В настоящей статье рассматриваются особенности функционирования личности в рабочей среде через призму фольклорных персонажей, образы которых могут проявляться на фоне внутриличностных конфликтов и сценариев жизни.
Ключевые слова: внутриличностный конфликт, рабочая среда, сказочные персонажи
Изначально стоит отметить, что само по себе переживание человеком внутреннего конфликта является достаточно разнообразным. Например, есть тип людей, которые каждую ситуацию «пропускают» через себя, переживают любое явление в своей жизни экспрессивно, эмоционально. Люди, способные мыслить более позитивно, внутренний конфликт переживают легко — на любые каверзные вопросы по поводу негативной ситуации «отшучиваются», воспринимают ситуацию с юмором [1].
Следовательно, можно говорить о том, что многое зависит от самого человека и как он способен принять ситуацию. Таким образом, понятие «внутриличностный конфликт» может быть интерпретировано по-разному.
В этом контексте можно выделить несколько типов внутреннего конфликта:
- Нравственный конфликт. Этот конфликт в различных учениях рассматривают как конфликт, возникающий между личными привязанностями и моральными принципами. Иногда его рассматривают как конфликт между сомнением и необходимости следовать ему [3].
- Мотивационный конфликт. В этом случае в личности борются два желания — обладать чем-то и обезопасить себя от проблемных ситуаций.
- Конфликт нереализованного желания. Этот конфликт иногда трактуют как «хочу быть таким, как и они», но чаще всего интерпретирую как конфликт между истинными желаниями и действительностью.
- Адаптационный конфликт. Данный тип конфликта стоит понимать в прямом смысле — конфликт между субъектом и окружающей средой.
- Ролевой конфликт. Как правило, этот тип конфликта выражается в переживаниях, которые связаны с невозможностью, реализовать несколько ролей.
Все вышеперечисленные внутриличностные конфликты актуальны в современной жизни, особенно, если мы говорим про отношения в рабочем коллективе. В этой же среде достаточно «ярко» раскрываются основные сценарии жизни, которые рассматриваются через призму мифологии и фольклористики.
В этом контексте важно выделить те виды конфликтов, которые возникают в офисной среде, чаще всего. Например, вертикальный тип конфликтов. Такие конфликты возникают на фоне непонимания сотрудников их же задач. Если в офисе нет четкой должностной инструкции, где прописано, кто и что должен делать, то в таком случае при постановке задач могут возникнут проблемы по типу «Почему должен писать текст PR-менеджер, а не копирайтер?» [3].
Также могут возникнуть конфликты в офисной среде на фоне нововведений. Сотрудники достаточно тяжело воспринимают изменения в графике или если к их задачам руководство прибавляет еще ряд новых, при этом время на работу остается тоже.
Следовательно, офисные сотрудники в период адаптации к новым условиям работы могут находиться в стрессовом состоянии и на этом фоне могут быть спровоцированы новые конфликты.
Следующая ситуация — «панибратство» на рабочем месте. Братья, сестры, муж и жена, которые близки к руководству, являются «источниками» конфликтов, поскольку обычные офисные сотрудники чувствуют неравенство.
В рамках всех этих конфликтов нередко проявляются отчетливые сценарии жизни, которые могут быть «подкреплены» внутриличностными конфликтами. Далее мы приведем примеры таких ситуаций через призму фольклористики.
Сценарий «Всегда» [2]. В сказке «Золушка» главная героиня была уверена, что она будет, служит своим ненавистным сестрам и мачехе «целую вечность». Люди, у которых проявляется этот сценарный паттерн уверены, что все, что происходит «здесь и сейчас» будет изо дня в день повторяться. Отметим, что на фоне такого сценария, когда человек чувствует себя «офисным рабом» появляется чувство стагнации, неудовлетворённости жизнью и внутренний конфликт «нереализованного желания».
Таким желанием могла быть богатая и роскошная жизнь, продвижение по карьерной лестнице и тому подобное.
На фоне проявление такого сценария и внутреннего конфликта могут возникать конфликты с руководством, когда работник будет «отстаивать» свои права, пересматривать список обязанностей и заработную плату, чтобы выйти из этого состояния. Также может быть и другой вариант — конфликт с коллегами, когда их позитивное эмоциональное состояние будет превалировать над чувством стагнации по типу — «у меня все плохо, а они радуются/веселятся».
Сценарий «Без чувств». Прототипом этого сценария из фольклористики может стать образ «Снежной Королевы». Она не чувствовала ничего к другим, «автоматизировано» руководила своим королевством и учила этому других — чтобы чувства не брали вверх или их нужно было в принципе исключить из своей жизни.
Благодаря такому сценарию человек не может выстроить адекватные границы во взаимоотношениях, он уходит в рационализм, считает себя «умнее всех». Чаще всего, на фоне такого сценария возникает адаптационный конфликт, причем он связан как с внутренними переживаниями, так и с внешними обстоятельствами.
Первый случай, когда работник первый раз приходит на новое рабочее место — ему тяжело вырваться в лидеры, показать, что он способен на большее и знает все, способен этому научить других. Второй случай может возникнуть, когда такой человек уже прошел адаптационный период, а в коллектив приходит такая же личность, которая пытается преуспеть и «перебить» успех первого.
На фоне описанных ситуации могут возникнуть конфликты, которые в большинстве случаев достаточно трудно разрешить и одному из сотрудников приходиться искать новое рабочее место.
Не редко такие ситуации случаются и среди руководящего звена, когда руководитель не слушает никого, считает свои решения правильными: его поступки выверены, без эмоциональны [3].
Сценарий «После». Эта установка предполагает то, что за все хорошее, как правило, нужно платить. В этом контексте стоит вспомнить сказку «Золотая рыбка», когда Старик сначала получил «все», а после того, как «остался у разбитого корыта» даже и не пытался что-то исправить. У таких людей после крупной неудачи в карьере возникает ощущение «неизбежного», они не могут радоваться моментам, находится в состоянии абсолютного счастья, ожидая, что скоро придет время «расплаты».
На этом фоне они начинают завидовать свои коллегам, что они радуются, более успешны, получают постоянно положительные эмоции и тому подобное. Внутренний конфликт, в такой ситуации, играет не последнюю роль — он может быть как нравственным, так и ролевым, когда в человеке борется «две личности», тот, кто чувствует положительные эмоции и тот, кто боится, что это состояние продлится недолго и на его смену придет негативная ситуация.
Поводя общий итог, можно сказать, что все конфликты, которые возникают в офисной среде, построены на внутренних конфликтах самих индивидов. У каждого человека есть те «непроработанные» ситуации, негативные эмоции, которые в любой момент могут проявиться в тех спорных случаях, которые способствуют зарождению конфликтов.
Для того чтобы устранить вышеописанные конфликты необходимо регулярно проходить коллективные тренинги, общаться с психологами и уметь находить компромиссы, которые чаще всего, наилучшим образом разрешают конфликтные ситуации без привлечения специалистов.
Литература:
- Внутриличностные конфликты [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.psychologos.ru/articles/view/vnutrilichnostnye-konflikty
- Типы жизненных сценариев [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://psy-day.ru/2016/11/6-tipov-zhiznennyx-scenariev/
- Шевчук Д. Конфликты: как ими управлять? / Д. Шевчук — М.: Литрес, 2017–598 с.
- Шейнов В. Управление конфликтами / В.Шейнов — Спб.: Питер, 2014–576 с.