В процессе буржуазных революций ХYIII-ХIХ веков в Европе началось зарождение нового политического движения, которое в 1816 году получило название либерализм. Название происходит от латинского слова liber — свобода. Данное политическое движение опиралось на идеи просветителей умеренного типа, таких как Монтескье, Локк, Вольтер, а также идеи классической политической экономии в лице А. Смита и Д. Рикардо. Либерализм довольно быстро оформился в стройную систему взглядов, которые включали в себя организацию социальной гармонии и последующего прогресса человечества, которые были бы достижимы на базе частной собственности, при помощи обеспечения свободы индивида, как в экономике, так и в других сферах человеческой деятельности.
Русский либерализм в отличие от европейского — это оригинальный феномен, который зарождался на базе отечественного духовного опыты и традиций. В первой половине XIX века либеральная мысль обнаруживается в программе общественных преобразований, разработанной Михаилом Михайловичем Сперанским (1772–1839), который был ближайшим помощником и советником императоров Александра I и Николая I. В своих программах он пытался осуществить адаптацию принципа разделения властей к самодержавной форме правления, при этом он старался обеспечить гибкость и оперативность в работе государственного механизма, учитывая его подотчетность различным сословиям. Таким образом, предлагавшиеся им реформы были похожи на пути превращения монархии в конституционную монархию.
Дальнейшее развитие либерализма в России связано с активной идейной полемикой, которая разразилась в 30–40-е годы девятнадцатого века с возникновением течений западничества и славянофильства. Позднее, эта полемика выходит на страницы первых либеральных журналов: «Русский вестник», «Отечественные записки», «Атеней», где идеологи русского либерализма стали выдвигать проекты реформ [1, с. 336].
Следующей ступенью стало разделение либерализма на консервативный и «новый» либерализм. Оба эти направления прекратили свое существование в 1917 году в связи со сменой в стране государственного устройства. Сущность консервативного либерализма состоит в синтезе различных основных идей, характерных для классического либерализма, куда входят: реформаторство, права и свободы личности, и консерватизм, который поддерживает порядок и стабильность при помощи сильной власти и приверженности религиозно-нравственным ценностям. Основателем консервативного либерализма стал Борис Николаевич Чичерин (1828–1904) — профессор права. Основа разработанной им концепции базировалась на синтезе принципов общественной и личной свободы в тесной связи с политическими традициями и нравственно-культурными началами народа. Еще одной яркой фигурой был Петр Бернгардович Струве (1870–1944), который стремился к приоритету религиозно-нравственных ценностей личности и общества. Петр Бернгардович Струве обосновал необходимость в форме конституционной монархии создания правового государства.
В начале XX века в либеральной политической мысли стали преобладать новые черты, которые заключались в том, что он формировался в условиях критики идеи со стороны леворадикальных и реакционных сил правового государства. В этой связи задачами либеральных ученых и политиков стало обоснование именно прогрессивной роли государства в защите основных принципов построения правового государства. Данная проблематика нашла отражение в работах Павла Ивановича Новгородцева (1866–1924) выдающегося философа и правоведа, а также Богдана Николая Ивановича Кареева (1850–1931) и Александровича Кистяковского (1868–1918), известных историков и социологов данного периода. Идеи нового либерализма нашли свое отражение в основе программы партии кадетов (конституционных демократов), которая стала объединяющей для интеллигенции, которая стремилась к преобразованиям парламентским путем. Кадеты выступали последовательно за разделение властей, за создание прочного фундамента правового государства и гражданского общества. Идеи либеральных реформ, которые могли бы осуществляться государственной властью, отразились в реформах П. А. Столыпина, в частности, была предпринята попытка при помощи государства превратить крестьян в собственников, создав условия для эффективной модернизации страны, как аграрного лидера.
В период до 1917 года либерализм в различных формах выражал стремление интеллигенции и буржуазии к преобразованию абсолютизма в конституционно-парламентскую монархию, к ликвидации сословных привилегий, утверждению нового правового строя [2, с. 456].
Необходимо отметить, что либеральные теоретики этого периода делали значительный акцент на стремлении к схожести путей развития Западной Европы и Российской империи. Будучи эволюционистами, либералы этого периода являлись противниками совершения социальных переворотов, так как считали их аномалиями, которые только вредят жизни общества. Историческая драма либерализма в этот период заключалась в том, что у течения не было прочной социальной базы, из-за чего данное течение и проигрывало лагерю как радикальных, так и консервативных противников. Призывы либералов к организации диалога не были услышаны, социальный переворот совершился.
В советский период официальная позиция власти в отношении либерализма состояла в критике или замалчивании. В сознании масс слово «либерализм» обрело негативный смысл, чему способствовало влияние ленинских статей с критикой либералов. В этот период либеральные ценности сохранялись в среде русской эмиграции, а также отечественных диссидентов и правозащитников. Значительную роль в распространении либерализма в СССР сыграли интеллигенты «шестидесятники», в период политической «оттепели», после развенчания культа личности. Однако определенные позиции в политической жизни они обрели во второй половине 1980-х годов с утверждением концепции «перестройки» в либерально-демократический социализм, а вскоре и в либеральную демократию. Этому способствовал курс реформ, который стал ориентироваться на соединение социализма с демократией. М. С. Горбачевым и его окружением была сформулирована концепция «универсальных», «общечеловеческих ценностей», которая явилась отечественным вариантом схожей теории конвергенции капитализма и социализма, которая была выдвинута западными либералами еще в 1960-х годах. В 1990–1991 годах с развалом СССР либерализм выполнял роль «идеологии антикоммунизма».
Однако, вместо планировавшегося либералами создания европейской или американской модели общественного устройства, утвердился симбиоз иного характера, который был схож с раннекапиталистической или латиноамериканской моделью.
Историческая роль либерализма в современной России, несмотря на колоссальные издержки проводимой в это время «шоковой терапии», способствовала демонтажу тоталитарного режима, а также формированию основ рыночной экономики. Кроме того, именно в этот период началась реализация, отложенной почти на семьдесят лет реформы политической системы, которая основалась на разделении властей и многопартийности. Либерализм в этот период также положил начало процессу интеграции России как в европейские, так и мировые политические и экономические структуры, что также было продолжением идей начала ХХ века. Будущее в развитии русского либерализма как отечественные, так и зарубежные исследователи прогнозируют в русле формирования новой разновидности, которая бы соответствовала современным условиям постиндустриального общества.
Литература:
- Либерализм и социализм. Запад и Россия. К 200-летию со дня рождения А. И. Герцена. — М.: Ленанд, 2013. — 336 c.
- Пеннингтон, Марк Классический либерализм и будущее социально-экономической политики / Марк Пеннингтон. — Л.: Мысль, 2014. — 456 c.
- Драгоманов, М. П. Земский либерализм в России / М. П. Драгоманов. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 937 c.
- Л., фон Мизес Либерализм / Л. фон Мизес. — М.: Книга по Требованию, 2017. — 344 c.
- Людвиг, фон Мизес Либерализм / Людвиг фон Мизес. — М.: Социум, 2014. — 294 c.