Работа над алфавитом и лексикой при обучении русскому языку как иностранному на элементарном уровне | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 29.12.2018

Статья просмотрена: 557 раз

Библиографическое описание:

Набоких, Е. М. Работа над алфавитом и лексикой при обучении русскому языку как иностранному на элементарном уровне / Е. М. Набоких. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 73-76. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55197/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ключевые слова: русский язык, элементарный уровень, задание, лексика, слово.

Аспект обучения лексической системы русского языка остается еще недостаточно лингвистически разработанным и методически организованным. Это обстоятельство объясняется тем, что «во-первых, системность в лексике — самое сложное явление в структуре языка, так как лексика пока еще трудно поддается упорядочению, и во-вторых, само по себе слово как основная базисная единица языка — тоже очень сложное, разноплановое и многомерное явление, универсальное по характеру и уникальное по объему выполняемых в языке функций» [2, с.45].

Без овладения словарным запасом невозможно ни понимание речи, ни выражение собственных мыслей, поэтому лексическому аспекту речи на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному отводится большое место. Недаром известный ученый-лексиколог утверждает, что «обучение языку — это, прежде всего, обучение правильному пониманию и употреблению его слов, лексики. Если извлечь лексику, то в ней не останется ничего. Все в языке начинается со слов и кончается словами, вследствие чего овладение словарным запасом языка является центральной проблемой обучений иностранному языку» [3, с.86].

Работа над лексикой на начальном этапе обучения РКИ имеет свои особенности: основной целью является овладение минимумом лексических знаний, необходимых для практического владения языком и развития лексических умений.

В «Требованиях по русскому языку как иностранному» отмечается, что лексический минимум на элементарном уровне составляет 780 единиц, обеспечивающих общение в рамках тематического и интенциального минимума данного стандарта. Основной состав активного словаря элементарного уровня обслуживает бытовую, учебную и социально-культурную сферы общения [1, с.19].

Практическая работа по системному по работе над лексикой проводится преподавателем-грамматистом на занятиях по русскому языку с иностранными слушателями подготовительного факультета (факультета русского языка и общеобразовательных дисциплин) Российского университета дружбы народов, будущими экономистами, юристами, студентами института гостиничного бизнеса и туризма РУДН.

При отборе лексического материала мы ориентировались на конкретные темы по грамматике и лексике, ориентируясь на учебный комплекс «Прогресс» [4, с.3], [5, с.3]

Вот несколько видов заданий по формированию лексических навыков на данном этапе обучения русскому языку как иностранному (А1).

Задания по работе с алфавитом можно проводить уже после 1 недели обучения или в качестве повторения.

Задание 1. Прочитайте. Скажите, какой буквы нет валфавите.

Л

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К˅ М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

1) А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

2) А Б В Г Д Е Ё Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

3) А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Задание 2. Прочитайте. Скажите, какие буквы стоят неправильно.

А Б В Г Д Ё ↔Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

1) А В Б Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

2) А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т Ф У Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

3) А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й КЛ М Н О Р П С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы ЬЭЮЯ

Задание 3. Посмотрите таблицу. Напишите слова ифразу.

(18,21,2,1,26,12,1); (17,16,15,6,5,6,13,30,15,10,12);


Задание 4. Прочитайте слова. Поставьте их валфавитном порядке.

Ответы:

Задание 4.

Следующие задания можно проводить после 2 недель обучения.

Задание 1. Прочитайте слова. Найдите рифму

Задание 2. Прочитайте начало иконец. Найдите слова.

Задание 3. Прочитайте. Найдите фразы.

1

Упрощенныескороурокстарушка.

Скоро урок.

2

Квартирбратдоматребуетсам.

3

Аминокистлотычитаешьжурналыост.

4

Вримоякнигасправаблоки.

5

Прлогрпмызнаемтекстнглорм.

Задание 4. Прочитайте. Найдите, где ошибка.

1

Утром я завтракаю.

2

Сейчас урок. Студенты отдыхают.

3

Моя мама работает. Она домохозяйка.

4

Ахмед плохо говорит по-арабски, потому что это его родной язык.

5

Это библиотека. Они читают тут.

6

Это город. Тут мосты, дороги и улицы.

7

Это класс. Тут книги, тетради и суп.

8

Сегодня воскресенье. Мы не идем университет.

Ответы:

  1. Преподаватель, комната, компьютер, математика, профессия, факультет, расписание, магазин.
  2. Брат дома.

Ты читаешь журнал.

Книга справа.

Мы знаем текст.

  1. 2, 3, 4, 7

Таким образом, используя эти задания, мы отрабатываем лексику уроков элементарного уровня, а также закрепляем грамматические навыки. Подобные задания можно выполнять как самостоятельно, так и коллективно. Прочитав правильные ответы вместе с группой, мы закрепляем фонетические навыки. Разные виды заданий позволяют сделать урок РКИ более интересным.

Литература:

  1. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. -2-е издание.-М-СПб.: Златоуст, 2001.-с.19.
  2. Колесникова обучения лексике. М.: Русский язык, 1977. — 156 с.
  3. Кочнева в обучении языку /Методика // Под ред.. М.: Русский язык, 1988. — С.83–95.
  4. Прогресс. Элементарный уровень (А1).-9-е издание, стереотипное.-М.: РУДН, 2018.- с.3.
  5. Прогресс. Практическая грамматика. Элементарный и базовый уровень.- 2-е издание, переработанное и дополненное. –М.:РУДН, 2014.-с.3.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, Ю Я, задание, элементарный уровень, лексика, слово, вид заданий, начальный этап обучения, неделя обучения.


Ключевые слова

русский язык, лексика, задание, слово, элементарный уровень

Похожие статьи

Теоретические основы процесса обучения детей дошкольного возраста говорению на иностранном языке

Аутентичность текста на занятии по иностранному языку

К вопросу об эффективных способах изучения английского языка и возможных сложностях восприятия иноязычной речи

Особенности художественного текста как инструмента обучения иностранным языкам

В статье автор изучает дидактический потенциал художественного текста и выявляет его особенности как инструмента обучения иностранным языкам.

Принципы дифференцированного и интегрированного обучения иностранным языкам

В данной статье идет речь о методики преподавания иностранного языка в высшей школе, важных методических принципов.

Использование инфографики на уроках русского языка как иностранного

В статье представлены разработки заданий на основе инфографики, т. е. визуального отображения данных, содержащего небольшую по объёму, но значимую и правильно оформленную информацию. Материал рассчитан на иностранных учащихся, владеющих русским языко...

Методика обучения словообразованию современного русского языка в национальных вузах

В данной статье рассматриваются основные аспекты обучения русскому словообразованию. Приведены примеры словообразования в русском и узбекском языках.

Развитие информационно-логического мышления и цифровой грамотности школьников младших классов на уроках английского языка

Исследуется проблема активизации образовательного процесса при обучении школьников младших классов английскому языку на основе использования преподавателем системных категорий типа «предложение», «форма», «структура»», «навыки» и др. Предложена треху...

Особенности работы с креолизованными текстами на уроке английского языка в школе

В статье рассматривается сущность креолизованных текстов, их жанровая классификация, а также особенности работы с креолизованными текстами на уроках английского языка.

Развитие компенсаторной компетенции у обучающихся старшей школы на уроках английского языка

В статье автор рассматривает особенности развития компенсаторной компетенции на уроках английского языка на уровне среднего общего образования (на примере учебно-методического комплекта «Звездный английский»).

Похожие статьи

Теоретические основы процесса обучения детей дошкольного возраста говорению на иностранном языке

Аутентичность текста на занятии по иностранному языку

К вопросу об эффективных способах изучения английского языка и возможных сложностях восприятия иноязычной речи

Особенности художественного текста как инструмента обучения иностранным языкам

В статье автор изучает дидактический потенциал художественного текста и выявляет его особенности как инструмента обучения иностранным языкам.

Принципы дифференцированного и интегрированного обучения иностранным языкам

В данной статье идет речь о методики преподавания иностранного языка в высшей школе, важных методических принципов.

Использование инфографики на уроках русского языка как иностранного

В статье представлены разработки заданий на основе инфографики, т. е. визуального отображения данных, содержащего небольшую по объёму, но значимую и правильно оформленную информацию. Материал рассчитан на иностранных учащихся, владеющих русским языко...

Методика обучения словообразованию современного русского языка в национальных вузах

В данной статье рассматриваются основные аспекты обучения русскому словообразованию. Приведены примеры словообразования в русском и узбекском языках.

Развитие информационно-логического мышления и цифровой грамотности школьников младших классов на уроках английского языка

Исследуется проблема активизации образовательного процесса при обучении школьников младших классов английскому языку на основе использования преподавателем системных категорий типа «предложение», «форма», «структура»», «навыки» и др. Предложена треху...

Особенности работы с креолизованными текстами на уроке английского языка в школе

В статье рассматривается сущность креолизованных текстов, их жанровая классификация, а также особенности работы с креолизованными текстами на уроках английского языка.

Развитие компенсаторной компетенции у обучающихся старшей школы на уроках английского языка

В статье автор рассматривает особенности развития компенсаторной компетенции на уроках английского языка на уровне среднего общего образования (на примере учебно-методического комплекта «Звездный английский»).

Задать вопрос