Ключевые слова: что такое рекламный заголовок, цель рекламного заголовка, функции рекламного заголовка, задачи рекламного заголовка.
Заголовок является важным элементом рекламы. Он несет в себе основную идею рекламного обращения и основной аргумент. Но существенной ценностью рекламного заголовка значится тот факт, что около 90 % читателей обращают внимание именно на него, при этом, не обременяя себя чтением основного текста. Желание узнать больше о рекламируемом товаре или услуге возрастает только в том случае, если заголовок «зацепил» читателя. Тогда он дочитает основное содержание рекламного обращения. Но что же представляет собой рекламный заголовок?
Текст без заголовка вызывает затруднения у читателя. Его можно прочитать, но в том случае, если он короткий. Но если текст длинный? Представим следующую ситуацию, читатель открывает журнал или газету и видит сплошной текст без единого заголовка. И единственная возможность найти что-либо интересное или то, что его интересует это прочесть все. Мало кто будет это делать. Чтение рекламное объявление без какого-либо заглавия вызывает еще меньший интерес. Огилви, основатель рекламных агентств «Ogilvy&Mather», «Ógilvy PR», писал: “Я не завидую копирайтеру, который представит мне рекламу без заголовка”. Такой копирайтер увольнялся на месте. Таким образом, становится ясно что, восприятие текста, а особенно рекламного, значительно сокращается при отсутствии заглавия [3: 37–39].
В литературе можно найти огромное число определений термина «заголовок». Словарь Даля, например, объясняет его как «выходной лист, начальный листок книги или сочинения, где отображено его название. Заголовком также именуют название отдела, главы книги». Словарь Ожегова определяет, что заголовок — это «заглавие какого-нибудь произведения или некоторых его фрагментов» [2: 179]. В словаре Коллинза Кобилда поясняется: «a heading is the title of a piece of writing, which is writing or printed at the top of the page [1: 671]». Но дается также и современная толкование — «Заголовок — это реклама рекламы». Заголовок — это вступительный оборот текста, рекламы или объявления. Это самый весомый элемент информационного сообщения или объявления.
Заголовок чаще всего одна простая фраза, либо словосочетание. Случаи, когда он состоит из одного слова, очень редки. Заголовок должен доносить до аудитории всю информацию, которую вы хотели бы сообщить. Было доказано, что заголовки, состоящие из 10 и более слов, воспринимаются хуже коротких. В то же время известно достаточно случаев, когда длинный заголовок результативнее короткого. Длина заголовка определяется вашим замыслом и целесообразностью. Безоговорочно, для привлечения внимания, оригинальность и актуальная информация должны быть основными составляющими заголовка. В том случае, когда реклама опирается на уникальное торговое предложение (УТП) товара, его в обязательном порядке следует включить в заголовок. Суть состоит в том, чтобы заголовок привлек внимание целевой аудитории и сразу же перевел его из зрителя в читателя.
Рекламный заголовок должен осуществлять конкретные функции. Его основная задача — приковать внимание читателей и подтолкнуть его к прочтению основного текста (досмотреть или дослушать объявление).
Задачу привлечения внимания в печатной рекламе, не считая заголовок, осуществляет иллюстрация. А в случае ее отсутствии, ответственность за привлечение внимания несет заголовок. Заголовок в прессе конкурирует с множеством других, и потому читатель быстро пробегает по заголовкам глазами. На вашем он должен сделать выбор. Заголовок должен побудить читателя глубже вникнуть в содержание обращения, заинтересовывая прочитать его до конца.
В то же время следует помнить, что заголовок должен заинтриговать именно вашего потребителя. В идеале хороший заголовок зацепит только потенциальных потребителей: смысла в привлечении всех нет. Хороший заголовок заинтересует целевую аудиторию, делая акцент на ее интересах.
После того, как заголовок обратил на себя внимание покупателя, главная цель- контролировать, «завладеть вниманием». Обещание является одним из приемов обеспечения непроизвольного внимания читателя. Техника вовлечения — это еще один способ привлечь внимание потребителя и оказать на него воздействие. Озадачить покупателя и тем самым побудить его поразмышлять можно с помощью вопросов. К тому же может возникнуть желание дочитать основной рекламный текст.
Определенность в товарах также очень важна. По крайней мере, после прочтения заголовка читатель сразу должен понять категорию товара. «Что это за товар?» — это вопрос на который должен отвечать заголовок. Вероятность того, что больше потенциальных покупателей обратят внимание, заинтересуются основным текстом, повышается до 80 % в том случае, если товар по максимуму приближен к рекламной концепции.
Еще одна функция успешного заголовка состоит в отображение торговой предпосылки. При стратегии, основанной на преимуществе товара, каком-либо убедительном доводе, редкостном торговом обещании или предложении, все это должно быть отображено в заголовке. Начинать следует с веского торгового аргумента, если таковой имеется.
В конечном счете успешный заголовок подведет читателя к основному тексту. Для этого читателю необходимо сосредоточиться на рекламе, а не просматривать ее вскользь. Следует поменять способ восприятия и настрой, в следствие которых только 20 % читателей прочитывают рекламный текст.
Хорошо продуманный заголовок помимо привлечения внимания, выполняет следующие задачи:
– кратко проинформировать о главных преимуществах товара, как функциональных, так и эмоциональных. В наиболее действенной рекламе преимущество товара уже известно, даже без прочтения основной информации.
– уведомить о решающем аргументе покупки. Копирайтеры рекомендуют продавать, например, не шампунь, а чистые и густые волосы, не зубную пасту, а здоровые зубы, не новомодные планшеты, а успех в карьере, не парфюмерию, а престиж и популярность, не одежду, а стиль жизни;
– объяснить, как и когда следует использовать товар [4: 51–54].
Однако большое количество рекламных заголовков создано без соблюдения этих правил. Они лишь привлекают внимание, сокращая при этом результативность. Но т. к. многие читают только заголовок, при этом пропуская главную часть, разумнее будет сообщать о товаре и его преимуществах именно в заголовке. В противном случае львиная доля рекламных денег будет потрачена в пустую.
Таким образом, рекламный заголовок представляет собой короткое высказывание, не только именующее товар, но кратко описывающее его. Он должен зацепить внимание читателя и настолько проинформировать его, чтобы возникло желание о немедленном приобретений данного товара или услуги.
Литература:
- Collins Cobuild: Advanced Learner’s Dictionary. GB, 2014. 1968p.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 2004. 1198с.
- Огилви Д. О рекламе. М., 2012. 240с.
- Иванова К. А. Копирайтинг. Секреты составления рекламных и PR-текстов. 2-е изд. Питер, СПб, 2006.