Современный преподаватель высшего учебного заведения должен поставить перед собой следующие вопросы: «Как и чему учить будущего специалиста? Как научить студента самостоятельно исследовать вопрос и принимать разумные решения? Как в век информатизации научить выбирать самую необходимую информацию и научно обосновывать собственными умозаключениями? При помощи чего можно достичь социальной активности будущего специалиста?»
Современное общество, отличающееся от вчерашнего огромным потоком информации и быстрым развитием технологий во всех сферах, предъявляет к специалисту очень высокие требования. В первую очередь это умение разумного принятия решений и умения самостоятельно и грамотно преодолевать проблемы. А подобные качества будущего специалиста можно выработать путем качественного выполнения предметных и творческих самостоятельных заданий. А также общеизвестно, что успех учебно-воспитательного процесса немыслим без активности студентов. Активность — это понятие более широкое по сравнению с понятием самостоятельности. Активность в учебно-воспитательном процессе означает сознательное, волевое, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями и навыками.
Самостоятельная работа предполагает соединения самостоятельной мысли студентов с самостоятельным выполнением ими умственных или физических действий. Поэтому самостоятельная работа организуется как выполнение определенных заданий, над которыми студенты работают без непосредственного участия преподавателя
Социальная активность — это свойство личности вступать во взаимоотношения с человеком, группой, обществом. На различных этапах онтогенетического развития социальная активность имеет свои характерные особенности. Для студенческого возраста критерием оценки сформировавшейся социальной активности является наличие активной жизненной позиции — желания и внутренней готовности стать конкурентоспособным, специалистом. Эта позиция выражается в положительном отношении студента вуза к образовательной деятельности, в отношении к преподавателю и сокурсникам, в интересе и доброжелательности в совместной с ними деятельности.
Активность личности обуславливается характером социальной деятельности и социальной ролью, которую она выполняет. Суть социальной активности — в сознательном, инициативном действии, имеющем творческий характер. О социальной активности личности можно судить по реальным фактам ее поведения, по ее отношению к данной социальной общности, по характеру разделяемых личностью взглядов, ценностным ориентациям, интересам и мотивам. Источником социальной активности является взаимосвязь личного и социального. Социальная активность не является прирожденным и неизменным свойством человека, напротив, она возникает, формируется и развивается и поэтому важно учесть, те внутренние стимулы, которые побуждают человека к определенной активной деятельности.
Показателем развития социальной активности является вид деятельности, в которую включен студент, его отношение к предмету и к профессии. Учебно-воспитательная деятельность является одним из основных видов социальной деятельности студента. Развитие социальной активности в процессе обучения в вузе будет протекать успешно, если процесс профессионального воспитания рассматривать как целостную структуру, как динамическое единство двух взаимодействующих систем. Процесс обучения с присущими ему специфическими целями, задачами и действиями и личность студента с ее отношением к учебной деятельности, комплексом отношений и переработкой внешних и внутренних воздействий.
Отношение студентов к учению — та сфера деятельности, которая позволяет судить об их помыслах и чувствах, желаниях и умениях принять активное участие в гражданском обществе. По мере развития социальной активности личности, государственности и права, в обществе достигается феномен гражданского общества.
Основными показателями ответственного отношения являются:
‒ глубокая убежденность в необходимости ответственного отношения к учению как требованию, выдвигаемому к гражданскому обществу;
‒ настойчивое стремление к сознательному и глубокому усвоению знаний, умений и навыков. Готовность с научных позиций отстаивать свое мнение, самостоятельно пополнять знания, используя различные источники;
‒ проявление самостоятельности, организованности, инициативности, обязательности в выполнении своих учебных обязанностей; творческий подход к изучению материала и применению его в практической деятельности, активное участие в кружках, опытно- экспериментальных работах, конкурсах, выставках, олимпиадах и научно-практических конференциях;
‒ проявление нетерпимости к равнодушию в учебно-воспитательной деятельности, критическое отношение к нарушениям учебной дисциплины;
‒ формирование готовности к самообразованию, проявлению ответственности, активности в приобретении соответствующих знаний в процессе самостоятельной работы, жизненных ситуаций, практической деятельности.
Анализ самостоятельной творческой деятельности студентов на некоторых этапах обучения показал, что в результате самостоятельной работы у студентов развивается самостоятельно-творческое мышление, повышается интерес к науке и научным исследованиям, появляется социальная активность. Нельзя научить студента самостоятельно-творческой работе, если подготовка к семинарским и практическим занятиям ограничивается только изучением рекомендованной литературы или поиска материалов из Интернета. Главное — привлечь студентов к активной поисковой работе, путем постановки проблемных вопросов или ситуаций направить их на размышление обсуждаемых проблем, научить самостоятельно решать их.
Одним из факторов социально активной личности студента является сформированная потребность в постоянном профессиональном самосовершенствовании. Профессиональное самовоспитание — это активность личности, направленная на усвоение норм и правил профессии, на интериоризацию внешних общественных требований к личности будущего специалиста во внутренние регуляторы поведения личности.
Проблема формирования социально активной личности студента не может быть успешно решена без выявления психолого-педагогических механизмов в структуре профессионального воспитания. Под психолого-педагогической структурой мы понимаем внутреннее строение, связь, соотношение таких ее компонентов, как цель, мотивы, способы осуществления, особенности самостоятельно интеллектуальной, физической, эмоциональной и волевой сфер личности.
Профессиональное самовоспитание студента определяется объективным воздействием среды и системы учебно-воспитательной работы в вузе. Это неотъемлемая часть педагогического процесса высшей школы. Только субъектом и объектом его в данном случае оказывается личность самого студента.
Таким образом, одним из важнейших условий и факторов, от которых зависит успех учебно-воспитательной деятельности студентов является научно-практическая организация соответствующего уровня самостоятельной работы, которая выступает и как средство, и как условие формирования социально активного специалиста высокой квалификации.
Литература:
- Вяткин Л. Г., Ольнева А. Б., Турчин Г. Д. Уровни познавательной самостоятельности студентов педагогических вузов // Актуальные вопросы региональной педагогики: сб. науч. тр. Саратов, 2002. С. 35–38.
- Гарунов М. Г. Самостоятельная работа студентов. М., 1998.
- Жарова Л. В. Учить самостоятельности: кн. для учителя. М., 1993.