Целью исследования в данной статье является определение теоретических основ, необходимых для разработки производственной стратегии предприятия. В рамках достижения цели были решены следующие задачи: приведено понятие производственной стратегии предприятия, выделены её основные цели, элементы и этапы разработки.
Актуальность темы, исследуемой в статье, подтверждается тем, что для повышения эффективности производственной деятельности руководство предприятия должно опираться на грамотно разработанную производственную стратегию.
Деятельность, основанная на эффективной производственной стратегии, ведет к уменьшению себестоимости, что также оказывает положительное влияние на финансовое состояние предприятия и способствует осуществлению финансовой стратегии [2].
Производственная стратегия является одним из наиболее значимых факторов повышения конкурентоспособности предприятия [1].
В первую очередь, необходимо дать понятие производственной стратегии. Производственная стратегия — подсистема корпоративной стратегии предприятия; программа действий, направленных на создание и реализацию продукции, ориентированная на длительный период, включающая способы эффективного использования производственных мощностей в целях получения конкурентных преимуществ [4].
Производственная стратегия является составной частью системы стратегий предприятия, связанных и взаимодействующих друг с другом. К функциональным стратегиям относятся маркетинговая, продуктовая, инновационная, финансовая, стратегии управления персоналом, материально-технического снабжения [3].
Производственная стратегия ставит перед собой следующие цели:
‒ конкретизация предъявляемых к операциям требований и определение соответствия производственных возможностей выдвигаемым требованиям;
‒ удовлетворение рыночных требований к производимой продукции соответствующего ассортимента, количества и качества, с обеспечением достаточной степени гибкости, то есть, характеризуемое готовностью к изменениям во внешней среде [3];
‒ оптимальная загрузка производственных мощностей, обеспечение снижения затрат на производство [5].
При определении соответствующих целей необходимо проводить анализ показателей деятельности предприятия по следующим направлениям: затраты на производство, соответствие производимой продукции стандартам качества, обеспечение качества поставок сырья [5].
Существует несколько подходов к определению элементов производственной стратегии. Согласно наиболее распространенному из них, производственная стратегия включает в себя следующие элементы. Они приведены в таблице 1.
Таблица 1
Составные элементы производственной стратегии предприятия
Элемент |
Характеристика элемента |
Стратегия размещения производства |
Определяет особенности географического расположения производственных подразделений предприятия |
Базовая стратегия производства |
Характеризует соотношение рабочей силы и основных производственных фондов, задействованных при создании продукции [2], в том числе, различают стратегии в зависимости от уровня удовлетворяемого производством спроса: — полного удовлетворения спроса; — среднего уровня спроса; — нижнего уровня спроса; — гибридная стратегия |
Производственно-инженерная стратегия |
Представляет интересы производственных подразделений, задействованных при принятии решений касательно проектировочной деятельности и совершенствования качества продукции [2]. |
Стратегия ресурсосбережения |
Позволяет снизить себестоимость производимой продукции, тем самым предоставив конкурентные преимущества предприятию |
Помимо перечисленных элементов, выделяются также следующие составляющие стратегии, присущие нефтедобывающим предприятиям. К ним относятся:
‒ оптимизация производственных мощностей, стратегические решения по их увеличению;
‒ управление качеством производства;
‒ масштаб производства;
‒ применение стратегического анализа решений по технологическим процессам;
‒ решения о вертикальной интеграции;
‒ решения по повышению эффективности производства за счет большей отдачи используемых ресурсов и сокращения расходов;
‒ оперативность производимых поставок;
‒ учет человеческого фактора;
‒ выделение производственного менеджмента в качестве подсистемы управления предприятием;
‒ создание необходимой инфраструктуры;
‒ связи с контрагентами;
‒ повышение гибкости системы стратегического управления производством;
‒ управление запасами предприятия [3, 5].
Разработка производственной стратегии проводится согласно этапам, приведенным в таблице 2.
Таблица 2
Этапы разработки производственной стратегии [2]
№ |
Этап |
Содержание этапа |
1. |
Разработка корпоративной стратегии |
Применение различных методов анализа для разработки стратегии, занимающей самое высокое место в иерархии стратегий предприятия: SWOT-анализ, метод портфельного анализа |
2. |
Разработка стратегии бизнес-единицы (направления деятельности) |
Осуществляется посредством применения аналогичных предшествующему этапу методов, с учетом того, что объектом анализа является конкретное направление деятельности предприятия |
3. |
Разработка продуктовой стратегии |
Процесс принятия решений, связанных с формированием ассортимента и о количестве производимой продукции |
4. |
Разработка требований к производственному процессу |
Определение необходимых требований к производству и его составным частям |
5. |
Анализ фактического состояния производственного процесса |
Анализ проводится по следующим направлениям: затраты на производство, соответствие производимой продукции стандартам качества, обеспечение качества поставок сырья [5] |
6. |
Выявление отклонений между фактическим состоянием производственного процесса и требованиями к нему |
Проводится сравнение плановых показателей, характеризующих требования, определенные на четвертом этапе, и фактических показателей, полученных в результате производственной деятельности |
7. |
Ранжирование выявленных несоответствий |
Результаты анализа из предыдущего пункта располагаются по убыванию, в зависимости от их значимости |
8. |
Поиск возможностей для устранения несоответствий |
На данном этапе определяется, способно ли предприятие устранить выявленные несоответствия плановых и фактических показателей, а так же экономическая целесообразность данных мероприятий |
9.1 |
Определение приоритетов совершенствования деятельности |
Проводится в случае наличия возможностей для устранения несоответствий плановых и фактических значений, определяются элементы стратегии |
9.2 |
Осуществление обратной связи |
Проводится при нецелесообразности проведения мероприятий или отсутствии возможностей устранения отклонений, в данном случае следует последовательно возвращаться к предыдущим этапам до полного устранения проблем |
Последовательное выполнение этапов обеспечивает грамотное формирование производственной стратегии, можно сделать вывод, что во время разработки реализуются такие функции управления как планирование и контроль, а также выполняются основные цели производственной стратегии.
Таким образом, в ходе работы была достигнута основная цель — были определены теоретические основы разработки производственной стратегии предприятия. Можно считать справедливым тот вывод, что разработка производственной стратегии является неотъемлемой частью деятельности предприятия, и способствует повышению эффективности производственного процесса.
Литература:
- Биктемирова М. Х., Галиуллина А. И. Производственная стратегия как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Аллея науки. — 2017. — № 14. — С. 168–171.
- Иванов, П. В. Методологические аспекты формирования производственной стратегии предприятия [текст] / П. В. Иванов, Н. И. Турянская., М. В. Середа // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право: сб. науч. тр. — Севастополь, 2017, -- С. 78–82.
- Иванов, П. В. Универсальная методология и отраслевая сельскохозяйственная адаптация формирования производственной стратегии предприятия [текст] / П. В. Иванов, Н. И. Турянская, М. В. Середа, Е. Г. Субботина // Успехи современной науки. — 2017. — № 3. — С. 77–83
- Марков, В. К. Теоретико-методологические основы формирования производственной стратегии нефтегазового комплекса России [текст] / В. К. Марков // Вестник тамбовского университета — 2010. — № 12. — С. 391–399
- Томова А. Б. Методические основы формирования производственной стратегии нефтегазового предприятия // Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом. — 2012. — № 5. — С. 4–8.