Строительство объектов с зонами особого режима использования, а именно с санитарно-защитными зонами, сопряжено с рядом на сегодняшний день не решенных вопросов, ввиду большого количества действующих и вновь открывающихся опасных для экологии предприятий, этому вопросу следует уделить больше внимания, в статье проанализирована современная эколого-правовая база, и рассмотрены осуществляемые на данный момент мероприятия, направленные на улучшение существующего положения в данной сфере. Но несмотря на существующие подходы проблема совершенствования эколого-правовой базы для предоставления земельных участков под строительство объектов с территориями особого режима использования остается актуальной.
Ключевые слова: санитарно-защитная зона, экология, особый режим использования, предоставление, опасное производство.
Согласно данным Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2017 г., по состоянию на 1 января 2017 г. площадь земель, отнесенных к категории земель городских поселений, составляет 8,4 млн. га. Большинство из таких земельных участков, расположенных на территории городских округов, сегодня находится в государственной или муниципальной собственности, поэтому процедуре застройки объекта с особым режимом использования предшествует предоставление (отвод) этих земельных участков под строительство [1].
Но, в существующем законодательстве недостаточно внимания уделено установлению санитарно-защитной зоны, а точнее ее выносу на местность, все руководства по этому поводу имеют рекомендательный характер.
Существующий законопроект «Наилучшие доступные технологии» НДТ заработает только в этом году, и на его реализацию планируется отвести 14 лет. Поэтому существует проблема эколого-правового обеспечения предоставления под строительство земельных участков из земель государственной и муниципальной собственности для объектов с территориями особого режима использования, и актуальность этой темы не вызывает сомнений.
Ныне действующие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200–09 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», устанавливают требования к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от санитарной классификации предприятий сооружений и иных объектов, требования к их организации и благоустройству, основания к пересмотру размеров СЗЗ [5]. «Предприятие» выступает в качестве объекта хозяйственной деятельности, производящего продукцию или услуги, за определенное время. Исходя из этого, размер ширины СЗЗ и их класс могут устанавливаться в зависимости от мощности и других критериев, в том числе от объема и состава выбросов.
В соответствии с Федеральным законом № 116 Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, земельные участки, а также иные объекты, указанные в Приложении 1 к ФЗ № 116.
Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них, в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к ФЗ № 116, подразделяются на четыре класса опасности, которые указаны в таблице 1 [2].
Таблица 1
Классы опасности предприятий
Класс опасности |
Наименование объектов |
I |
Опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности |
II |
Опасные производственные объекты высокой опасности |
III |
Опасные производственные объекты средней опасности |
IV |
Опасные производственные объекты низкой опасности |
Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре [2].
Весьма часто «производство» и «предприятие» фигурирует как процесс или определенный характер (вид, тип) деятельности. Однако использование этого устаревшего критерия ограничивает санитарную классификацию предприятий и производств, так как по их характеру можно определить только одно значение класса и соответствующую ему ширину СЗЗ [3].
Санитарно-защитная зона — территория, ширина которой, измеряемая от источников химического, биологического и физического загрязнения окружающей среды до её границы в заданном направлении, обеспечивает уменьшение указанного загрязнения до значений гигиенических нормативов или величин приемлемого риска для здоровья населения. Класс предприятия и производства — количественная характеристика опасности предприятия или производства, имеющая порядковое числовое значение и соответствующую ему ширину санитарно-защитной зоны: первый класс — ширина 1000 м; второй класс — 500 м; третий — 300 м; четвертый — 100 м; пятый — 50 м [5].
Проблемой является обозначение (вынос) зон с особыми условиями использования территории, так как, в проектной документации они есть, а в натуре нет, то есть несвоевременно выносятся, устанавливаются информационные знаки. Население не информируется в связи с чем пользуется территориями непригодными для хозяйственной деятельности. На многих заводах, выбрасывающих вредные вещества в атмосферу, не установлены автоматизированные системы контроля экологической обстановки, что подвергает сомнению уже установленные размеры СЗЗ [3].
Многие заводы расширяются — увеличивают объем производства что влечет за собой незамедлительное изменение экологической обстановки это предполагает принятие мер по улучшению экологической обстановки таких как пересмотр существующих размеров СЗЗ. Из-за расширения производства известны случаи, когда химикаты, выбрасываемые рядом расположенными заводами, соединяются в атмосфере и синтезируют новые не известные современной химии вещества. Система наблюдения за промышленным загрязнением в РФ не дает объективной картины. Станций наблюдения за выбросами не хватает, методика их расчета — сильно устарела за последние 15 лет.
В то же время лоббисты опасных предприятий делают все, чтобы ситуация не изменилась. Принятый в 2017 году закон о «Наилучших доступных технологиях» заработает после 2018 года. Но и в его эффективности экологи сомневаются. Под наилучшими понимаются наиболее эффективные технологии производства, для достижения высокого уровня защиты окружающей среды [3].
Законом определено поэтапное повышение штрафов за негативное воздействие на окружающую среду; введение системы комплексных экологических лицензий, выдаваемых при наличии программ повышения экологической эффективности; введение института государственной экологической экспертизы в отношении крупных инфраструктурных проектов. В Министерстве природы обещают, что закон о НДТ поспособствует усилению надзора за опасными предприятиями и при этом сократит избыточное правовое регулирование в данной сфере [3].
Закон предполагает оборудование источников выбросов автоматическими средствами определения объемов выбросов и концентрации загрязняющих веществ, и средствами передачи информации в единую систему «ГосЭкоМониторинга». На модернизацию производства закон отводит 14 лет.
Внедрение этого проекта в некоторых регионах уже началось. Например, в Москве к апрелю 2015 года (более актуальной информации нет) датчики были установлены на 57 предприятиях: 11 ТЭЦ, 42 районных тепловых станциях, трех мусоросжигательных заводах и одной табачной фабрике. В других регионах предприятия пока отказываются ставить датчики на свои трубы в добровольном порядке.
Данные мониторинга, не говоря об обязательном его введении на производствах, а также наличие информационных знаков должны контролироваться проверками со стороны государства для этого следует привлечь «Управление по промышленной и экологической безопасности» которое предлагает свое сотрудничество в сфере охраны окружающей среды.
Управление обладает высоко квалифицированными специалистами, необходимыми программными, и техническими средствами для проведения работ (услуг) для промышленных производств, предприятий — природопользователей, субъектов предпринимательства и территорий.
Данная организация будет выявлять факты, свидетельствующие о том, что загрязнения превышают допустимую концентрацию и если нет возможности расширить санитарно-защитную зону, законодательно обязать собственника минимизировать выбросы путем установления дополнительной очистки или замены существующих систем фильтрации на более актуальные.
Соблюдение сроков и качества переоснащения будет контролироваться путем повышения штрафов вплоть до лишения лицензии и ликвидации производства, при невыполнении таких обязательств.
Таким образом, вместо установления минимальных размеров ширины СЗЗ следует использовать принцип из оптимальной минимизации, когда внедрение современных технологий и методов очистки выбросов становятся требованием, а не рекомендацией.
При оптимальной минимизации ширины СЗЗ в условиях рыночной экономики предприятия и производства любой формы собственности становятся заинтересованными во внедрении технологий, сокращающих объемы выбросов [1].
В заключение можно сказать что предприятия, способные вредить окружающей среде, должны быть прозрачны и подотчетны в плане технологии производства и количества выбросов, что возможно сделать достоверно и точно лишь сняв эту обязанность с самих предприятий и передав ее в более компетентные органы, например, охраны и мониторинга окружающей среды. Так же можно обозначить предложение по исправлению действующего, на мой взгляд недоработанного механизма по предоставлению земельных участков, под строительство объектов с зонами особого режима использования, путем внедрения некоторых обязательных к выполнению разделов в нормативную землеустроительную документацию, касающихся оснащения вредного производства средствами мониторинга.
Литература:
- Болдырева О. Н. Усков В. М. Организация санитарно защитных зон в зависимости от класса опасности предприятия // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2014. № 1. С. 15–18.
- О промышленной безопасности опасных производственных объектов [Электронный документ]: [Федер. закон: принят Гос. Думой от 21.07.1997 № 116.]. (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15234/). Проверено 14.04.2018.
- Яковлев И. Промышленное загрязнение в России: невозможно измерить, невозможно контролировать // Экология и право. 2016. № 61.
- Лучникова Н. М. Установление с зон с ограниченным правовым режимом использования территории // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2015. № 11. С. 54–58.
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.2555–09. Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов [Электронный документ]. Введ. 06.10.2009. (http://docs.cntd.ru/document/902180673). Проверено 14.04.2018.