В статье рассматривается процесс целеполагания у спортсменов (на примере гимнастики). Предложена схема достижения цели по выполнению шпагата.
Ключевые слова: цели, целеполагание, гимнастика, шпагат.
Целеполагание — это определение, построение цели, обдумывание образа желаемого будущего. Целеполагание состоит из трёх категорий: «цель», «средство», «результат». Причём последняя не может отождествляться с первой по причине того, что правильно определённая цель всегда находится на недостижимом уровне, является идеальным образом, результат же мы получаем в конкретных условиях и обстоятельствах, следуя ценностям, которые преломляются через убеждения.
Процесс целеполагания спортсменов можно представить в виде выбора ведущей или нескольких целей, которые детерминируют не только осознанность деятельности, но и выбор средств и методов ее реализации.
В ходе физкультурно-спортивной деятельности целеполагание спортсмена проходит три стадии:
I Целеобразование, которое можно разбить на следующие этапы:
- Образование цели как идеального образа. Главная цель спортсменов в спорте высших достижений сводятся, как правило, к получению, подтверждению спортивных званий и разрядов или к победе на соревнованиях в избранном виде спорта от уровня своей школы до мировых. Но на пути к главной цели ставятся конкретные цели, связанные с освоением техники, развитием силы, координации, ловкости и т. д.
- Принятие решения, включающие определение средства для достижения поставленной цели.
- Планирование. В зависимости от того, цель является долгосрочной (на достижение цели требуется больше пяти лет), среднесрочной (предполагается, что достичь цель можно за срок, не превышающий пяти лет) или краткосрочной (цель достижима за один-два года) составляется долгосрочный, среднесрочный или краткосрочный план с разбивкой главной цели на более мелкие цели.
II Целеудержание, которое можно разбить на пять этапов:
- «Первоначальный энтузиазм». На данном этапе спортсмену целесообразно сохранять эмоциональную устойчивость, чтобы не произошло «эмоциональное выгорание».
- «Взлёты и падения». Так же спортсмену необходимо найти баланс между слишком большим вдохновением и глубокими переживаниями.
- «Борьба с собой». Понимание того, что даже самые именитые спортсмены имели поражения в спортивной карьере, поэтому требуется разумно оценивать свои способности, не допускать сомнений в своих силах в случае неудачи.
- «Постановка личных стандартов». Этап связан с осознанным выбором и саморегуляцией спортсмена, где важно так же понять уровень своих способностей и возможностей.
- «Побочные эффекты». Означает этап сохранения первоначальной целеустремленности без отвлечения на побочные продукты физкультурно-спортивной или иной деятельности.
III Целереализация, включающая две главные задачи:
- «Осмысление результата». Спортсмену необходимо наполнить цель более глобальным смыслом для себя и, возможно, социальной значимости.
- «Отказ от результата». Если в процессе достижения цели, поменялись внешние или внутренние условия (например, травма), то требуется пересмотреть цели.
Рассмотрим процесс целеполагания на примере достижения конкретной цели по выполнению шпагата.
Предположим, что занимающемуся гимнастикой необходимо достичь исполнения продольного шпагата. Гимнаст представляет себе идеальный образ и оценивает, что ему достаточно достичь в шпагате 1800. Далее спортсмену необходимо оценить свой уровень исполнения шпагата на текущий момент и так же оценить время, необходимое для получение желаемого результата. Далее, самостоятельно или с педагогом-тренером принять решение по выбору средств достижения поставленной цели. Составить план с контрольными датами проверки промежуточных результатов. Представим пример целеобразования по выполнению шпагата на рисунке:
Рис. 1. Пример целеобразования по выполнению шпагата
Далее, спортсмен действует по плану, при этом сохраняет эмоциональную устойчивость, справляется с возможными неудачами, не отвлекается от заданной цели. В назначенный срок происходит сверка поставленной цели и достигнутого результата. Если цель не достигнута, то есть необходимость в коррекции заданной цели, возможно, в выборе средств или планировании.
Литература:
- Неудакин В. А. Формирование целеполагания учащегося как механизм преемственноси ценностей. — СПб.: Алтейя, 2015. — 200 с.
- Конеева Е. В. Эстетическая гимнастика: История, техника, правила соревнований: Учебное пособие. — М.: Прометей. 2013–170 с.
- Муравенкова Мария Юрьевна — магистрант, Тюменский государственный университет, Россия.