Инклюзивное образование как ресоциализация детей-инвалидов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Постникова, Е. К. Инклюзивное образование как ресоциализация детей-инвалидов / Е. К. Постникова, Н. П. Волобуева, Л. М. Анпилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55231/ (дата обращения: 17.10.2024).



Все мы являемся гражданами своей страны и обязаны исполнять долг по защите своих индивидуальных интересов, и интересов страны в целом.

Закон «Об образовании в РФ» гарантирует равнозначные условия для получения доступного качественного образования всем детям, в том числе и тем, кто имеет ограниченные возможности здоровья.

Согласно статистическим данным Национального Фонда Развития Здравоохранения, несмотря на прилагаемые усилия, на использование передовых достижений в области медицины, на внедрение инновационного медицинского оборудования, количество детей с ограниченными возможностями стабильно растет.

Поэтому основные направления социальной политики государства направлены на решение проблем их обучения в школе.

Это означает, что все образовательные учреждения РФ по желанию родителей и направлению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) не имеют права не принять учеников с особыми образовательными потребностями. Руководство школ обязано обеспечить для такой категории детей специальные условия для получения образования (разработать индивидуальный адаптированный вариант образовательной программы для детей с ОВЗ).

Для обозначения совместного обучения в законе употребляется термин «инклюзивное образование», который все активнее входит в нашу повседневную жизнь.

Первостепенная цель сегодняшнего инклюзивного обучения — повысить заинтересованность социума к ресоциализации детей-инвалидов.

Базовые аспекты социальной политики в отношении «инклюзивного образования» основываются на современных научных подходах, имеющих материально-технические средства, общенациональные и общественные программы, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов, детально разработанный юридический механизм и так далее.

Общепринятая позиция, что это особая категория детей, отличающаяся наличием физических и психических отклонений, способствующих формированию нарушений общего развития.

Но попробуем разобраться в данном вопросе более подробно. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием.

Грамотный профессиональный подход при планировании и организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, включающего в том числе разработку индивидуального маршрута по адаптации к школе, позволяет детям-инвалидам с незначительными ОВЗ овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими сверстниками.

В образовательном пространстве создаются группы психолого-педагогического сопровождения. Сущность работы данной группы в изучении особенностей развития детей с ОВЗ, разработке индивидуальных образовательных модулей, планировании формы психолого-педагогического сопровождения. В целях постоянной корректировки приемов и методов обучения и воспитания, эти данные отражаются в индивидуальной карте психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.

Группа сопровождения инициирует создание адаптированного варианта образовательной программы для детей с ОВЗ, регулярно проводит коррекционно-развивающие занятия, нацеленные на тренировку памяти, развитие мотивации, познавательной деятельности, мышления, познание их личностных характеристик.

Одна из первостепенных форм работы — это совместная деятельность общественных образовательных организаций и семьи ребенка-инвалида.

Основное направление экспериментальной деятельности по организации работы с семьёй детей с ОВЗ строится на основе взаимодействия государственных и общественных институтов по развитию общественной активности обучающихся образовательных учреждений в решении вопросов социальной значимости.

Приоритетной задачей является организационная помощь родителям (их представителям) в процессе освоения детьми с ОВЗ практическими знаниями, навыками и умениями, необходимыми для социализации детей данной категории (психолого-педагогическое сопровождение; проводить консультирование родителей; обучить семью доступным им приемам и методам оказания помощи; организовать обратную связь родителей с образовательным учреждением и др.).

На базе нашего образовательного учреждения членами детской организации («Каравелла») оказывается помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, включая детей-инвалидов. Классным руководителям особенно в младших классах часто требуется помощь в адаптации детей к школьной жизни, в усвоении учебного материала, в организации игр на перемене и в подготовке к праздникам. Такую работу ведут старшеклассники.

Следует заметить, что несмотря на положительный опыт обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательном учреждении, далеко не все так просто.

Существуют проблемы и трудности инклюзивного образования, которые сводятся не только к претензиям многих родителей не желающих, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с «особенным» ребенком; к коллективам детей не всегда принимающих ребенка с ОВЗ за «своего»; но и к педагогам, не всегда способным в полной мере освоить идеологию инклюзивного образования, способы и методы обучения детей-инвалидов. При всём при этом, естественно, следует учитывать, что не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.

Но в целом, необходимо отметить, что инклюзивное образование в России только начинает активно развиваться.

Литература:

  1. Зубкова Т. С., Тимошина Н. В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. — М.: Академия, 2003.
  2. Кобякова Т. Г., Смердов О. А. Методический семинар-тренинг «Теория и практика волонтёрского движения».
  3. Козлов А. А., Иванова Т. Б. Практикум социального работника. — М.,2001.
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, образовательное учреждение, психолого-педагогическое сопровождение, ребенок, образовательная программа.


Задать вопрос