Современное российское общество поглотил не только кризис экономический. Оно испытывает духовно-нравственные проблемы, следствием чего явилось разрушение ценностных установок. Новые «идеалы» во многом деструктивны, разрушают личность, семью, государство. В связи с этим, в настоящее время особое значение придается военно-патриотическому воспитанию, начиная с общеобразовательных учреждений, проблемы которого и будут рассмотрены в настоящей статье.
Ключевые слова: духовно-нравственные проблемы, общество, военно-патриотическое воспитание, школа, методика преподавания.
В настоящее время наблюдается деградация общества в области военно-патриотического сознания. Этому способствуют различные факторы, например, межэтнические и межконфессиональные конфликты. Необходимо отметить, что наиболее влиятельной группой населения страны является молодежь, именно ей подбрасываются чуждые нашему менталитету и морали идеалы. Все это приводит к разрушению культурного пространства и искоренению чувства патриотизма. В связи с этим, государство в серьез забеспокоилось о будущем поколении.
Необходимо отметить, что поводами к утрате жизненных ориентиров в области патриотизма, послужила настоящая система образования. Так, в большинстве школ перестали уделять внимание данному направлению, прекратили свое существование военно-патриотические кружки, перестали осуществляться сборы (слеты) по усвоению школьниками основ безопасности жизнедеятельности. Единицы учеников знают гимн страны, подвиги своих соотечественников в период Великой Отечественной Войны.
В настоящее время молодежь, как правило, предоставлена сама себе. Основным источником получения молодежью информации является сеть интернет, в которой очень много содержится информации, разлагающей семейные ценности, а материальные ценности превалируют духовными.
В кризисные моменты истории общество вынужденно обращается к опыту прошлых поколений. Каждый раз выясняется, что все самое ценное, мудрое уже давно придумано, опробовано. Знания, которые накопило человечество, «всего лишь» нужно изучить и использовать [4].
Изучая прошлый опыт в области военно-патриотического воспитания, мы увидим, что оно осуществлялось не путем назиданий. Будущее поколение шло по пути своих родителей, которые были для них живым примером. Молодежь прошлого посильно участвовала во всех делах семьи и общества. Государство не приходилось ломать голову над тем, как создать условия, способствующие развитию чувства патриотизма, сама жизнь заставляла находить правильные пути и решения, это был вопрос сохранения семьи, государства.
Патриотизм в России имеет глубокие исторические корни. В эпоху царской России страна вызывала у народов чувство защиты и сохранения, была последним оплотом, являлась столпом справедливости, высокой нравственности.
На основании изложенного, мы видим, что воспитание патриота — это актуальная педагогическая проблема, которая должна рассматриваться на государственном уровне. Утрата чувства патриотизма может неотвратимо повлиять на разрушение государства, поскольку приводит к возникновению внутренних, внешних угроз, что в свою очередь влияет на динамичное его развитие, качество жизни населения.
Патриотическое воспитание дошкольников и школьников — одна из частей всестороннего образования, где приоритет отдается нравственному развитию. Моральные ценности современного молодого поколения должны базироваться не только на личных интересах, достойном поведении, требовательном отношении к себе, уважительном — к окружающим. В современных подростках нужно вырабатывать дисциплинированность, ответственность, неравнодушие, принципиальность.
Необходимо отметить, что в настоящее время жизненными приоритетами современной молодежи становятся достижение материальных благ, при этом, не важно каким путем они будут достигнуты, возможно даже вопреки интересам других людей и семейных ценностей.
Таким образом, первоочередной задачей учителей и педагогов в образовательных учреждениях является возрождение чувства патриотизма. При этом современное образование в данной области должно строиться на инновационных методах с учетом прошлого опыта, который необходимо адаптировать их к сегодняшним реалиям.
Однако методика и организация военно-патриотического воспитания в школах имеет свои проблемы.
Организация системы военно-патриотического воспитания в условиях городского поселения представляет собой систематическую многомерную целенаправленную и слаженную деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по воспитанию у молодежи патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности защищать его как основной Конституционный долг при защите национальных интересов Российской Федерации и обеспечении ее безопасности [3].
Сегодня высоко повышается роль и значение образовательной организации, реализующей патриотическое и военно-Патриотическое воспитание, тем самым внося заметный вклад в воспитание у молодежи готовности к защите Отечества и военной службы. Этот вклад действительно реален.
Национальные интересы России призывают государственные образовательные организации оказывать большее влияние на функционирование системы военно-патриотического воспитания и поддерживать молодежь в поиске лучшего выхода из проблем и тенденций развития общества и его военной организации.
В системе военно-патриотического воспитания в мегаполисе, областном центре, городском поселении, селе будет выделяться множество составляющих и их иерархия. Городское поселение представляет собой сложный социокультурный феномен, имеющий обусловленный потенциал в социальном воспитании студентов, в их позитивной социализации, характеризующийся с экономической точки зрения, с точки зрения благосостояния и развития коммунального хозяйства, культурно-рекреационных и образовательных возможностей, особенностей демографических процессов и социально-психологического климата.
Поэтому деятельность всех элементов системы военно-патриотического воспитания будет направлена на объединение потенциала и возрождение государственных институтов и общества в решении проблем воспитания гражданина, патриота, выпускника, готового к службе в Вооруженных Силах страны.
Как свидетельствуют результаты обобщения сформированного опыта военно-патриотического воспитания в условиях городского поселения, в практической деятельности учебных заведений существует ряд проблем: несогласованность программ и мероприятий, несогласованность в понимании целей и задач, в использовании форм и средств.
Особенность организации такого образования в условиях городского поселения отмечается, что, во-первых, оно дислоцируется без поддержки воинских частей, во-вторых, сосредоточено в некоторых школах, в-третьих, наименее используется потенциал учреждений культуры и религиозных организаций, военного комиссариата и управления внутренних дел, в-четвертых, процесс протекает дискретно.
Назревшая необходимость возвращения подросткам чувства патриотизма, определило перспективу развития военно-патриотического воспитания среди школьников. Государство видит его в военно-патриотическом движении «Юнармия», которое, непосредственно взаимодействия со школьными организациями, позволит достичь поставленных целей в указанной направлении.
Литература:
- Ветераны УИС области участвуют в патриотическом воспитании — URL: http:// fkurf.ru›news/41028…UIS…v…molodogo_pokoleniya.html (Дата обращения: 20.12.2018)
- Духовно-нравственное воспитание — URL: http:// honestnet.ru›terrorizm…vospitanie…terrorizma.html (Дата обращения: 20.12.2018)
- Принципы военно-патриотического воспитания — URL: http:// mir-nauki.com›PDF/30PDMN416.pdf (Дата обращения: 20.12.2018)
- Современные проблемы патриотического воспитания — URL: http:// vospitanie.guru›patrioticheskoe/problemy (Дата обращения: 20.12.2018)
- Современные проблемы патриотического воспитания — URL: http:// zen.yandex.ru›Яндекс.Дзен›id…(Дата обращения: 20.12.2018)