Создание и развитие оптимальной среды для жизни и развития детей с ТМНР в условиях пребывания детей в ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (239) январь 2019 г.

Дата публикации: 03.01.2019

Статья просмотрена: 579 раз

Библиографическое описание:

Санжиева, З. И. Создание и развитие оптимальной среды для жизни и развития детей с ТМНР в условиях пребывания детей в ЦССВ «Вера. Надежда. Любовь» / З. И. Санжиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 180-182. — URL: https://moluch.ru/archive/239/55307/ (дата обращения: 19.12.2024).



В нашем центре содействия семейного воспитания «Вера. Надежда. Любовь» работа с детьми выстраивается на основе средового подхода. Что понимается под этим термином — среда рассматривается как система пространственно-временных, эмоциональных и смысловых отношений. Среду, с точки зрения возможностей для функционального развития детей можно разделить на три группы: стрессогенную, развивающую и комфортную.

Что такое стрессогенная среда? Это среда, в которой ребенок не может приспосабливаться к изменениям окружающей среды, внешних (внутренних) условий существования путем сохранения и поддерживания физического гомеостаза (5). Наглядный пример. Ребенок, без сопровождения близкого человека, попадает в больницу. В данном случае ребенку может быть непонятно, что с ним произошло. Где, зачем, почему он оказался один в незнакомом месте и когда это все закончиться? Окружающие люди для него абсолютно непредсказуемы: один и тот же человек может выполнять разный функционал, кормить, играть, гулять, ухаживать. Не будем забывать, что ребенок попал в больницу из-за плохого физического состояния, вызванного заболеванием, а рядом нет человека, который мог бы привычным методом успокоить и утешить его.

Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития стрессогенными могут оказаться весьма, менее значимые изменения, как окружающей среды, так и внутренние изменения среды. Из-за сниженных возможностей адаптации дети могут не преодолеть даже не значительные изменения в привычной, повседневной обстановке. Как можно определить, что ребенок испытывает сильнейший стресс? Один из самых простых и понятных всем признаков — это крик ребенка. Однако бывает и наоборот. Ребенок, попав в стрессогенную среду, не кричит, и вот эта ситуация намного хуже — все это указывает на более глубокий уровень стресса. Во многих случаях многие, окружающие взрослые не догадываются, что ребенку некомфортно.

Некомпетентному персоналу может показаться, что данная ситуация для ребенка является комфортной средой, что она ему нравиться (например, купаться в большой ванне, как только малыш затихает, попав в воду). Однако могут появиться симптомы стрессового состояния такие, как нарушение дыхания, повышение мышечного тонуса, отсутствие мимики, отсутствия мимики и др. Т.Берри Бразельтон, американский педиатр и его коллеги, исследовали поведения детей, создали таблицу «Показателей баланса и перегрузки у младенцев и маленьких детей». Данная таблица может применяться и для определения степени переживания стресса у детей с ТМНР. Длительное воздействие стрессогенной среды очень негативно сказывается, на развитие ребенка и может даже спровоцировать не только замедление, но и откат в развитии. Последствия пребывания в стрессогенной среде могут быть самые не предсказуемые, даже могут сохраняться длительное время после попадания его в комфортные условия. Ребенок боится всего нового, не хочет двигаться, учиться, общаться. Многие дети чрезвычайно резко реагируют на незначительные изменения привычной окружающей среды — сопротивляются, кричат. Иные, наоборот, оказываются малоинициативными и не пытаются избежать негативного воздействия (такая ситуация начинается как правило при повторной ситуации или длительном воздействии стрессовой среды). Это состояние, с точки зрения ребенка можно описать так: «Мир ужасен и страшен, а я никчемен и ничего изменить не могу, даже пытаться не стоит».

Комфортная среда — это та среда, в которой ребенок чувствует себя спокойно, уютно и хорошо. В такой среде адаптация ребенка происходит на базе существующих у него механизмов приспособления к окружению и регуляции поведения. Примером комфортной среды может быть довольно привычная домашняя атмосфера, рядом с близкими родными людьми. Комфортная среда необходима каждому ребенку для жизни и его развития. В этой среде дети восстанавливают психические и физические силы, отдыхают. Она нужна для того, что если он испытывает тревогу, ребенок мог успокоиться. В комфортной среде не нужно детям тратить свои силы на регуляцию поведения, приспосабливаться к другим условиям жизни, поэтому именно такая среда необходима для отработки различных операций и навыков. Комфортная среда обеспечивает спокойствие и чувство безопасности, именно поэтому в ней ребенок начинает проявлять самостоятельность и активность. У детей с ТМНР поиск и обеспечение комфортной среды, особенно физической, обычно занимает много времени, т. к. эти дети ощущают дискомфорт и боль гораздо чаще, чем обычно развивающиеся дети. Помимо физического комфорта, очень значим эмоциональный комфорт: важно, чтобы с ребенком был тот человек, который хорошо понимает его знаки, чтобы история, которая происходит с ребенком, была предсказуема и понятна для него.

Развивающая среда — это среда, которая вызывает временную дезаптацию, с помощью чего ребенок может и способен преодолеть с помощью других людей или самостоятельно. По-другому говоря, развивающая среда содержит вызовы и задачи, преодолев которые, ребенок шагает вперед в развитии. В качестве примера можно привести первый поход ребенка в цирк, в кино. В данном случае ребенок попадает в новое место, в котором действуют другие правила, где много незнакомых людей. Необходимо приложить много сил, для того чтоб адаптироваться, побороть свои эмоции и поменять свое поведение. Если ребенка подготовили к данным событиям, ему понятно, что его ждет, и как нужно себя вести, посещая то или другое мероприятие, если рядом будут находиться близкие люди, которые помогут ему в той или иной ситуации, это возможно.

Для чего нужна развивающая среда? Один из основных факторов — эмоционально-личностное развитие ребенка, для возникновения у него новых возможностей взаимодействия с миром, расширение возможностей адаптации и в завершении — для гибкого поведения в тех или иных жизненных ситуациях. На протяжении дня развивающие среды должны сменяться комфортными средами, для того чтобы ребенок мог восстановиться и отдохнуть. Особенно необходимо детям с ТМНР, так как они более ранимы, им нужно больше сил и времени на освоение разных новых ситуаций, а так же на проживание и интеграцию в свой навык более ярких историй. Создание равновесия между комфортными и развивающими средами для данного ребенка — это уникальная задача, которая может решаться только в результате коллегиального обсуждения индивидуальной программы развития ребенка всеми специалистами и близкими людьми, принимают участие в его сопровождении. Важно отметить тот факт, что не существует универсальной «инструкции» развивающей и комфортной среды. Одна и та же ситуация может быть стрессогенной для одного ребенка, развивающей для другого и комфортной для третьего. Например, если ребенок впервые качается на качелях, он испытывает новые ощущения. Может менять положение тела, напрягать мышцы. Привыкнув к этому процессу, ребенок воспринимает это как шанс отдохнуть, расслабиться. Это требует тщательного анализа ситуации и моделирования среды для каждого единичного эпизода. Бывают случаи, когда возможно определить из всей ситуации несколько трудных факторов и по отдельности учить ребенка с ними. Например, принятие ребенка в наш центр происходит поэтапно, создавая, как можно менее для него стрессогенную среду. Желательно отдельно познакомиться с воспитательницей, обслуживающим персоналом, осмотреть группу, когда в ней нет других детей. Первые дни пребывание ребенка не полный рабочий день. Таким образом, в процессе планомерной работы зона комфорта у ребенка будет увеличиваться за счет непрерывного накопления положительного навыка в развивающей среде, а количество случаев, создающих стрессовую ситуацию, уменьшаться.

Литература:

  1. Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. — М. Просвещение, 1980.
  2. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. — М. Просвещение, 1991.
  3. Шматко Н. Д. Дети с отклонениями в развитии. — М. Аквариум ЛТД, 2001.
  4. Реуцкая О. А. Другой мир «особого» ребенка. — Издательский центр «марТ» Ростов-на-Дону, 2011.
  5. Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. Под ред. Igisheva. 2008
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, комфортная среда, среда, развивающая среда, ситуация, длительное воздействие, окружающая среда, отсутствие мимики, регуляция поведения.


Похожие статьи

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Методы социальной адаптации подростков и молодежи и технологии их привлечения в «Места Свободного Общения» путем реализации программы развития социальных компетенций в студии "Вектор"

Особенности психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с ТМНР в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово»

Система работы по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе ДОУ для развития ведущих сфер личности детей дошкольного возраста

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как эффективное средство создания единого образовательного пространства в МАДОУ Д/С№ 1 «Радость» г. Волжского

Взаимодействие ДОО и семьи в формировании мотивированной потребности в освоении ценностей ЗОЖ посредством проектной деятельности

Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях группы кратковременного пребывания «Мать и дитя»

Проект «Создание предметно-развивающей среды под свои интересы детьми старшего дошкольного возраста»

Взаимодействие детского сада с семьей, при подготовке дошкольников к обучению в школе, через реализацию образовательной области «Труд»

Социальная адаптация детей с ментальными нарушениями развития через организацию занятий по программе «Окно в мир!»

Похожие статьи

Создание психолого-педагогических условий для детей с общим недоразвитием речи в ходе реализации образовательной области «Речевое развитие»

Методы социальной адаптации подростков и молодежи и технологии их привлечения в «Места Свободного Общения» путем реализации программы развития социальных компетенций в студии "Вектор"

Особенности психологического сопровождения семей, воспитывающих детей с ТМНР в условиях ГКУ ЦССВ «Южное Бутово»

Система работы по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе ДОУ для развития ведущих сфер личности детей дошкольного возраста

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как эффективное средство создания единого образовательного пространства в МАДОУ Д/С№ 1 «Радость» г. Волжского

Взаимодействие ДОО и семьи в формировании мотивированной потребности в освоении ценностей ЗОЖ посредством проектной деятельности

Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях группы кратковременного пребывания «Мать и дитя»

Проект «Создание предметно-развивающей среды под свои интересы детьми старшего дошкольного возраста»

Взаимодействие детского сада с семьей, при подготовке дошкольников к обучению в школе, через реализацию образовательной области «Труд»

Социальная адаптация детей с ментальными нарушениями развития через организацию занятий по программе «Окно в мир!»

Задать вопрос