В статье охарактеризован институт опеки и попечительства в России, дана оценка его состояния и перспектив развития правового регулирования данного процесса.
Ключевые слова: институт опеки и попечительства, права и интересы несовершеннолетних, приёмная семья.
The article describes the Institute of guardianship in Russia, the estimation of the state and prospects of development of legal regulation of this process.
Keywords: the Institute of guardianship and guardianship, the rights and interests of minors in foster families.
Стимулирование воспроизводства населения, а также повышение его благосостояния является одной из приоритетных задач и функций российского государства [9].
Без воспроизводства нового поколения утрачивают актуальность проводимые в любой стране административные и экономические реформы [7, c. 255]. При этом радикальным изменениям подвергается правовой институт [8, c. 433] опеки и попечительства, направленный на защиту законных прав и интересов некоторых категорий граждан, которые в силу возраста или по другим объективным причинам не способны защитить свои права самостоятельно.
Изначально основное свое законодательное закрепление нормы опеки и попечительства нашли в Семейном кодексе РФ, однако в настоящее время перебазированы в Гражданский кодекс РФ. До сих пор дискуссионным вопросом теоретического и прикладного характера является проблема разграничения отдельных позиций и сферы влияния между отраслями гражданского и семейного права [4].
Гражданское право регламентирует порядок осуществления законного представительства несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей, а также отношения, которые возникают между органами опеки и попечительства, опекунами и попечителями [6, c. 36].
Семейное право содержит регламент осуществления правоотношений, возникающих между вышеперечисленными категориями лиц, относительно воспитания, содержания и образования опекаемых (п.1 ст.145 СК РФ).
Что касается деятельности органов местного самоуправления в данной области, то она регламентируется нормами административного права [5, c. 72].
Кроме того, регулирование правоотношений между опекунами/попечителями и опекаемыми/подопечными осуществляется на основе Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее Закон об опеке), а также другими нормативно-правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 28 ГК РФ, «опека устанавливается над несовершеннолетними детьми, не достигшими возраста 14 лет», далее с 14 до 18 лет устанавливается другая форма законного представительства — попечительство (п.1 ст. 33 ГК РФ).
При этом разрешение на осуществление опеки и попечительства над ребенком получают с учетом мнения опекаемого ребёнка, а если ребёнок достиг возраста десяти, то опека устанавливается только с его согласия.
Одним из эффективных путей развития института опеки и попечительства в настоящее время является приемная семья. Для помощи и адаптации, как ребенку, так и семье, в которую он попал, уже созданы и активно действуют школы приемных родителей [5].
По всей территории страны в целях реализации Закона об опеке активно создаются школы приемных родителей, что является чрезвычайно перспективным направлением развития опеки и попечительства как института семейного права.
Деятельность подобных школ предусматривает лекционно-консультативные занятия и тренинги по трем направлениям: социально-правовое, психолого-педагогическое, медицинское.
Создание таких школ является одним из актуальных путей повышения эффективности института опеки и попечительства. Кроме того, семье, принимающей ребенка на воспитание, оказывается государственная финансовая поддержка. При этом предусматриваются как единовременная выплата, так и ежемесячные пособия на содержание ребенка.
Важно отметить, что политика государства в решении именно финансового вопроса за последние годы изменилась к лучшему, что указывает на улучшение перспектив развития опеки и попечительства как института семейного права.
В отечественном законодательстве существуют 3 формы принятия ребенка в семью — усыновление, патронаж (или приемное родительство) и опека (попечительство).
Для каждой из этих форм по факту передачи ребенка в семью предусматривается выплата единовременного государственного пособия [1–3].
Базовые показатели установлены Федеральным законом от 19 мая 1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ст. 12.2). На их основании суммы выплаты ежегодно пересчитываются. Усыновление приравнивается к рождению ребенка в этой семье, с выплатой соответствующих пособий.
В связи с этим женщина, которая усыновила 2-го, 3-го (и так далее) детей, имеет право на получение материнского капитала в размере 453 тыс. руб. на 2018 г.
По нашему мнению, не возникает сомнения в том, что совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с опекой и попечительством, может рассматриваться как сложный (комплексный) институт права по отношению к отрасли гражданского и семейного права России.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Научно-практический комментарий / Под ред. Т. Е. Абова, А. Ю. Кабалкина, В. П. Мазолина. М., 2010.
- Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред.от 31.12.2017). [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi
- Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ// Банк данных о детях сиротах. Семейные формы устройства. [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — URL: http://www.usynovite.ru/adoption_/guardianship.
- Колесников А. В. Административно-правовой статус исполнительных органов местного самоуправления: Автореф. дисс… канд. юрид. наук. — Саратов, 2003.
- Попов В. В., Соколов А. Ю. Мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: понятие и признаки // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 6. С. 72.
- Рабец A. M. Традиционные и современные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2016. — 153 с.
- Слесарев Ю. В., Киндаев А. Ю. Правовое регулирование выморочного имущества в современной России // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 1. № 11 (15). С. 255–259.
- Туманов С. Н., Белоусов С. А., Батова В. Н. Реализация функций российского государства в контексте обеспечения экономической безопасности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 453–457.
- Batova V. N., Belousov S. A. Ensuring the economic security of the Russian Federation as one of the tools for implementing state functions // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 6s. С. 432–435.