Ключевые слова: экспертиза, правовая экспертиза, антикоррупционная экспертиза.
Коррупция в современном российском обществе стала одной из самых серьезных угроз, препятствующих гармоничному развитию государства и снижающих эффективность деятельности его институтов [5]. Важнейшим условием построения правового государства в современных условиях является наличие эффективного механизма противодействия коррупции, как одной из основных угроз национальной безопасности [4]. Проведение антикоррупционной экспертизы является важнейшей деятельностью, которая заключается в выявлении и пресечении коррупциогенных факторов. Именно органы прокуратуры исполняют роль одного из главных субъектов, осуществляющих на регулярной основе анализ и мониторинг нормативных правовых актов на предмет коррупционной составляющей, а также принимаются меры к надлежащей организации работы государственных и муниципальных органов по устранению законодательных пробелов.
К нормативным правовым актам, подлежащим антикоррупционной экспертизе относятся:
– законы органов государственной и представительной власти субъектов Российской Федерации;
– подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
– нормативные правовые акты исполнительных и представительных органов муниципальных образований, а также глав их администраций;
– подзаконные нормативные правовые акты органов исполнительной и представительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и их должностных лиц.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится прокуратурой Российской Федерации — в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [3] и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» [1], в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Так, за 2016 год, прокурорами Сахалинской области в порядке антикоррупционной экспертизы было проверено 25412 нормативных правовых акта, в которых было выявлено 985 нормативных правовых акта, содержащих коррупциогенные факторы. Анализ изученных нормативных правовых актов свидетельствует о том, что наиболее часто органами прокуратуры выявлялись коррупциогенные факторы, неправомерно устанавливающие широту дискреционных полномочий, определяющие компетенцию по формуле «вправе», позволяющие принимать нормативные правовые акты за пределами компетенции, отсутствие или неполноту административных процедур, содержащие завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права.
Рассмотрим пример нормы, которая потенциально может привести к коррупционной ситуации. Пункт 37 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О полиции» [2] гласит: «На полицию возлагаются следующие обязанности: изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам». Исходя из текста нормы, понятно, что она наделяет сотрудников полиции некоторыми правами, но здесь не определены ни основания, ни условия принятия решения по изъятию документов, не представлен перечень изымаемых документов. Данная норма относится к взаимодействию сотрудника полиции с гражданином и вполне может стать причиной возникновения коррупционной ситуации, так как сотрудник полиции, по своему усмотрению устанавливает признаки подделки документов.
Анализируя вышесказанное, можно утверждать, что антикоррупционная экспертиза играет очень важную роль в борьбе с коррупцией. На сегодняшний день тысячи правовых норм нуждаются в правовом анализе. Решение данной проблемы возлагается на «плечи» органов прокуратуры и других субъектов государственной власти, которые в свою очередь, обеспечивают верховенство закона, единство и укрепление законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Литература:
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 30.10.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета, № 39, 18.02.1992.
- Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О полиции» // Российская газета, № 5401. 08.02.2011.
- Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ, 20.07.2009, № 29, ст. 3609.
- Миндолина Е.И. Антикорупционные стандарты как фактор профилактики коррупции в системе государственной и муниципальной службы // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. № 1-5. 2015.
- Куриленко М.А., Куриленко А.А. Проблемы и механизмы проведения независимой антикоррупционной эеспертизы Федерального законодательства в России Антикорупционные // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. № 1-5. 2015.