг к другу, холодность между партнерами. Это явление может объясняться желанием родителя отдать ребенку всю свою любовь, сделать его смыслом жизни.
3) Предпочтение женских качеств (ПЖК) наблюдается у 30 % исследуемых. При данном типе воспитания родитель склоняет своего ребенка к определенному набору черт, присущих женскому полу, поощряя их. Если же ребенок демонстрирует качества, характерные для мужского пола, родитель начинает эмоционально отстраняться от ребенка. К особому ребенку в семье могут относиться с чрезмерной заботой и трепетом, невольно поощряя в нем женские качества, потому что ему безопаснее быть мягким, нежным, он воспринимается как легко ранимый и беззащитный из-за своего заболевания.
Кроме того, особый интерес представляет и то, что шкалы «Неустойчивость стиля воспитания» (Н) и «Фобия утраты ребенка» (ФУ) имеют наименьшие показатели и отсутствуют у опрошенных родителей. Эти данные говорят о том, что родители в воспитании своего ребенка не придерживаются определенного стиля. По всей видимости, им приходится всегда следовать за ребенком, от тяжести его нарушений и имеющихся возможностей может зависеть отношение родителя к нему. А также родители не склонны преувеличивать значимость имеющихся нарушений, что может способствовать воспитанию и благоприятно отразиться на состоянии ребенка.
Обобщая полученные данные, можно сделать вывод о том, что у родителей с особыми детьми преобладает тип воспитания, характеризующийся гиперпротекцией — родители склонны во всем опекать своих детей, принимать за них решения, что нередко встречается и в семьях с обычными детьми. В случае с особым ребенком это может как способствовать его жизнедеятельности, быть следствием несостоятельности ребенка, так и лишать его возможности компенсации имеющихся нарушений развития.
Литература:
- Бурмистрова Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с особыми нуждами // Коррекционная педагогика и психология: Сб. — М., 2001.
- Е. В. Шабанова Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2013. Вып. 3 Особенности системы детско-родительских и супружеских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с расстройством аутистического спектра
- Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. — М.:, 2008. — с.