В статье рассматривается политика президента США Дональда Трампа в отношении России. Приводится характеристика основных направлений внешней политики США и рассматривается ее влияние — позитивное и негативное — на складывание российско-американских отношений.
Ключевые слова: экономические санкции, международная торговля, политическая неопределенность, инвестиции.
Российско-американские отношения на протяжении долгого времени складывались крайне неоднозначно. США признали СССР в 1933 году, а во времена второй мировой войне государства стали союзниками по антигитлеровской коалиции. Почти сразу же после окончания войны США и СССР в качестве двух сверхдержав вступили в ожесточённое стратегическое соперничество за влияние в мире («Холодная война»), которая определяла развитие мировых процессов до конца 1980-х годов. С приходом к власти в СССР Михаила Горбачёва (1985) отношения стали налаживаться, что во многом было достигнуто благодаря «дипломатии перестройки», ценой односторонних внешнеполитических уступок со стороны руководства СССР и уже в 1992 года Борис Ельцин нанёс свой первый визит в США в качестве президента независимой России. В Кэмп-дэвидской декларации, принятой по итогам встречи, Борис Ельцин и Джордж Буш поставили символическую точку в холодной войне.
Новый этап напряжённости между странами был вызван событиями на Украине и присоединением Крыма к Российской Федерации в 2014 году. Администрация США ввела ряд санкций против ряда российских официальных лиц, а также компаний и банков.
В 2016 году в США произошли выборы президента, где победу одержал Дональд Трамп. Дональд Трамп до выборов его в президенты был одним из крупнейших инвесторов. Это характеризует его как политика, который стремится получать максимум выгоды от любых сделок для США. Главное правило регулирования внешней политики президента США — «Америка прежде всего», при котором главные интересы страны ставятся выше остальных. [1]
В последнее время российско-американские отношения переживают самый трудный период. В декабре 2017 года Трамп представил новую стратегию национальной безопасности, назвав Китай и Россию основными угрозами экономическому доминированию США, но при этом США должны попытаться построить выгодное партнерство с ними. Решение Трампа признать Россию и Китай в качестве двух глобальных конкурентов выражало настороженность у представителей его администрации в отношении двух «ревизионистских державах». Сам президент рассказал о своих недавних телефонных звонках с президентом Владимиром Путиным, с которым он пытается установить более тесные отношения. Но при этом в тексте документа приводятся довольно резкие подробности о предполагаемом вмешательстве России во внутреннюю политику США. [6]
Бывший директор ЦРУ Майк Помпео, во время своего слушания на прошлой неделе, занял жесткую позицию в отношении России, назвав ее опасностью для США. Демократы также выступали с критикой Трампа за то, что он недостаточно суров по отношению к России. Эта двухпартийная вражда к России повлияла на Трампа принять рефлексивно яростную политику по отношению к России. К сожалению, эта угрожающая риторика не только усиливает напряженность, но и порождает критические политические реакции, направленные на бессмысленное противостояние.
Рассмотрим прошлогоднее законодательство о санкциях — закон о противодействии противникам Америки через санкции (CAATSA). Хотя санкции редко эффективны, санкции администрации Обамы в России были узко нацелены и включали четкие условия, в частности соблюдение Россией минского процесса, чтобы положить конец войне на востоке Украины. В отличие от этого, CAATSA не предлагает четкого пути для Конгресса рассмотреть возможность отмены санкций, не создавая стимулов для России изменить свое «поведение». [7] Закон «Противники противодействия Америке через санкции» требует от администрации представления отчета, отражающего сеть российских олигархов, которые все вместе называются «списком в Кремле», в частности, определяя людей «их близостью к российскому режиму. Те, кто помещен в этот список, могут столкнуться с запрещением получения визы и заморозкой активов. Но несмотря на серьезную работу чтобы разработать список, администрация вместо этого выпустила общий список, который выглядит как копирование рейтинга Forbes самых богатых россиян и веб-сайтов правительства России. Это делает список бессмысленным: если все в списке, то по сути, на нем нет никого. [4]
Законодательство также позволяет Соединенным Штатам санкционировать «лиц», которые ведут бизнес с российской оборонной промышленностью, включая восточноевропейских членов НАТО. Администрация должна усилить давление, чтобы не дать странам, в том числе и союзникам, покупать российское оборудование. Но на деле ничего не происходит. Фактически с тех пор, как санкции вступили в силу, состоялся ряд крупных соглашений о покупке российского оружия, в том числе союзников США, Турции, Саудовской Аравии и Катара. [4]
Также, одним из резких конфронтационных шагов является изгнание российских дипломатов. Причиной этому послужило покушение на убийство в Великобритании русского перебежчика с использованием запрещенного химического реагента. Президент Трамп признал это публично и принял решительные меры в отношении российских дипломатов. [3]
Даже недавние удары по Сирии отразили эту враждебность. Удары были ограничены, в основном избегали российских целей и не приводили к эскалации. Однако некоторые официальные лица в администрации Трампа высказались за более решительные меры. Президент зашел так далеко, что насмехался над Россией о возможных ударах в социальной сети Твиттер. «Действия военных США, Великобритании и Франции в Сирии поддержали все члены НАТО», — заявил генеральный секретарь военно-политического блока Йенс Столтенберг. Постоянный представитель России при ООН Василий Небензя, в свою очередь, выступая на заседании международной организации, сказал, обращаясь к странам, нанесшим удар: «Вы могли бы в 24 часа остановить конфликт в Сирии. Для этого Вашингтону, Лондону и Парижу нужно лишь дать команду своим ручным террористам прекратить борьбу с законной властью собственного народа». Он отметил также, что участие в сирийской операции Великобритании и Франции говорит о тяге властей этих государств «к неоколониализму». [7]
Сегодняшняя конфронтационная риторика и политика США в отношении России часто игнорирует реальность: неоднократные попытки России вмешательства на выборах и насильственные убийства российских перебежчиков в западных странах; агрессия России по отношению к Украине; российская глубоко недемократическая политическая система. Также в США предполагают, что президент России Владимир Путин боится более открытых политических конфликтов с Запада, и он выигрывает от сегодняшнего антагонизма, который помогает поддержать его популярность в стране. [3]
В конечном счете, более реалистичный подход США к России будет отражать то, что Вашингтон может и не может достичь, и, таким образом, сможет определить интересы США гораздо шире. Хорошей новостью является то, что эти узкие интересы действительно достижимы. Переходя от конфронтационной риторики и политики, Вашингтон может снизить напряженность, создать эффективное сдерживание по вопросам, имеющим критическое значение, и возобновить сотрудничество с Россией по темам, представляющим взаимный интерес. [2]
В заключении, мне хочется процитировать слова американского журналиста Дугласа Макгрегора (издание «The National Interest»): «Вашингтон и Москва, возможно, никогда не станут друзьями, но они могут стать партнерами с ограниченной ответственностью. Эту концепцию президент Трамп хорошо понимает. И, если при администрации Трампа сформируется новая американская национальная стратегия, она должна основываться на необходимости учитывать интересы и избегать ненужных конфликтов, чтобы не повторять ошибок неэффективной политики недавнего прошлого» [5].
Литература:
- Клэр М. [Klare M.]. Китай первый, Россия вторая, Америка третья: реальная внешняя политика Трампа [Электронный ресурс] // The Nation, 2017. URL: http://inosmi.ru/politic/20170217/238743906.html/ (дата обращения: 10.11.2018).
- Леонхардт Д. [Leonhardt D.]. Трамп и Россия: каковы мотивы? [Электронный ресурс] // The New York Times, 2017. URL: http://inosmi.ru/politic/20170222/238772047.html (дата обращения: 10.11.2018)
- Грехам Д. [Graham D.]. Почему Трамп против России сейчас? [электронный ресурс]// The Atlantic, 2018. URL: https://www.theatlantic.com/politics/archive/2018/03/why-is-trump-turning-against-russia-now/556970/ (дата обращения: 10.11.2018)
- Бергман М. [Bergmann M.]. Отношение Трампа к санциям в России привело к насмешкам над США [электронный ресурс]// Foreign policy, 2018. URL: http://foreignpolicy.com/2018/03/01/trumps-attitude-toward-russia-sanctions-makes-a-mockery-of-the-united-states/ (дата обращения: 10.11.2018)
- Макгрегор Д. [Macgregor D.]. Искусство заключать сделки: сможет ли Трамп достичь соглашения с Путиным по Украине? [Электронный ресурс] // The National Interest, 2017. URL: http://inosmi.ru/politic/20170223/238775770.html (дата обращения: 10.11.2018).
- Трамп: Россия и Китай «соперничающие силы» в новом плане безопасности [Электронный ресурс]// BBC News, 2017. URL: http://www.bbc.com/news/world-us-canada-42401170 (дата обращения: 10.11.2018).
- Эшворд Э. [Ashford Е.]. Как рефлексивная враждебность к России вредит интересам США // [Электронный ресурс]// Foreign affairs, 2018. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/russian-federation/2018–04–20/how-reflexive-hostility-russia-harms-us-interests (дата обращения: 10.11.2018).