Ключевые слова: русский язык, элементарный уровень, задание, лексика, слово.
Аспект обучения лексической системы русского языка остается еще недостаточно лингвистически разработанным и методически организованным. Это обстоятельство объясняется тем, что «во-первых, системность в лексике — самое сложное явление в структуре языка, так как лексика пока еще трудно поддается упорядочению, и во-вторых, само по себе слово как основная базисная единица языка — тоже очень сложное, разноплановое и многомерное явление, универсальное по характеру и уникальное по объему выполняемых в языке функций» [2, с.45].
Без овладения словарным запасом невозможно ни понимание речи, ни выражение собственных мыслей, поэтому лексическому аспекту речи на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному отводится большое место. Недаром известный ученый-лексиколог утверждает, что «обучение языку — это, прежде всего, обучение правильному пониманию и употреблению его слов, лексики. Если извлечь лексику, то в ней не останется ничего. Все в языке начинается со слов и кончается словами, вследствие чего овладение словарным запасом языка является центральной проблемой обучений иностранному языку» [3, с.86].
Работа над лексикой на начальном этапе обучения РКИ имеет свои особенности: основной целью является овладение минимумом лексических знаний, необходимых для практического владения языком и развития лексических умений.
В «Требованиях по русскому языку как иностранному» отмечается, что лексический минимум на элементарном уровне составляет 780 единиц, обеспечивающих общение в рамках тематического и интенциального минимума данного стандарта. Основной состав активного словаря элементарного уровня обслуживает бытовую, учебную и социально-культурную сферы общения [1, с.19].
Практическая работа по системному по работе над лексикой проводится преподавателем-грамматистом на занятиях по русскому языку с иностранными слушателями подготовительного факультета (факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин) Российского университета дружбы народов, будущими экономистами, юристами, студентами института гостиничного бизнеса и туризма РУДН.
При отборе лексического материала мы ориентировались на конкретные темы по грамматике и лексике, ориентируясь на учебный комплекс «Прогресс» [4, с.3], [5, с.3]
Вот несколько видов заданий по формированию лексических навыков на данном этапе обучения русскому языку как иностранному (А1).
Задания по работе с алфавитом можно проводить уже после 1 недели обучения или в качестве повторения.
Задание 1. Прочитайте. Скажите, какой буквы нет валфавите.
Л
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К˅ М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
1) А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
2) А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
3) А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Задание 2. Прочитайте. Скажите, какие буквы стоят неправильно.
А Б В Г Д Ё ↔Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
1) А В Б Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
2) А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т Ф У Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
3) А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й КЛ М Н О Р П С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы ЬЭЮЯ
Задание 3. Посмотрите таблицу. Напишите слова ифразу.
(18,21,2,1,26,12,1); (17,16,15,6,5,6,13,30,15,10,12);
Задание 4. Прочитайте слова. Поставьте их валфавитном порядке.
Ответы:
Задание 4.
Следующие задания можно проводить после 2 недель обучения.
Задание 1. Прочитайте слова. Найдите рифму
Задание 2. Прочитайте начало иконец. Найдите слова.
Задание 3. Прочитайте. Найдите фразы.
1 |
Упрощенныескороурокстарушка. |
Скоро урок. |
2 |
Квартирбратдоматребуетсам. |
|
3 |
Аминокистлотычитаешьжурналыост. |
|
4 |
Вримоякнигасправаблоки. |
|
5 |
Прлогрпмызнаемтекстнглорм. |
|
Задание 4. Прочитайте. Найдите, где ошибка.
1 |
Утром я завтракаю. |
|
2 |
Сейчас урок. Студенты отдыхают. |
|
3 |
Моя мама работает. Она домохозяйка. |
|
4 |
Ахмед плохо говорит по-арабски, потому что это его родной язык. |
|
5 |
Это библиотека. Они читают тут. |
|
6 |
Это город. Тут мосты, дороги и улицы. |
|
7 |
Это класс. Тут книги, тетради и суп. |
|
8 |
Сегодня воскресенье. Мы не идем университет. |
|
Ответы:
- Преподаватель, комната, компьютер, математика, профессия, факультет, расписание, магазин.
- Брат дома.
Ты читаешь журнал.
Книга справа.
Мы знаем текст.
- 2, 3, 4, 7
Таким образом, используя эти задания, мы отрабатываем лексику уроков элементарного уровня, а также закрепляем грамматические навыки. Подобные задания можно выполнять как самостоятельно, так и коллективно. Прочитав правильные ответы вместе с группой, мы закрепляем фонетические навыки. Разные виды заданий позволяют сделать урок РКИ более интересным.
Литература:
- Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. -2-е издание.-М-СПб.: Златоуст, 2001.-с.19.
- Колесникова обучения лексике. М.: Русский язык, 1977. — 156 с.
- Кочнева в обучении языку /Методика // Под ред.. М.: Русский язык, 1988. — С.83–95.
- Прогресс. Элементарный уровень (А1).-9-е издание, стереотипное.-М.: РУДН, 2018.- с.3.
- Прогресс. Практическая грамматика. Элементарный и базовый уровень.- 2-е издание, переработанное и дополненное. –М.:РУДН, 2014.-с.3.