В статье рассматривается функционирование ПАТП в единой системе учета и мониторинга перевозочных процессов с применением принципов интегрированной логистики. Предложена концепция работы предприятия в единой системе с центральной диспетчерской службой.
Ключевые слова: пассажирские перевозки, технология пассажирских перевозок, расписание движения, едина система учета и мониторинга.
Декомпозиция логистической системы подразумевает выделение функциональных и обеспечивающих подсистем комплексов, которые служат для реализации функций управления. Создание логистических систем для управления пассажирскими перевозками позволяет решить большой круг задач см. рис. 1
В процессе проектирования, создания и функционирования логистической системы по управлению пассажирскими перевозками, значительное внимание следует уделять проведению исследований работы рынка автотранспортных услуг, а также прогнозированию объемов пассажирских перевозок с тактической и стратегической точек зрения. Транспортные услуги по перевозке пассажиров имеют круг специфических характеристик, которые нужно учитывать при применении логистического подхода и реализация его принципов, это будет способствовать достижению необходимого уровня эффективности пассажирских перевозок.
Логистические принципы организации пассажирских перевозок модифицируются с учетом особенностей страны. Для российского автомобильного комплекса характерны: сложность транспортной сети; экстремальные геоклиматические условия; значительная протяженность транспортных коммуникаций; значительный удельный вес дотационных перевозок; существование преград для вступления в отрасль небольших индивидуальных предприятий. В данных условиях появляется действительная необходимость интеграции логистического управления АТП и инфраструктурными объектами (вокзалы, ТПУ, автостанции и т. д.).
Основной целью оптимизации транспортной системы является популяризация городского транспорта и создание благоприятных условий для отказа от личного автомобиля [1]. Услуги, предоставляемые частными перевозчиками, отличаются малой информативностью, нарушением расписания и частыми сходами ПС с линии из-за малой наполняемости салона. Пригородные автобусные маршруты ряда малых городов и населенных пунктов взаимодействуют с другими видами транспорта областного центра. Нерегулярные транспортные связи доставляют массу неудобств во время «сложных передвижений» пассажиров в аэропорты, ж/д вокзалы.
Рис. 1. Задачи логистической системы управления пассажирскими перевозками
Отсутствие централизованного управления приводит к несогласованной работе транспорта в обеспечении перевозок пассажиров, что сказывается на качестве обслуживания населения [6]. Эффективность пригородных и междугородных пассажирских перевозок может быть повышена при организации управления перевозок с использованием системного подхода. Автоматизированная система управления (АСУ) пассажирскими автомобильными перевозками в пригородном и междугородном направлениях должна объединять всех участников процесса перевозки пассажиров. Для каждого участника перевозочного процесса отводится специальный программный продукт, содержащей отдельные программные модули и обеспечивается ролевое ограничение доступа каждого конкретного пользователя системы [3].
В соответствии с новым ФЗ № 220 и законопроектами Волгоградской области АТП, выполняющие перевозки пассажиров должны передавать информацию с системы ГЛОНАСС в комитет транспорта в виде укрупненного отчета. Сейчас частный перевозчик сам выбирает фирму, которая собирает эту информацию. Необходимо создать единый диспетчерский пункт управления общественным пассажирским транспортом [4]. Cо временем планируется, что оперативная информация будет поступать в единую диспетчерскую службу. Основное назначение программного комплекса АСУ — централизованное автоматизированное диспетчерское управление процессом перевозок пассажиров на городских, пригородных и междугородных маршрутах различных видов транспорта. В системе на основе использования спутниковой ГЛОНАСС и GPS навигации и сотовой связи комплексно решаются основные задачи автоматизированного управления процессом пассажирских перевозок: оперативное планирование, контроль, регулирование, учет и отчетность. Контроль за работой автобусов на линии является ключевым этапом, от которого зависит качество обслуживания пассажиров [2]. АСУ разрабатывается с учетом особенностей бизнес-процессов организации пассажирских перевозок. Технические и технологические решения в предполагаемом комплексе являются типовыми, построены на базе действующих отраслевых и региональных нормативно-правовых и методологических документов по пассажирским перевозкам. Установка данного комплекса позволит упростить обмен данными с центральной диспетчерской службой (ЦДС).
Рис. 2. Модернизованная схема осуществления регулярных пассажирских перевозок на предприятие
На основе анализа была проведена модернизация организации работы конкретного пассажирского АТП [5]. Была модернизована схема осуществления регулярных пассажирских перевозок на предприятие. Предложена концепция работы предприятия в единой системе с центральной диспетчерской службой на рис. 2.
Рассмотрим предлагаемую концепцию (цифрами показаны информационные потоки между структурными компонентами АТП):
1 — Ежедневный план наряд на выпуск автобусов;
2 — Выдача водителям путевых листов (при предъявлении водительского удостоверения);
3 — Прохождение водителями медицинского осмотра (отметка в путевом листе);
4 — При необходимости прохождение инструктажа, а затем осмотр ТС механиком и водителем;
5 — Регистрация фактического времени возврата автобуса в парк, сдача путевого листа;
6 — При обнаружении неисправности ТС водитель и механик составляет служебную записку;
7 — Мониторинг выполнения перевозок в режиме реального времени выполнения пассажирских перевозок по всем обслуживаемым маршрутам;
8 — Линейный диспетчер предприятия имеет возможность связаться с водителем при необходимости корректировки движения или возникновении внештатной ситуации;
9 — Ежемесячный отчет о проделанной транспортной работе из ЦДС отправляется в управляющий орган и на предприятие;
10 — Важным этапом единой концепции является согласование рас-писания с ЦДС для стыковки различных видов транспорта;
11 — При нарушениях работы ПС на линии ЦДС отправляет директору предприятия предписание об необходимых исправлениях сложившейся ситуации. При систематических нарушениях работы ПС предприятия ЦДС уведомляет управляющий орган;
12 — При изменении показателей транспортной работы на предприятие ведется корректировка норм расхода выделяемых ресурсов (ГСМ, шины и т. д.);
13 — Ведется учет рабочего времени водителей;
14 — В конце каждого месяца директору АПТ, предоставляется, отчет о деятельности предприятия.
Линейный диспетчер необходим для контроля всеми регулярными перевозками пассажиров. Обеспечивая своевременное взаимодействие всех видов пассажирского транспорта, позволяет повысить качество обслуживания пассажиров. В случае возникновений нарушений в расписание движения ПС на линии ЦДС отправляет директору предприятия предписание об необходимых исправлениях сложившейся ситуации. При систематических нарушениях работы ПС предприятия ЦДС уведомляет управляющий орган.
Применение логистического подхода к организации перевозки пас-сажиров позволяет системно решать многие задачи функционирования транспортного комплекса. Позволяет найти решения, в которых сочетаются национальные интересы, интересы регионов, автотранспортных предприятий и пассажиров. Для повышения эффективности и системной устойчивости предоставляемых услуг при перевозке пассажиров должна быть обеспечена максимальная координация и интеграция всех этапов перевозочного процесса. Работа в рамках данной концепции обеспечит слаженную работу ПАТП и единой диспетчерской службы с помощью автоматизированной системы управления.
Литература:
- Карагодина, А. Н. Обоснование необходимости развития транспортно-пересадочных узлов в транспортной системе города Волгограда / А. Н. Карагодина // Смотр-конкурс научных, конструкторских и технологических работ студентов Волгоградского государственного технического университета (г. Волгоград, 10–13 мая 2016 г.): тез. докл. / редкол.: А. В. Навроцкий (отв. ред.) [и др.]; ВолгГТУ, Совет СНТО. — Волгоград, 2016. — C. 127.
- Куликов, А. В. Обоснование необходимости внедрения линейной диспетчеризации на пригородных пассажирских маршрутах Дубовского района Волгоградской области / А. В. Куликов, А. Н. Карагодина, Р. Я. Кашманов // Наука и современность: сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (г. Уфа, 13 дек. 2015 г.). В 2 ч. Ч. 2 / Международный центр инновационных исследований «ОМЕГА САЙНС». — Уфа, 2015. — C. 89–93.
- Куликов, А. В. Оптимизация структуры автобусного парка для пригородных и междугородных перевозок пассажиров / А. В. Куликов, Р. Я. Кашманов, А. Н. Карагодина // Известия ВолгГТУ. Сер. Наземные транспортные системы. Вып. 9. — Волгоград, 2014. — № 19 (146). — C. 55–57.
- Куликов, А. В. Состояние пассажирских перевозок в Волгограде и мероприятия по их совершенствованию / А. В. Куликов, Р. Я. Кашманов, А. Н. Карагодина // Известия ВолгГТУ. Сер. Наземные транспортные системы. Вып. 9. — Волгоград, 2014. — № 19 (146). — C. 58–61.
- Куликов, А. В. Этапы развития общественного пассажирского транспорта Дубовского района Волгоградской области / А. В. Куликов, А. Н. Карагодина // Научные труды SWorld. — 2015. — Вып. 4, т. 1. — C. 42–47.