Формирование военной идентичности одаренных кадет средствами английского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (239) январь 2019 г.

Дата публикации: 03.01.2019

Статья просмотрена: 202 раза

Библиографическое описание:

Кузнецова, Л. А. Формирование военной идентичности одаренных кадет средствами английского языка / Л. А. Кузнецова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 172-174. — URL: https://moluch.ru/archive/239/55253/ (дата обращения: 20.12.2024).



Ключевые слова: английский язык, кадетский военный корпус, одаренный кадет, военная идентичность, кадет, будущий офицер

Воспитание обучающегося кадетского военного корпуса имеет задачу сформировать личность кадета в соответствии с современными представлениями об обществе как гражданском объединении людей. Современная концепция модернизации российского образования, в частности и военного, указывает на то, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [1; с. 15]. В этой связи важнейшей задачей педагогов Нахимовских, Суворовских, Президентских кадетских училищ и кадетских корпусов является развитие личности полноценных граждан и достойных защитников своей страны. От решений этой задачи во многом зависит, станут ли их выпускники военнослужащими и какое направление профессиональной деятельности изберут 2.

Наиболее высоким потенциалом для приобретения и проявления качеств и компетенций истинного патриота своей страны обладают одаренные воспитанники кадетского военного корпуса. Одаренность кадет в данном случае проявляется в их умении мыслить, выделять главное, делать самостоятельные выводы, тем самым формируя свое более или менее осознанное самоопределение относительно Вооруженных Сил как социального института, роли будущего офицера, обязанностей по защите Родины. Результатом данного процесса является сформированность военной идентичности кадет 4.

При формировании военной идентичности одаренного кадета особо значимыми являются моральные ценности и приоритетные нравственные установки, существующие в военных, социально-исторических, культурных традициях народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению, учитывая возрастные особенности, интересы одаренного кадета и педагогический потенциал кадетского военного корпуса 3.

Образовательная и воспитательная среда кадетского военного корпуса обладает широким спектром возможностей по формированию военной идентичности у одаренных кадет в урочное и внеурочное время. Военная составляющая является обязательным компонентом содержания их обучения каждой дисциплине, в том числе иностранному языку.

Отдельная дисциплина «Английский язык» позволяет развить толерантность в поликультурном обществе, сформировать научную картину мира, приобрести ценностно-смысловые и нравственные установки, создать позитивное отношение к своей военной принадлежности, сформировать активную гражданскую позицию, привить любовь и уважение к отечеству, к малой Родине, семье, природе, развить навыки проектной и исследовательской работы, создать условия для проявления творческих способностей и лидерских качеств одаренного кадета.

Решение вышеприведенных задач реализуется посредством применения разнообразных форм работы с одаренными кадетами в урочное и внеурочное время, например: дискуссии, деловые и ролевые игры, обсуждение статей, экскурсии, концерты, музейные уроки, конкурсы творческих работ, докладов и рефератов, чтения стихов на английском языке, тематических выпусков газет и проектов, просмотр фильмов и спектаклей и диспуты по ним, конференции, встречи с интересными людьми, летняя практика.

M:\электронная версия\3.6 Конкурсы обучающихся\портфолио 2\5 искатели 2018\Курская дуга\комикс\4.jpg

Одаренные кадеты достаточно инициативны, чтобы выступить с предложением о внедрении в образовательный процесс ранее не применяемой формы работы. Так, у кадет 8 класса, изучающих английский язык на повышенном уровне во внеурочное время, возникла идея создать обучающий комикс на английском языке о значимых сражениях Великой Отечественной войны. В основу комикса легли исторические фотографии и иллюстрации советских художников. Комикс призван облегчить изучение военной терминологии на английском языке, а также почерпнуть материал по истории, т. к. в конце комикса размещены сравнительные таблицы по вооружению, потерям, военачальниках и наградам обеих сторон, а также словарь военной лексики. Целесообразность комикса как образовательного ресурса была обоснована исследованием кадет-авторов путем анкетирования, которое выявило больший объем усвоенного военно-исторического материала на английском языке через комикс по сравнению с материалом, усвоенным через прочтение аналогичного объема информации, но в виде сплошного текста.

Одаренные кадеты зачастую проводят занятия по английскому языку у кадет младших учебных курсов в качестве наставников, делясь своим опытом при изучении языка и презентуя свои наработки (проекты и исследовательские работы). Помимо личностного отождествления себя и своего будущего с военной структурой, одаренные дети часто пользуются авторитетом у остальных кадет. Подобные уроки вызывают большой эмоциональный отклик у кадет.

Еще одна возможность для одаренных кадет проявить инициативность и организаторские способности — это поучаствовать в качестве ассистентов преподавателей на ежегодной игре по станциям по английскому языку для первокурсников «Полоса препятствий». Задачи на станциях приближены по своей формулировке к боевым, например, «Расшифруй письмо с поля боя», «Накорми солдата» и др. Ассистенты объясняют задания кадетам 5 класса, следят за правильностью их выполнения и отмечают количество заработанных очков на мишени. Данный вид совместной работы помогает кадетам первого учебного курса легче адаптироваться к условиям обучения в кадетском военном корпусе, а кадетам старших классов блеснуть своей эрудицией и знанием языка. Таким образом, одаренные кадеты старших учебных курсов показывают пример для подражания младшим, тем самым мотивируя и себя, и их на достижение новых образовательных результатов.

Приобретение новых компетенций, стремление к саморазвитию и повышенная мотивация к обучению являются неотъемлемыми характеристиками одаренного кадета. Крайне важен качественный отбор содержания материала, предназначенного для изучения. Его тематика должна быть актуальна современным тенденциям обучения кадет, решать образовательные и воспитательные задачи, а также быть интересной для самих кадет. Чувство патриотизма невозможно привить против воли кадета. Любовь к Родине не рождается в процессе нравоучений и требований. Личность педагога, способного вызвать желание следовать его примеру, обладающего умением заинтересовать, вдохновить и раскрыть талант кадета является основополагающим элементом, движущим фактором формирования военной идентичности одаренного кадета.

Определяющим смысловым центром термина военная идентичность является личная сопричастность, которая возникает в результате осознания общности разделяемых кадетом идей и ценностей военной системы. Образовательный процесс кадетского военного корпуса направлена на формирование у обучающихся духовно-патриотических ценностей, профессиональных качеств и умений будущего офицера, чувства верности конституционному и воинскому долгу, понимание личной ответственности за будущее страны, готовности к их проявлению в различных сферах жизни общества, в особенности в процессе военной и государственной службы.

Литература:

  1. Гостин, А.М., Чернышев А. С. Организация обучающей деятельности в открытой гипермедийной среде. // Современные информационные технологии в образовании. Рязань, 2012.
  2. Грабарь В. К. Вскормленные с копья. Очерки истории детского воинского воспитания. — СПб.: Факультет филологии и искусства СПбГУ, 2009.
  3. Давыдов Д. Г. Военная идентичность как компонент общественного сознания// Социальные науки и современное общество. N1. МАБиУ. 2011.
  4. Давыдов Д. Г. Социально-психологические особенности имиджа Вооруженных Сил России в молодежной среде: дисс. канд. психол. наук. — М., 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, кадетский военный корпус, одаренный кадет, военная идентичность, кадет, будущий офицер, внеурочное время, образовательный процесс.


Ключевые слова

английский язык, кадетский военный корпус, одаренный кадет, военная идентичность, кадет, будущий офицер

Похожие статьи

Развитие компенсаторной компетенции у обучающихся старшей школы на уроках английского языка

В статье автор рассматривает особенности развития компенсаторной компетенции на уроках английского языка на уровне среднего общего образования (на примере учебно-методического комплекта «Звездный английский»).

Обязательное дополнительное образование как возможность воспитания личности с успешным уровнем социализации

Ценностные ориентации воспитанников кадетского военного корпуса

Некоторые характерные особенности обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному

В статье рассматриваются характерные особенности обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному. Анализируются некоторые наиболее характерные особенности преподавания РКИ, способствующие формированию языковых компетенций у иностр...

Аутентичность текста на занятии по иностранному языку

Преподавание иностранного языка как призвание

Художественные мультфильмы и инновационные технологии в процессе обучения английскому языку в режиме дистанционного обучения в начальной школе

Аудиовизуализация знаний, умений и способностей в современном языковом образовании

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

Статья рассматривает особенности развития функциональной грамотности на уроках английского языка. В настоящее время очень большое значение имеет закладывание основ функциональной грамотности, которая помогает индивидууму функционировать в социуме.

Развитие функциональной грамотности у обучающихся средней школы, для которых русский язык не является родным

В статье автор рассматривает методы и формы формирования функциональной грамотности у детей-инофонов.

Похожие статьи

Развитие компенсаторной компетенции у обучающихся старшей школы на уроках английского языка

В статье автор рассматривает особенности развития компенсаторной компетенции на уроках английского языка на уровне среднего общего образования (на примере учебно-методического комплекта «Звездный английский»).

Обязательное дополнительное образование как возможность воспитания личности с успешным уровнем социализации

Ценностные ориентации воспитанников кадетского военного корпуса

Некоторые характерные особенности обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному

В статье рассматриваются характерные особенности обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному. Анализируются некоторые наиболее характерные особенности преподавания РКИ, способствующие формированию языковых компетенций у иностр...

Аутентичность текста на занятии по иностранному языку

Преподавание иностранного языка как призвание

Художественные мультфильмы и инновационные технологии в процессе обучения английскому языку в режиме дистанционного обучения в начальной школе

Аудиовизуализация знаний, умений и способностей в современном языковом образовании

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка

Статья рассматривает особенности развития функциональной грамотности на уроках английского языка. В настоящее время очень большое значение имеет закладывание основ функциональной грамотности, которая помогает индивидууму функционировать в социуме.

Развитие функциональной грамотности у обучающихся средней школы, для которых русский язык не является родным

В статье автор рассматривает методы и формы формирования функциональной грамотности у детей-инофонов.

Задать вопрос