Рекомендации по совершенствованию информационно-методического обеспечения учета и анализа дебиторской задолженности на примере предприятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 29.12.2018

Статья просмотрена: 1397 раз

Библиографическое описание:

Малахова, Д. Е. Рекомендации по совершенствованию информационно-методического обеспечения учета и анализа дебиторской задолженности на примере предприятия / Д. Е. Малахова, Е. А. Кершис. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 137-141. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55223/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья раскрывает совершенствованию информационно-методического обеспечения учета и анализа дебиторской задолженности в организациях.

Ключевые слова: дебиторская задолженность, отсрочка платежа, платежная дисциплина, товарный кредит, факторинговая организация.

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности имеет большое значение для деятельности предприятий, функционирующих в условиях рынка, так как позволяет поддерживать требуемые уровни ликвидности и платежеспособности. Эффективное использование дебиторской и кредиторской задолженности необходимо как при формировании имиджа надежного заемщика, так и с точки зрения обеспечения стабильной текущей деятельности предприятия. Значимое влияние на финансовое состояние и устойчивость развития организации оказывают величина и структура ее дебиторской и кредиторской задолженности [1].

В ЗАО «Планета увлечений» на размер дебиторской задолженности оказывают влияние:

– объем продаж на условиях рассрочки платежа;

– договорные условия расчетов с дебиторами. Следует учитывать, что чем более льготный срок расчетов предоставляется дебиторам, тем больше остатки дебиторской задолженности. Одномоментно необходимо предусмотреть в договорах систему скидок в случае досрочной оплаты, предоставление коммерческого кредита, что может способствовать своевременному расчету и, следовательно, сокращению остатка дебиторской задолженности;

– платежная дисциплина покупателей и заказчиков. Чем больше требований к подбору покупателей и заказчиков с оценки их кредитоспособности, тем ниже будут остатки дебиторской задолженности;

– применение аналитического учета дебиторов, также эффективной системы внутреннего контроля за величиной, структурой и состоянием дебиторской задолженности, позволяют оперативно выявлять злостных неплательщиков;

– своевременность и качество осуществляемого анализа дебиторской задолженности и эффективность использования его результатов. Именно регулярная профессиональная аналитическая работа на предприятии способствует формированию информации о размере, структуре, динамике дебиторской задолженности, наличии и величине просроченной и безнадежной задолженности, а также конкретных дебиторах, задержка платежей которыми создает проблемы с текущей финансовой устойчивостью, ликвидностью и платежеспособностью организации;

– установление в договоре меры ответственности дебиторов за нарушение порядка расчетов. При этом, чем выше уровень этой ответственности, тем меньше остатки дебиторской задолженности [2].

В результате проведенного анализа расчетов с дебиторами ЗАО «Планета увлечений» были обозначены проблемы увеличения удельного веса дебиторской задолженности за товары (работы, услуги), увеличения просроченной дебиторской задолженности, которая приводит к оттоку денежных средств, а также к уменьшению показателей платежеспособности и ликвидности.

По результатам проведенного анализа обобщим проблемы управления расчетами с покупателями и заказчиками ЗАО «Планета увлечений» и определим направления их решения (таблица 1).

Таблица 1

Проблемы управления расчетами сдебиторами ЗАО «Планета увлечений» инаправления их решения

Проблемы управления расчетами спокупателями изаказчиками

Пути решения проблемы

Длительный срок получения денег от покупателей за отгруженные товары

Работа по взысканию задолженности Предоставление скидок покупателям при досрочной оплате

Замедление оборачиваемости дебиторской задолженности

Усиление контроля за состоянием расчетов с покупателями по отсроченной задолженности

Наличие дебиторской задолженности, нереальной для взыскания

Применение механизма факторинга

Большой объем просроченной дебиторской задолженности

Создание резерва по сомнительным долгам

Существенное превышение кредиторской задолженности над дебиторской

Взыскание просроченной дебиторской задолженности и погашение за счет полученных средств кредиторской задолженности

Таким образом, ЗАО «Планета увлечений» необходимо управлять расчетами с покупателями и заказчиками с помощью следующих мер:

– тщательно отслеживать возврат дебиторской задолженности;

– контролировать состояние расчетов с покупателями по отсроченной задолженности;

– оценивать состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее «возрастным» группам, т. е. так называемый реестр старения дебиторской задолженности;

– следить за соотношением кредиторской и дебиторской задолженности;

– предоставлять скидки при досрочной оплате.

В связи с вышеизложенным, целесообразно разработать следующие направления оптимизации расчетов с покупателями и заказчиками:

– установление наиболее благоприятного периода расчетов с покупателями и заказчиками;

– сбор и анализ информации о кредитоспособности покупателей и заказчиков;

– установление формы договора, предусматривающего возможность расчета с партнером в форме предоплаты;

– определение предельной суммы сделки с целью максимизации дохода;

– четкая организация взаимоотношений подразделений; на предприятии нет практики проведения внутреннего ежемесячного аудита бухгалтерского учета — достоверности и своевременности отражения хозяйственных операций. Рекомендовано определить приказом круг ответственных лиц для проведения внутреннего аудита;

– инвентаризация расчетов и обязательств. Необходимо производить обязательную сверку расчетов с покупателями и заказчиками 1 раз в квартал. В настоящее время данная сверка производится не со всеми дебиторами. После проведенной инвентаризации необходимо сформировать резервы по сомнительным долгам согласно соответствующего положения об учетной политики (что не практикуется в настоящее время на предприятии);

– истребование дебиторской задолженности;

– особое внимание уделить отражению сумм НДС с полученных авансов от покупателей и заказчиков — своевременно отражать их в учете — в день их поступления.

В качестве одного из направлений оптимизации расчетов с покупателями и заказчиками рекомендовано: разработать алгоритм-методику проведения внутреннего аудита дебиторской задолженности в практической деятельности службы внутреннего контроля посредством использования критериальной оценки дебиторов. Последние рекомендуем группировать по отдельным признакам, приведенным в таблице 2.

Таблица 2

Критерии оценки дебиторов ЗАО «Планета увлечений» для оптимизации расчетов спокупателями изаказчиками

Признак оценки

Критерий оценки

Баллы

1. Тип дебитора

Физическое лицо

5

Юридическое лицо

10

2. Срок работы с клиентом

Меньше 1 года

1

От 1 до 3 лет

3

От 3 до 5 лет

5

От 5 до 7 лет

7

Более 7 лет

10

3. Способ заказа

По телефону

3

Через Интернет

5

С доставкой курьером

7

При личной встрече

10

4. Соблюдение условий заключенных договоров

Наличие существенных нарушений

0

Наличие частичных нарушений

5

Отсутствие нарушений

10

5. Соблюдение платежной дисциплины

Постоянные нарушения платежной дисциплины

0

Частичные нарушения (время от времени)

5

Отсутствие нарушений

10

6. Удельный вес расчетов с конкретным контрагентом в общем объеме расчетов с отсрочкой платежа

Величина коэффициентов от общего объема расчетов:

1–5 %

3

6–10 %

5

11–20 %

7

более 20 %

10

7. Тип договорных отношений

Договор комиссии (консигнации)

3

Договор поручения

5

Прямой договор с отсрочкой платежа

7

Прямой договор в форме товарного кредита

10

В качестве практического применения данного алгоритма для определения типа дебиторской задолженности у организации, рассмотрим покупателя ООО «ЛНК». Данные оценки сведем в таблицу 3.

Таблица 3

Оценка дебитора ООО «ЛНК»

Признак оценки

Критерий оценки

Баллы

1. Тип дебитора

Юридическое лицо

10

2. Срок работы с клиентом

От 3 до 5 лет

5

3. Способ заказа

При личной встрече

10

4. Соблюдение условий заключенных договоров

Наличие существенных нарушений

0

5. Соблюдение платежной дисциплины

Постоянные нарушения платежной дисциплины

0

6. Удельный вес расчетов в общем объеме расчетов с отсрочкой платежа

Величина коэффициентов от общего объема расчетов:

6–10 %

5

7. Тип договорных отношений

Прямой договор с отсрочкой платежа

7

Произведенная оценка дебитора ООО «ЛНК», дала общий результат в 37 баллов. Среднее значение балла, скорректированное на коэффициент значимости, составило 5,3. Данное значение попадает в диапазон значений от 3,34 до 6,66. Данному диапазону соответствует классификационная группа (признак) дебитора — «В группе риска» с уровнем риска — средний.

Соответственно, делаем вывод, что к дебитору ООО «ЛНК» целесообразно применить умеренный тип кредитной политики, который предусматривает сохранение среднего уровня прибыли и оптимальный срок предоставления товарного кредита (отсрочки платежа). Для данного дебитора внутренние аудиторы должны предусмотреть в договоре дополнительные условия в части начисления пени за просрочку погашения товарного кредита и минимальные проценты по нему.

Таким образом, на основании представленной классификационной группы внутренний аудитор должен разработать проект решений о возможности взыскания дебиторской задолженности или предоставления товарного кредита.

Используя предложенную методику, внутренний аудитор имеет возможность сформировать соответствующий проект решений высшему руководству ЗАО «Планета увлечений» относительно применения для отдельно взятой группы дебиторов типа кредитной политики.

Внутренним аудиторам рекомендовано обратить внимание на классификацию дебиторов в условиях применения рейтинговой оценки, при которой всех покупателей (заказчиков) рекомендуется разбить на три основные группы: «надежные клиенты», «дебиторы в группе риска» и «сомнительные дебиторы».

Также предприятию необходимо наладить претензионную работу по дебиторской задолженности.

В случае если срок оплаты дебиторской задолженности уже истек, то должна начинаться процедура претензионной работы, которая состоит из следующих этапов. До начала этой работы, менеджер должен убедиться в том, что причиной нарушения условий оплаты не являются действия самой организации, в частности:

– клиент полностью осведомлен об имеющейся у него задолженности;

– менеджер оформил все документы правильно и отправил их в срок.

В ЗАО «Планета увлечений» предлагаем внедрить форму управленческой отчетности по работе с дебиторской задолженностью «Реестр старения счетов дебиторов», представленной в таблице 4.

Таблица 4

Рекомендуемая форма реестра «старения» дебиторской задолженности

Дебитор

0–15 дней

16–30 дней

31–45 дней

46–60 дней

61–180 дней

Всего

Доля,%

Фирма А

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Фирма Б

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Фирма С

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Прочие дебиторы

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

С целью предотвращения образования безнадежной дебиторской задолженности предлагаем внедрить в ЗАО «Планета увлечений» форму управленческой отчетности по прогнозированию безнадежной дебиторской задолженности, представленную в таблице 5.

Таблица 5

Рекомендуемая форма для прогнозирования безнадежной дебиторской задолженности

Срок задолженности, дн.

Сумма дебиторской задолженности, тыс. руб.

Вероятность безнадежного долга

Сумма безнадежного долга, тыс. руб.

Фактическая величина задолженности, тыс. руб.

0–60

Х

Х

Х

Х

60–120

Х

Х

Х

Х

120–180

Х

Х

Х

Х

180–360

Х

Х

Х

Х

360–720

Х

Х

Х

Х

Свыше 720

Х

Х

Х

Х

Итого

Х

Х

Х

Х

Дополнительно можно рекомендовать ЗАО «Планета увлечений» внедрить мероприятие по повышению эффективности использования дебиторской задолженности — это заключение договора с факторинговой организацией. Суть данного мероприятия состоит в финансировании дебиторской задолженности. В современных условиях факторинг является одним из наиболее актуальных способов финансирования дебиторской задолженности.

Факторинг представляет собой продажу дебиторской задолженности специализированному финансовому институту, факторинговой компании, обычно без права обратного требования.

Так, поставщик освобождается от кредитного риска, связанного с возможной неуплатой долга.

Факторинг — это финансовая комиссионная операция, посредством которой клиент переуступает дебиторскую задолженность факторинговой организации для быстрого получения большей части платежа, гарантии полного погашения задолженности и сокращения расходов по ведению счетов расчетов [3].

Для совершенствования управления дебиторской задолженностью ЗАО «Планета увлечений» предлагается заключить договор с факторинговой организацией. В данном случае факторинговая организация возвращает долги до наступления срока их оплаты должником. В результате клиент фактор — фирмы получает возможность быстрее возвратить долги, за что он выплачивает фактор — фирме определенный процент от авансируемой суммы подлежащего возврату долга, называемый факторинговой комиссией.

Факторинговая комиссия состоит из 2-х частей: процент на выплаченное финансирование и фиксированные выплаты, связанные с обработкой информации фактор — фирмой. Процентные платежи равны произведению выдаваемого финансирования под дебиторскую задолженность предприятия на величину процентной ставки, которая обычно соответствует ставке процента по кредитам. Фиксированные выплаты, как правило, составляют в России до 6 %.

Вышеизложенное будет способствовать совершенствованию организации расчетов, снижению дебиторской задолженности и укреплению финансового состояния ЗАО «Планета увлечений».

Литература:

  1. Ефимов О. В. Финансовый анализ: учебное пособие / О. В. Ефимов. — 4-е изд. — М.: Бухгалтерский учет, 2015, — 147 с.
  2. Круглов М. В. Методика оценки стоимости дебиторской задолженности — Вопросы оценки. 2014, № 4.
  3. Покаместов И., Леднев М. Факторинг. Учебное пособие. — Инфра-М — 2013–250с.
Основные термины (генерируются автоматически): дебиторская задолженность, отсрочка платежа, кредиторская задолженность, платежная дисциплина, товарный кредит, факторинговая организация, общий объем расчетов, покупатель, безнадежная дебиторская задолженность, досрочная оплата.


Ключевые слова

дебиторская задолженность, отсрочка платежа, платежная дисциплина, товарный кредит, факторинговая организация

Похожие статьи

Методика анализа дебиторской задолженности в системе управления предприятием

Исследованы аспекты методики анализа дебиторской задолженности предприятия. Обобщена системы показателей для «качественного» анализа дебиторской задолженности предприятия.

Организация бухгалтерского учета расчетов с дебиторами

В статье рассмотрена система организации бухгалтерского учета расчетов с дебиторами на основе согласованности и взаимодействия методических основ организации бухгалтерского учета дебиторской задолженности и организационных процедур осуществления расч...

Классификация дебиторской задолженности и ее усовершенствование для целей бухгалтерского учета

Рассмотрена экономическая сущность дебиторской задолженности и ее возникновение в современных условиях хозяйствования. Приведена ее классификация по различным признакам.

Бухгалтерская экспертиза текущих расчетов с контрагентами

Целью данной статьи является описание сущности и методов проведения бухгалтерской экспертизы текущих расчетов с контрагентами. В качестве методов исследования используются: метод анализа, синтеза, описания, сравнительный анализ. Актуальность данной т...

Недостатки в учете дебиторской задолженности и направления их устранения

В статье рассмотрены распространенные недостатки учета дебиторской задолженности в организациях и предложены направления их совершенствования.

Дебиторская и кредиторская задолженность: учет и направления оптимизации

В данной статье раскрыта сущность дебиторской и кредиторской задолженности. Предложены пути оптимизации и совершенствования организации учета.

Проблемы и перспективы развития учета финансовых результатов

В статье авторы определяют существующие недостатки учета финансовых результатов, которые влияют на качество формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности. Предлагаются мероприятия по совершенствованию методологии учета, порядка формирования отче...

Особенности формирования кредитной политики на примере АО «Пермский мукомольный завод»

В статье анализируются особенности формирования кредитной политики на предприятиях мукомольной промышленности, рассматривается проблема управления дебиторской задолженности и рекомендации по ее эффективному управлению.

Использование факторинга для сокращения дебиторской задолженности на примере ООО «Мясокомбинат «Кунгурский»

В статье рассмотрены теоретические аспекты дебиторской задолженности, причины ее возникновения и возможности ее ликвидации за счет факторинга. Представлены преимущества факторинга и последствия его внедрения.

Управление дебиторской задолженностью предприятия

В работе отражены теоретические и методические аспекты управления дебиторской задолженностью организации с целью повышения эффективности её функционирования.

Похожие статьи

Методика анализа дебиторской задолженности в системе управления предприятием

Исследованы аспекты методики анализа дебиторской задолженности предприятия. Обобщена системы показателей для «качественного» анализа дебиторской задолженности предприятия.

Организация бухгалтерского учета расчетов с дебиторами

В статье рассмотрена система организации бухгалтерского учета расчетов с дебиторами на основе согласованности и взаимодействия методических основ организации бухгалтерского учета дебиторской задолженности и организационных процедур осуществления расч...

Классификация дебиторской задолженности и ее усовершенствование для целей бухгалтерского учета

Рассмотрена экономическая сущность дебиторской задолженности и ее возникновение в современных условиях хозяйствования. Приведена ее классификация по различным признакам.

Бухгалтерская экспертиза текущих расчетов с контрагентами

Целью данной статьи является описание сущности и методов проведения бухгалтерской экспертизы текущих расчетов с контрагентами. В качестве методов исследования используются: метод анализа, синтеза, описания, сравнительный анализ. Актуальность данной т...

Недостатки в учете дебиторской задолженности и направления их устранения

В статье рассмотрены распространенные недостатки учета дебиторской задолженности в организациях и предложены направления их совершенствования.

Дебиторская и кредиторская задолженность: учет и направления оптимизации

В данной статье раскрыта сущность дебиторской и кредиторской задолженности. Предложены пути оптимизации и совершенствования организации учета.

Проблемы и перспективы развития учета финансовых результатов

В статье авторы определяют существующие недостатки учета финансовых результатов, которые влияют на качество формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности. Предлагаются мероприятия по совершенствованию методологии учета, порядка формирования отче...

Особенности формирования кредитной политики на примере АО «Пермский мукомольный завод»

В статье анализируются особенности формирования кредитной политики на предприятиях мукомольной промышленности, рассматривается проблема управления дебиторской задолженности и рекомендации по ее эффективному управлению.

Использование факторинга для сокращения дебиторской задолженности на примере ООО «Мясокомбинат «Кунгурский»

В статье рассмотрены теоретические аспекты дебиторской задолженности, причины ее возникновения и возможности ее ликвидации за счет факторинга. Представлены преимущества факторинга и последствия его внедрения.

Управление дебиторской задолженностью предприятия

В работе отражены теоретические и методические аспекты управления дебиторской задолженностью организации с целью повышения эффективности её функционирования.

Задать вопрос