Анализ процедуры предоставления земельных участков под строительство объектов с особым режимом использования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (238) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 29.12.2018

Статья просмотрена: 61 раз

Библиографическое описание:

Захаров, Р. Р. Анализ процедуры предоставления земельных участков под строительство объектов с особым режимом использования / Р. Р. Захаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 52 (238). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/archive/238/55238/ (дата обращения: 20.12.2024).



Строительство объектов с зонами особого режима использования, а именно с санитарно-защитными зонами, сопряжено с рядом на сегодняшний день не решенных вопросов, ввиду большого количества действующих и вновь открывающихся опасных для экологии предприятий, этому вопросу следует уделить больше внимания, в статье проанализирована современная эколого-правовая база, и рассмотрены осуществляемые на данный момент мероприятия, направленные на улучшение существующего положения в данной сфере. Но несмотря на существующие подходы проблема совершенствования эколого-правовой базы для предоставления земельных участков под строительство объектов с территориями особого режима использования остается актуальной.

Ключевые слова: санитарно-защитная зона, экология, особый режим использования, предоставление, опасное производство.

Согласно данным Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2017 г., по состоянию на 1 января 2017 г. площадь земель, отнесенных к категории земель городских поселений, составляет 8,4 млн. га. Большинство из таких земельных участков, расположенных на территории городских округов, сегодня находится в государственной или муниципальной собственности, поэтому процедуре застройки объекта с особым режимом использования предшествует предоставление (отвод) этих земельных участков под строительство [1].

Но, в существующем законодательстве недостаточно внимания уделено установлению санитарно-защитной зоны, а точнее ее выносу на местность, все руководства по этому поводу имеют рекомендательный характер.

Существующий законопроект «Наилучшие доступные технологии» НДТ заработает только в этом году, и на его реализацию планируется отвести 14 лет. Поэтому существует проблема эколого-правового обеспечения предоставления под строительство земельных участков из земель государственной и муниципальной собственности для объектов с территориями особого режима использования, и актуальность этой темы не вызывает сомнений.

Ныне действующие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200–09 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», устанавливают требования к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от санитарной классификации предприятий сооружений и иных объектов, требования к их организации и благоустройству, основания к пересмотру размеров СЗЗ [5]. «Предприятие» выступает в качестве объекта хозяйственной деятельности, производящего продукцию или услуги, за определенное время. Исходя из этого, размер ширины СЗЗ и их класс могут устанавливаться в зависимости от мощности и других критериев, в том числе от объема и состава выбросов.

В соответствии с Федеральным законом № 116 Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, земельные участки, а также иные объекты, указанные в Приложении 1 к ФЗ № 116.

Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них, в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к ФЗ № 116, подразделяются на четыре класса опасности, которые указаны в таблице 1 [2].

Таблица 1

Классы опасности предприятий

Класс опасности

Наименование объектов

I

Опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности

II

Опасные производственные объекты высокой опасности

III

Опасные производственные объекты средней опасности

IV

Опасные производственные объекты низкой опасности

Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре [2].

Весьма часто «производство» и «предприятие» фигурирует как процесс или определенный характер (вид, тип) деятельности. Однако использование этого устаревшего критерия ограничивает санитарную классификацию предприятий и производств, так как по их характеру можно определить только одно значение класса и соответствующую ему ширину СЗЗ [3].

Санитарно-защитная зона — территория, ширина которой, измеряемая от источников химического, биологического и физического загрязнения окружающей среды до её границы в заданном направлении, обеспечивает уменьшение указанного загрязнения до значений гигиенических нормативов или величин приемлемого риска для здоровья населения. Класс предприятия и производства — количественная характеристика опасности предприятия или производства, имеющая порядковое числовое значение и соответствующую ему ширину санитарно-защитной зоны: первый класс — ширина 1000 м; второй класс — 500 м; третий — 300 м; четвертый — 100 м; пятый — 50 м [5].

Проблемой является обозначение (вынос) зон с особыми условиями использования территории, так как, в проектной документации они есть, а в натуре нет, то есть несвоевременно выносятся, устанавливаются информационные знаки. Население не информируется в связи с чем пользуется территориями непригодными для хозяйственной деятельности. На многих заводах, выбрасывающих вредные вещества в атмосферу, не установлены автоматизированные системы контроля экологической обстановки, что подвергает сомнению уже установленные размеры СЗЗ [3].

Многие заводы расширяются — увеличивают объем производства что влечет за собой незамедлительное изменение экологической обстановки это предполагает принятие мер по улучшению экологической обстановки таких как пересмотр существующих размеров СЗЗ. Из-за расширения производства известны случаи, когда химикаты, выбрасываемые рядом расположенными заводами, соединяются в атмосфере и синтезируют новые не известные современной химии вещества. Система наблюдения за промышленным загрязнением в РФ не дает объективной картины. Станций наблюдения за выбросами не хватает, методика их расчета — сильно устарела за последние 15 лет.

В то же время лоббисты опасных предприятий делают все, чтобы ситуация не изменилась. Принятый в 2017 году закон о «Наилучших доступных технологиях» заработает после 2018 года. Но и в его эффективности экологи сомневаются. Под наилучшими понимаются наиболее эффективные технологии производства, для достижения высокого уровня защиты окружающей среды [3].

Законом определено поэтапное повышение штрафов за негативное воздействие на окружающую среду; введение системы комплексных экологических лицензий, выдаваемых при наличии программ повышения экологической эффективности; введение института государственной экологической экспертизы в отношении крупных инфраструктурных проектов. В Министерстве природы обещают, что закон о НДТ поспособствует усилению надзора за опасными предприятиями и при этом сократит избыточное правовое регулирование в данной сфере [3].

Закон предполагает оборудование источников выбросов автоматическими средствами определения объемов выбросов и концентрации загрязняющих веществ, и средствами передачи информации в единую систему «ГосЭкоМониторинга». На модернизацию производства закон отводит 14 лет.

Внедрение этого проекта в некоторых регионах уже началось. Например, в Москве к апрелю 2015 года (более актуальной информации нет) датчики были установлены на 57 предприятиях: 11 ТЭЦ, 42 районных тепловых станциях, трех мусоросжигательных заводах и одной табачной фабрике. В других регионах предприятия пока отказываются ставить датчики на свои трубы в добровольном порядке.

Данные мониторинга, не говоря об обязательном его введении на производствах, а также наличие информационных знаков должны контролироваться проверками со стороны государства для этого следует привлечь «Управление по промышленной и экологической безопасности» которое предлагает свое сотрудничество в сфере охраны окружающей среды.

Управление обладает высоко квалифицированными специалистами, необходимыми программными, и техническими средствами для проведения работ (услуг) для промышленных производств, предприятий — природопользователей, субъектов предпринимательства и территорий.

Данная организация будет выявлять факты, свидетельствующие о том, что загрязнения превышают допустимую концентрацию и если нет возможности расширить санитарно-защитную зону, законодательно обязать собственника минимизировать выбросы путем установления дополнительной очистки или замены существующих систем фильтрации на более актуальные.

Соблюдение сроков и качества переоснащения будет контролироваться путем повышения штрафов вплоть до лишения лицензии и ликвидации производства, при невыполнении таких обязательств.

Таким образом, вместо установления минимальных размеров ширины СЗЗ следует использовать принцип из оптимальной минимизации, когда внедрение современных технологий и методов очистки выбросов становятся требованием, а не рекомендацией.

При оптимальной минимизации ширины СЗЗ в условиях рыночной экономики предприятия и производства любой формы собственности становятся заинтересованными во внедрении технологий, сокращающих объемы выбросов [1].

В заключение можно сказать что предприятия, способные вредить окружающей среде, должны быть прозрачны и подотчетны в плане технологии производства и количества выбросов, что возможно сделать достоверно и точно лишь сняв эту обязанность с самих предприятий и передав ее в более компетентные органы, например, охраны и мониторинга окружающей среды. Так же можно обозначить предложение по исправлению действующего, на мой взгляд недоработанного механизма по предоставлению земельных участков, под строительство объектов с зонами особого режима использования, путем внедрения некоторых обязательных к выполнению разделов в нормативную землеустроительную документацию, касающихся оснащения вредного производства средствами мониторинга.

Литература:

  1. Болдырева О. Н. Усков В. М. Организация санитарно защитных зон в зависимости от класса опасности предприятия // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2014. № 1. С. 15–18.
  2. О промышленной безопасности опасных производственных объектов [Электронный документ]: [Федер. закон: принят Гос. Думой от 21.07.1997 № 116.]. (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15234/). Проверено 14.04.2018.
  3. Яковлев И. Промышленное загрязнение в России: невозможно измерить, невозможно контролировать // Экология и право. 2016. № 61.
  4. Лучникова Н. М. Установление с зон с ограниченным правовым режимом использования территории // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2015. № 11. С. 54–58.
  5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555–09. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов [Электронный документ]. Введ. 06.10.2009. (http://docs.cntd.ru/document/902180673). Проверено 14.04.2018.
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, особый режим использования, санитарно-защитная зона, экологическая обстановка, III, высокая опасность, класс опасности, муниципальная собственность, санитарная классификация предприятий, хозяйственная деятельность.


Ключевые слова

Экология, санитарно-защитная зона, особый режим использования, предоставление, опасное производство

Похожие статьи

Административные правонарушения и ответственность лиц за нарушение плодородного слоя земель сельскохозяйственного назначения

Данная статья посвящена анализу административных правонарушений в области использования и охраны плодородного слоя земель сельскохозяйственного назначения, а также ответственности лиц за такие нарушения. В статье рассматриваются основные нормативные ...

Проблемы гидроэкосистемы региона и пути их решения

В работе предметом изучения является гидроэкосистема Кабардино-Балкарской Республики. Результаты исследования показали, что в развитии гидроэкосистемы имеются серьезные проблемы: катастрофическая изношенность очистных сооружений; загрязнение русел, п...

Капитальный и текущий ремонт жилых объектов. Проблемы формирования и направления развития

На сегодняшний день существует колоссальное множество проблем из области комплексной эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства. Данные проблемы имеют системный характер, а их решение становится все более актуальным для государства в совре...

Развитие зон пониженных экологических выбросов и мер по их реализации

Рассмотрено развитие зон пониженных экологических выбросов как мера снижения отрицательного воздействия транспорта на окружающую среду. Изложены тенденции по расширению экологических требований в зонах к различным видам транспортной техники, а также ...

Проблематика осуществления производства по делам об административных правонарушениях, направленных против общественного порядка и общественной безопасности

Актуальность темы исследования. Общественный порядок и общественная безопасность вот уже на протяжении многих лет являются одним из наиболее охраняемых объектов со стороны государства. По этой причине законодатель постоянно стремится к совершенствова...

Анализ финансово-экономических проблем санитарной очистки на примере муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым

Основным направлением представленного исследования является выявление и решение финансово-экономический трудностей санитарной очистки в муниципальном образовании городской округ Красноперекопск Республики Крым. Учитывая тот факт, что данный вид деяте...

Особенности правового обеспечения охраны земель сельскохозяйственного назначения

В настоящей статье рассмотрены особенности правового обеспечения охраны земель сельскохозяйственного назначения. Освещены проблемные вопросы правового регулирования земель рассматриваемой категории и предложены пути их решения как на доктринальном, т...

Проблемы реализации принципа единства судьбы земельных участков и находящихся на нем объектов

В статье рассматривается вопрос практической реализации принципа «единой судьбы земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости». Актуальность исследования данной темы сохраняется и обусловлена тем, что указанный принцип лежит в основ...

Организация использования и охрана земель пригородных зон

В данной статье рассматриваются некоторые особенности и проблемы правовой охраны и защиты земель. Предложен комплексный подход к использованию земель в целях устойчивого экологически безопасного развития пригородной территории.

Нормативно-правовое регулирование организационно-технических мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на опасных производственных объектах

В статье рассмотрено понятие опасных производственных объектов, выделены основные уровни нормативно-правового регулирования организационно-технических мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на опасных производственных объек...

Похожие статьи

Административные правонарушения и ответственность лиц за нарушение плодородного слоя земель сельскохозяйственного назначения

Данная статья посвящена анализу административных правонарушений в области использования и охраны плодородного слоя земель сельскохозяйственного назначения, а также ответственности лиц за такие нарушения. В статье рассматриваются основные нормативные ...

Проблемы гидроэкосистемы региона и пути их решения

В работе предметом изучения является гидроэкосистема Кабардино-Балкарской Республики. Результаты исследования показали, что в развитии гидроэкосистемы имеются серьезные проблемы: катастрофическая изношенность очистных сооружений; загрязнение русел, п...

Капитальный и текущий ремонт жилых объектов. Проблемы формирования и направления развития

На сегодняшний день существует колоссальное множество проблем из области комплексной эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства. Данные проблемы имеют системный характер, а их решение становится все более актуальным для государства в совре...

Развитие зон пониженных экологических выбросов и мер по их реализации

Рассмотрено развитие зон пониженных экологических выбросов как мера снижения отрицательного воздействия транспорта на окружающую среду. Изложены тенденции по расширению экологических требований в зонах к различным видам транспортной техники, а также ...

Проблематика осуществления производства по делам об административных правонарушениях, направленных против общественного порядка и общественной безопасности

Актуальность темы исследования. Общественный порядок и общественная безопасность вот уже на протяжении многих лет являются одним из наиболее охраняемых объектов со стороны государства. По этой причине законодатель постоянно стремится к совершенствова...

Анализ финансово-экономических проблем санитарной очистки на примере муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым

Основным направлением представленного исследования является выявление и решение финансово-экономический трудностей санитарной очистки в муниципальном образовании городской округ Красноперекопск Республики Крым. Учитывая тот факт, что данный вид деяте...

Особенности правового обеспечения охраны земель сельскохозяйственного назначения

В настоящей статье рассмотрены особенности правового обеспечения охраны земель сельскохозяйственного назначения. Освещены проблемные вопросы правового регулирования земель рассматриваемой категории и предложены пути их решения как на доктринальном, т...

Проблемы реализации принципа единства судьбы земельных участков и находящихся на нем объектов

В статье рассматривается вопрос практической реализации принципа «единой судьбы земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости». Актуальность исследования данной темы сохраняется и обусловлена тем, что указанный принцип лежит в основ...

Организация использования и охрана земель пригородных зон

В данной статье рассматриваются некоторые особенности и проблемы правовой охраны и защиты земель. Предложен комплексный подход к использованию земель в целях устойчивого экологически безопасного развития пригородной территории.

Нормативно-правовое регулирование организационно-технических мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на опасных производственных объектах

В статье рассмотрено понятие опасных производственных объектов, выделены основные уровни нормативно-правового регулирования организационно-технических мероприятий по снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на опасных производственных объек...

Задать вопрос