В статье освещены вопросы социального сиротства, адаптации социальных сирот в обществе, причины появления социального сиротства.
Ключевые слова: социальное сиротство, сироты, молодежь, подростки, несовершеннолетние, адаптация.
In article questions of social orphanhood, adaptation of social orphans in society, the reasons of emergence of social orphanhood are taken up.
Keywords: social orphanhood, orphans, youth, teenagers, minors, adaptation.
Конечно же, когда вы слышите слово «сирота» вам приходит на ум ребенок, который потерял родителей в результате несчастного случая, или из-за того, что его просто оставили в детском доме чаще бедствующие родители, или ребенок остался в детском доме, из-за того, что родители погибли. Вы думаете, что это дети, которые живут скучно, в домах-интернатах, без больших перспектив на будущее. С раннего возраста ребенок вынужден находиться среди таких же сверстников по достижения им совершеннолетия, вынужден бороться за место в обществе сам, в одиночку. Термин «сироты» относится к детям, чьи родители умерли или чьи родители были лишены родительской опеки, или которые служат или содержатся в тюрьмах, или которые были признаны физически или психологически неспособными компетентными органами. Этот статус признается только в контексте юридической процедуры и дает право на государственное благосостояние. Сироты живут в мире горизонтальных отношений и могут доверять только тем, то находится наравне с ними, в том же социальном статусе. Нередко в детских домах дети примеряют на себя социальные роли, друг с другом ведут себя как близкие родственники. Они связываются тесными связями, которые сохраняются даже после выхода из государственного учреждения, в котором они вместе жили много лет. Хотя, повзрослев, не каждому воспитаннику детского дома удается построить настоящую полную крепкую семью, потому что примера как должны вести себя супруги в семье у ребенка за прожитый им период жизни не было перед глазами. По статистике у 40 % выпускников детских домов не входит в планы рождение и воспитание своих собственных детей. Каждый третий выпускник детского дома имеет партнера без официального заключения брака, такие отношения сейчас называются сожительством. Каждый пятый имеет детей, а каждый четвертый не воспитывает их. Кроме того, 10 % не хотят жить в одиночестве, поэтому их устраивают совместное проживание с воспитанниками из той же школы-интерната.
Ежегодно в России лишаются права опеки над детьми более 60 000 родителей. Ссылаясь на данные Министерства образования и науки в России насчитывалось более 1500 тысяч де приютов, в которых находилось 650 000 тысяч воспитанников, в большинстве случаев выпускники, выходя из приюта, сталкиваются с проблемами социальной адаптации.
Осуществление надзора за выпускниками детских домов является обязанностью персонала социальных служб по достижению детьми 21–23 лет, позже никто не следит за тем, чтобы дети были интегрированы или социальны. В ряде случаев в зрелом возрасте у них будут проблемы с законом, употреблением психоактивных веществ и спиртных напитков.
Большинство воспитанников испытывают большие трудности при возвращении в общество и вливаясь в него, чаще всего детям трудно найти поддержку со стороны взрослых. Нет тех, то присмотрит, направит, подскажет как решить создавшуюся ситуацию, оценит правильно поступки ребенка, а ведь все это придает смысл жизни для каждого из нас, в прошлом ребенка. Для того, чтобы ребенок имел возможность вести нормальную жизнь в социуме, он должен принять основные психологические паттерны, которые ощутимы в раннем детстве. Каждому ребенку нужен взрослый, с которым у ребенка установлены постоянные отношения, взаимодействие между ними.
Каждый из нас знает, что мы все рано или поздно станем сиротами, что, возвращаясь домой, нас уже отец или мать встречать уже не будет, потому что их попросту нет. У взрослых нет уже такой фантазии, для взрослых людей эта тема запретна, хоть и чувствуют они что могут пройти через тоже самое. Так что пока живете с близкими с родными людьми вам стоит быть в ладу с ними. Дарите близким тепло, радость, чаще разговаривайте с ними, старайтесь жить как можно лучше. Ведь времени нам всем отведено не так уж много. Не ждите момента, когда вы останетесь одиночкой. Делайте первый шаг сами к людям, шаг навстречу.
Создавая семьи, рожая детей следует понимать, что Вы уже становитесь на путь, с которого никуда не свернуть, накладывается на Вас ответственность за жизнь человека, будущего гражданина. Хотелось бы донести до каждого что недостаточно иметь детей, чтобы стать отцом или матерью, дети могут получить статус социальной сироты при живых родителях, поэтому нужно их воспитывать, вкладывать частичку себя, воспитывать волевые качества, развивать психоэмоциональную сферу ребенка, учить дружить со сверстниками. Социальные сироты теряют своих родителей из-за различных социальных, экономических, моральных и психологических причин и становятся сиротами биологических родителей, которые все еще живы. Эти дети сегодня составляют особую социальную группу в нашем обществе.
Впоследствии экономических кризисов, которым подвержена Россия, появляются уязвимые группы, подростки которым не по карману становится обучение, лечение и множество других социальных благ, а ведь все это важно и нужно для достижения нормальной жизни, для становления личности в обществе. Среди социальных сирот имеется высокий показатель психосоциальных расстройств и у таких детей повышенный уровень невнимательности, рассредоточенности, распыленного сознания. Кроме этих недостатков у социальных сирот теряется один из самых важных факторов-это связь с родителями и другими членами семьи, исход этой ситуации плачевный. Подростки начинают употреблять психоактивные вещества, спиртные напитки, становятся уязвимыми из-за венерических заболеваний, незапланированно беременеют в раннем возрасте. Разница между обычным ребенком из полной семьи и социальным сиротой в том, что сироты имеют больше потребностей с подросткового возраста (с 15 лет) -это потребность в средне-специальном образовании и окончив его уже следует приступать к работе, учиться обеспечивать себя продуктами питания, одеждой, то есть уметь содержать себя полностью, таким детям нужны наставники, которые помогут преодолеть трудный переход из детства к зрелости, к взрослости.
Одной из причин из-за которой у молодежи разрушается характер является распад семьи и они, столкнувшись с данной проблемой, не имею никакого понятия как уйти от нее начинают беспорядочные половые связи, употребляют наркотики, алкоголь, начинают курить. Все это социально-психологические проблемы, которые еще включают в себя отсутствие социальных навыков, недостаток опыта в решении любых бытовых проблем, психические заболевания и т. д.
Финансовые проблемы: нехватка личного пространства (собственная комната и т. д.), Постоянное проживание в тесной коммуникационной среде дома. Из-за финансового недостатка дети не имеют собственных сбережений и никакого опыта обращения с деньгами.
Все эти проблемы не только влияют на человека, но и оказывают негативное влияние на область межличностных отношений. Это может привести к динамике, которая в свою очередь «продвигает» проблемы, упомянутые выше.
Кроме того, в школе и дома начинается на подростков давление, потому-что окружающие не до конца вникают что происходит с человеком.
Мало кто из социальных сирот преодолевает комплексы, попадает в нормальную среду, реализуется, это вероятно зависит от внутренних качеств и темперамента отдельного человека, потому-что не каждый может выстоять, превозмочь свалившиеся на него беды. Можно сказать, что эти люди одержали победу в жизни, оставили в прошлом проблемное детство, бедность, побои со стороны родственников и прочий негативный опыт. Когда мы молоды, наши эмоции настолько сильны, что можно получить любую травму, которая покалечит всю нашу жизнь и жизнь людей, окружающих нас.
Существуют также частные инициативы, направленные на социализацию детей-сирот, таких как детские деревни. Идея создания детской деревни заимствована у международной организации SOS Kinderdorf (Детские деревни), которую австрийский педагог Герман Гмайнер разработал после Второй мировой войны. Он основывался на воспитании детей в условиях, аналогичных семейным ячейкам.
В шести регионах России они успешно работают. Первый был построен в 1996 году в Московской области. Затем они появились в Мурманской, Орловской, Ленинградской и Псковской областях. У них есть 10 или 15 двухэтажных домов, в каждом из которых может быть от шести до восьми детей. В детских деревнях они живут нормальной жизнью: у них есть репетиторы, они учатся в старших классах, ходят по магазинам и готовят себе еду.
Литература:
- Черты личности у сирот-подростков. Исследование, проведенное в фонде Рудольфа Вальтера из муниципалитета Салькаха Кесальтенанго. Диссертация. 21–27 с. http://recursosbiblio.url.edu.gt/tesiseortiz/2016/05/22/Aguilar-Pedro.pdf
- Детей в семье должно быть не больше трех.Шокирующий законопроект Минпросвещения https://sibmama.ru/usynovlenie-2018.htm
- Бевз Х., Пеша И. Ребенок в воспитательной семье: Украинский институт социальных исследований. Киев 2006, 318 с.