Правовая культура школы как основа профилактики употребления психоактивных веществ учащимися | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 29.12.2018

Статья просмотрена: 86 раз

Библиографическое описание:

Шарапова, А. К. Правовая культура школы как основа профилактики употребления психоактивных веществ учащимися / А. К. Шарапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 257-262. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55208/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье описывается результат проведенного исследования уровня правовой культуры 10 школ Самарской области и её влияния на сформированность эмоциональной установки на употребление и неупотребление психоактивных веществ подростками.

Ключевые слова: правовая культура, эмоциональная установка, психопрофилактика.

Правовая культура личностиэто обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность. В основе правовой культуры лежит ряд элементов, взаимосвязанных друг с другом: уровень правосознания и уровень правовой активности индивидуумов.

Уровень правосознания заключается в степени владения правовыми знаниями гражданами, а также в оперировании ими в повседневной жизни, в соблюдении запретов, использовании прав и исполнении обязанностей. Важным аспектом является уровень осмысленности самой ценности правовых знаний в сфере общественных отношений. Важно знание права, понимание его смысла, умение правильно истолковать положения закона, определить его цель и сферу применения; умение применить на практике обретенные знания права, возможность и умение использовать закон для защиты своих прав и интересов; умение ориентироваться в сложных правовых ситуациях и т. д.

Сложная и многогранная структура правовой культуры личности нуждается в структурировании. Выделим три группы элементов, которые рассматриваются исследователями неразрывно друг от друга: идейно-теоретические понятия, позитивное эмоциональное отношение и уровень свободы деятельности индивида в правовой сфере.

Компонентами правовой культуры личности:

‒ правовое поведение,

‒ ее отношение к праву и другим правовым явлениям,

‒ осознание их ценности, уважение к правам другого человека,

‒ привычка правомерного поведения,

‒ социально-правовая активность.

Индивидуальная правовая культура является показателем степени и характера правового развития отдельной личности, включающим ее правовые идеологические установки, правовое сознание, добровольное исполнение правовых предписаний в процессе жизнедеятельности.

Правовую культуру личности мы будем представлять как осознание и принятие норм права, как безупречное правовое поведение, детерминированное как внутренними, так и внешними механизмами правового урегулирования, а также внутренними этическими мотивами. Данное качество немыслимо без человека и его деятельности, без правовой направленности этой деятельности и правового мышления.

К факторам, которые влияют на формирование правовой культуры личности, можно отнести следующие:

‒ Психологические: осознание своей принадлежности к данному народу, нации, государству;

‒ Юридические: осуществление государственно-правовой принадлежности индивида;

‒ Экономические: либерализация собственности, свобода предпринимательства и т. д.;

‒ Политические: демократизация общества, народовластие, что обеспечивает социальную активность граждан и позволяет им совершенствовать свои знания в области юриспруденции;

‒ Социальные: отношение государства к правам граждан, соблюдение их свобод, социальная справедливость;

‒ Духовные: развитие морально-нравственных качеств индивида.

Правовая культура личности предполагает ее правовое сознание в действии, которое справедливо накапливается лишь в целенаправленно организованном пространстве.

Правовая культура обучающегося — это качество, базой для формирование которого служат правовые знания, представления, взгляды, убеждения, идеалы и интересы, потребности и мотивы, влияющие на правовое отношение обучающегося к обществу, к коллективу; морально-волевых качеств, правовых умений, навыков и привычек и к другому человеку, и к себе самому.

Таким образом, правовая культура обучающегося — это качество, которое формируется на базе, заложенной годы обучения в общеобразовательных учреждениях и служащее основой регулирования поведения в течение всей дальнейшей жизни гражданина. Содержанием основных компонентов правовой культуры школьника являются: когнитивный (знание и понимание права, правовое мировоззрение); эмоционально-мотивационной (правовые ценности, правовая идеология, вера); деятельностный (правовое поведение).

В процессе разработки и реализации анкетирования, направленного на определение уровня правовой культуры респондентов мы опирались на приведенную выше модель, рассматривающую все компоненты правовой культуры обучающегося.

Эмоции связаны с определенной ситуацией, которая происходит здесь и сейчас. В отличии от них, чувства представляют собой долговременные и постоянные переживания по отношению к объектам, находящимся в действительности, как воспринимаемой, так и реальной. А. Н. Леонтьев описывал устойчивое эмоциональное отношение, как «эмоциональную константу».

Первыми понятие установки ввели немецкие психологи, занимающиеся экспериментальной психологией, для обозначения готовности к действию по тому или иному сценарию, основываясь на прошлом опыте, и скорости реакции на предлагаемую ситуацию, а также связанные с ней личные иллюзии восприятия (Т. Шуман, Г. Мюллер). Позднее понятие установки было применено для описания неосознаваемого состояния готовности действовать по определенному сценарию при постановке задачи, которое обуславливалось направленностью различных психических процессов (Н. Ах).

В дальнейшем в социальную психологию вводится понятие социальной установки — аттитюда — обозначающую субъективные ориентации индивидуумов как членов группы на ряд ценностей, которые предписывают им определенные, принятые обществом, способы поведения» (У. Томас, Ф. Знанецкий). Д. Н. Узнадзе наиболее глубоко раскрыл установку, как объяснительный принцип изучения психических явлений.

В. А. Барабанщиков определял понятие установки так: «Установка — состояние готовности человека воспринимать, мыслить и действовать определённым образом, установка не осознаётся и является основным понятием, с помощью которого можно исследовать бессознательное».

Ковалев отмечал, что важным аспектом в изучении чувств, как устойчивых образований, является их состояние, поскольку оно может быть как проявленным, так и потенциальным, скрытым. Именно эмоциональная установка характеризуется скрытостью и длительностью, потому длительное и скрытое отношение к чему-либо или к кому-либо и будет эмоциональной установкой. Программа того, как эмоционально реагировать на воспринимаемый объект и представления и есть эмоциональная установка.

Личный и общественно-исторический опыт формируют эмоциональные установки. Воспитание и научение, как основное направление деятельности школы служат одной из основ этого процесса формирования. Понятия опасности и безопасности формируют знаемые отношения, корректирующие его поведение при столкновении с изученным ранее объектом, представляющим опасность или нет.

Установка служит определяющим фактором характера и эффективности будущей деятельности. Установка обладает такими признаками, как динамичность, двусторонняя детерминация, «признак связи», и одновременно с ними устойчивостью и целостностью. Благодаря им, установку стоит рассматривать как системообразующий фактор, больший чем цель, задача или мотив. В установке заключено не как таковое отношение к объекту, а как определенный алгоритм действий.

Поскольку именно установка регулирует поведение человека, столь важным нам представилось выявление установок на употребление и неупотребление психоактивных веществ среди подростков Самарской области.

Исследование проводилось в три основных этапа. В рамках первого этапа был проведен сбор и анализ научной литературы по проблеме профилактики употребления ПАВ в подростковом возрасте.

На втором этапе формировалась выборка исследования и разрабатывался психодиагностический пакет методик для изучения влияния уровня правовой культуры школы на сформированность эмоциональной установки на отказ от употребления наркотических веществ в подростковом возрасте.

Всего было обследовано 219 подростков, обучающихся в 10 средних общеобразовательных учреждениях Самарской области.

Психодиагностический пакет методик был представлен следующими методиками: «Объективный Тест Установок ОТУ: Наркотик» П. В. Яньшина и «Анкета определения уровня правовой культуры обучающегося» модификация А. К. Шараповой анкеты «Мониторинг наркоситуации» ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр».

На третьем этапе был проведен описательный и статистический анализ данных, интерпретация и обобщение полученных результатов, сформулированы выводы о влиянии уровня правовой культуры школы на сформированность эмоциональной установки на отказ от употребления наркотических веществ в подростковом возрасте.

Охарактеризуем психодиагностический пакет методик, который применялся нами при проведении исследования.

«Анкета определения уровня правовой культуры обучающегося» модификация А. К. Шараповой разработана на базе ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» как инструментарий определения уровня правовой культуры обучающихся в образовательных организациях Самарской области.

Анкета состоит из пяти блоков вопросов:

  1. Социально-демографический блок (район проживания, учебное заведение, класс, пол, возраст);
  2. Блок вопросов для определения уровня правовых знаний;
  3. Блок вопросов, направленных на выявления отношения респондента к проблеме употребления психоактивных веществ;
  4. Блок вопросов об опыте употребления психоактивных веществ;
  5. Блок оценки профилактической работы, проводимой в образовательном учреждении, в котором обучается респондент.

Таким образом, анкета рассматривает все аспекты правовой культуры личности респондента, что позволило нам сформировать профиль правовой культуры каждого из исследуемых образовательных учреждений.

«Объективный Тест Установок ОТУ: Наркотик» П. В. Яньшина предназначен для группового или индивидуального обследования эмоциональной установки на употребление психоактивных веществ, проверку эффективности профилактической работы и выявление «группы риска» употребления психоактивных веществ. Он выявляет скрываемую либо плохо осознаваемую положительную установку на употребление психоактивных веществ, в том числе наркотических средств.

«ОТУ: Наркотик» представляет собой компьютерную программу, которая производит сбор результатов и формирует базу данных в программе Access для дальнейшего статистического и научного анализа.

Основной особенностью «ОТУ: Наркотик» является возможность измерения таких латентных переменных, как эмоциональная установка и склонность к употреблению психоактивных веществ как социальное явление, недоступных непосредственному наблюдению.

Итак, нами была разработана поэтапная программа проведения исследования для изучения влияния уровня правовой культуры школы на сформированность эмоциональной установки на отказ от употребления наркотических веществ в подростковом возрасте, позволяющая рассмотреть все аспекты правовой культуры личности и наличие или отсутствие эмоциональной установки на не употребление психоактивных веществ подростками.

Перейдем к описанию анализов эмпирического исследования.

«Анкета определения уровня правовой культуры обучающегося» модификация А. К. Шараповой.

Исходя из полученных результатов по всем обучающимся формировался профиль правовой культуры каждого исследуемого образовательного учреждения (Таблица 1).

Баллы по каждому блоку в отдельности были разделены на три уровня — низкий, средний и высокий. В соответствии с набранным средним баллом всех обучающихся каждого из образовательных учреждений выводился итоговый балл по каждому блоку, соответствующий занимаемому уровню.

Таблица 1

Профиль правовой культуры школы

Название

СОШ2

ТУ

Самара

Район

Советский

Количество респондентов

20

Показатель

Интервал баллов

Итоговый балл

Средний балл правового знания обучающихся

5,2

-3–0

-2

Процент употребления

Сигареты

5

-3–0

-1

Алкоголь

45

-3–0

-3

Наркотики

0

-3–0

0

Частота употребления

Сигареты

100 мп

-3–0

-2

Алкоголь

44,4 еп

55,6 мп

-3–0

-2

Наркотики

0

-3–0

0

Средний балл оценки профилактической работы обучающимися

6,9

-3–0

-2

*мп-многократные пробы, еп-единоразовые пробы, пу-периодическое употребление

На основании профиля правовой культуры каждого образовательного учреждения формировался вывод об уровне его правовой культуры. Так, если наиболее частым баллом в критериях был 0 или -1, то определялся высокий уровень правовой культуры ОУ; если -2, то средний; при -3 — низкий.

Для выявления наличия у респондентов эмоциональной установки на употребление психоактивных веществ, определения количества детей группы риска мы провели «Объективный Тест Установок ОТУ: Наркотик» П. В. Яньшина.

Результаты «ОТУ: Наркотик», полученные в процессе исследования эмоциональной установки на употребление психоактивных веществ представлена в Таблице 2.

Таблица 2

Результаты «ОТУ: Наркотик»

ОУ

Результат ОУ по ОТУ

Количество детей «группы риска»

СОШ 1

-4,748

0

СОШ 2

5,434

2

СОШ 3

-2,372

1

СОШ 4

-11,356

5

СОШ 5

8,427

1

СОШ 6

0,376

0

СОШ 7

14,395

0

СОШ 8

-14,519

4

СОШ 9

16,877

1

СОШ 10

-13,711

1

При интерпретации приведенных выше результатов следует обозначить зону «нормы» от -10 до 10. Все показатели выше уровня «нормы» считаются условно «хорошими», в которых «группа риска» представлена малым количеством обучающихся, либо же таких нет совсем. Так же высокий показатель говорит о правильности проводимой профилактической работы в школе и о её эффективности. Показатели ниже -10 считаются условно «плохими», в которых либо «группа риска» многочисленна, либо один или несколько обучающихся показали результат, гораздо ниже уровня нормы, чем снизили общий результат класса и всего ОУ.

Соотнесем показатели «Объективный Тест Установок ОТУ: Наркотик» П. В. Яньшина и «Анкета определения уровня правовой культуры обучающегося» модификация А. К. Шараповой. представим полученные результаты в Таблице 3.

Таблица 3

Итоговые результаты образовательных учреждений

ОУ

Уровень правовой культуры

Результат ОУ по ОТУ

СОШ 1

средний

-4,748

СОШ 2

средний

5,434

СОШ 3

средний

-2,372

СОШ 4

низкий

-11,356

СОШ 5

средний

8,427

СОШ 6

средний

0,376

СОШ 7

высокий

14,395

СОШ 8

низкий

-14,519

СОШ 9

высокий

16,877

СОШ 10

средний

-13,711

Перейдем к изучению взаимосвязи уровня правовой культуры школы и установки на отказ от употребления ПАВ. Для этого воспользуемся критерием ранговой корреляции Спирмена. Для автоматизации статистической обработки по критерию Спирмена использовался пакет статистических программ SPSS 23.0 (Statistical Package for the Social Sciences — статистический пакет для социальных наук, версия 23). Данные корреляционного анализа представлены нами в таблице 4.

Таблица 4

Результаты корреляционного анализа данных по критерию Спирмена показателей уровня правовой культуры (модифицированная анкета) иметодики ОТУ (П.В.Яньшина)

Результаты статистического анализа данных, представленных в рангах по критерию Спирмена

Установка на отказ употребления ПАВ

Уровень правовой культуры

Спирмен-коэффициент ранговой корреляции Rho

Установка на отказ употребления ПАВ

Коэффициент корреляции

1,000

,826**

Sig. (2-seitig)

,003

N

10

10

Уровень правовой культуры

Коэффициент корреляции

,826**

1,000

Sig. (2-seitig)

,003

N

10

10

**. Корреляция значима на уровне 0,01 (двусторонняя) между уровнем правовой культуры школы и установкой на употребление психоактивных веществ

Перейдем к интерпретации полученного результата.

Взаимосвязь между уровнем правовой культуры школы и объективной установкой на отказ от употребления ПАВ статистически значима на 1 % уровне и положительна. Полученная прямо пропорциональная зависимость говорит о том, что чем выше уровень правовой культуры школы, тем лучше сформирована объективная установка у учащихся школы на отказ от употребления ПАВ, и наоборот.

Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что формирование правовой культуры должно осуществляться в рамках психопрофилактического направления работы по ЗОЖ с учащимися, ориентированного на формирование осознанного негативного отношения к употреблению ПАВ, дистанцированного отношения к употреблению ПАВ нашла свое статистическое подтверждение.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, эмоциональная установка, правовая культура школы, правовая культура личности, уровень, установка, употребление ПАВ, Объективный Тест Установок, подростковый возраст, Самарская область.


Ключевые слова

правовая культура, психопрофилактика, эмоциональная установка

Похожие статьи

Система работы образовательной организации по профилактике употребления психоактивных веществ подростками

Статья посвящена опыту работы гимназии города Оренбурга по организации профилактики употребления психоактивных веществ подростками. Представлены направления реализации Программы профилактики употребления ПАВ среди подростков «Дети России за здоровый ...

Психолого-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ подростками в условиях общеобразовательного учреждения

В статье представлен материал, отражающий проблему психолого-педагогической профилактики употребления психоактивных веществ подростками в условиях общеобразовательного учреждения. С этой целью автором представлен анализ статистических данных по росту...

К вопросу о педагогической профилактике деструктивного поведения подростков в образовательных организациях

В статье проанализирована проблема деструктивного поведения подростков и представлены педагогические условия его профилактики.

Изучение проблемы профилактики употребления студентами СПО психоактивных веществ

В статье проанализирована проблема профилактики употребления подростками психоактивных веществ. Представлены результаты исследования. Подготовлены рекомендации для родителей, по профилактики употребления подростками психоактивных веществ.

Проблема первичной профилактики употребления психоактивных веществ среди учащихся средних общеобразовательных учебных учреждений

Статья посвящена проблеме первичной профилактики употребления психоактивных веществ, среди учащейся молодежи и роли средних общеобразовательных учебных учреждений в ее решении.

Специфика социальной работы с трудными подростками

В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...

Организация деятельности педагогического университета по подготовке студентов к профилактике наркомании

Данная статья посвящена вопросам совершенствования деятельности педагогического университета по подготовке будущих педагогов к превенции аддиктивного поведения.

Подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников

В статье рассмотрены и проанализированы различные подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников, а также методы и формы профилактической работы с учащимися в условиях образовательного процесса в школе

Правонарушения среди несовершеннолетних лиц как социальная проблема и способы борьбы с ними в Республике Бурятия

В статье рассматриваются проблема подростковой преступности, причины делинкветного поведения несовершеннолетних. Показана необходимость применений социальных технологий в рамках реализации целевых программ и акций, направленных на профилактику и борь...

Организация профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

В статье изложена проблема профилактического воздействия на причины и сущность агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрен субъективный подход к данной деятельности и опыт работы дошкольного образовательного учреждения.

Похожие статьи

Система работы образовательной организации по профилактике употребления психоактивных веществ подростками

Статья посвящена опыту работы гимназии города Оренбурга по организации профилактики употребления психоактивных веществ подростками. Представлены направления реализации Программы профилактики употребления ПАВ среди подростков «Дети России за здоровый ...

Психолого-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ подростками в условиях общеобразовательного учреждения

В статье представлен материал, отражающий проблему психолого-педагогической профилактики употребления психоактивных веществ подростками в условиях общеобразовательного учреждения. С этой целью автором представлен анализ статистических данных по росту...

К вопросу о педагогической профилактике деструктивного поведения подростков в образовательных организациях

В статье проанализирована проблема деструктивного поведения подростков и представлены педагогические условия его профилактики.

Изучение проблемы профилактики употребления студентами СПО психоактивных веществ

В статье проанализирована проблема профилактики употребления подростками психоактивных веществ. Представлены результаты исследования. Подготовлены рекомендации для родителей, по профилактики употребления подростками психоактивных веществ.

Проблема первичной профилактики употребления психоактивных веществ среди учащихся средних общеобразовательных учебных учреждений

Статья посвящена проблеме первичной профилактики употребления психоактивных веществ, среди учащейся молодежи и роли средних общеобразовательных учебных учреждений в ее решении.

Специфика социальной работы с трудными подростками

В данной статье рассматривается актуальность проблемы воспитания трудных подростков в обществе, характеризуются подходы к профилактической социальной работе с трудными подростками, аргументируется необходимость обеспечения совершенствования и развити...

Организация деятельности педагогического университета по подготовке студентов к профилактике наркомании

Данная статья посвящена вопросам совершенствования деятельности педагогического университета по подготовке будущих педагогов к превенции аддиктивного поведения.

Подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников

В статье рассмотрены и проанализированы различные подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников, а также методы и формы профилактической работы с учащимися в условиях образовательного процесса в школе

Правонарушения среди несовершеннолетних лиц как социальная проблема и способы борьбы с ними в Республике Бурятия

В статье рассматриваются проблема подростковой преступности, причины делинкветного поведения несовершеннолетних. Показана необходимость применений социальных технологий в рамках реализации целевых программ и акций, направленных на профилактику и борь...

Организация профилактики агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

В статье изложена проблема профилактического воздействия на причины и сущность агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрен субъективный подход к данной деятельности и опыт работы дошкольного образовательного учреждения.

Задать вопрос