Дополнительное образование представляет собой самостоятельный вид образовательной деятельности, является целенаправленным процессом воспитания и обучения с помощью реализации дополнительных общеобразовательных программ, а также инструментом формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения.
В сфере дополнительного образования отсутствуют механизмы нормативной регламентации, это не всегда обеспечивает предоставление услуг достойного качества. Отсюда, можно сделать вывод, что вопрос качества образования в системе дополнительного образования детей на сегодняшний день очень актуальный.
Качество дополнительного образования зависит от удовлетворенности образовательными услугами субъектов их получения, таким образом удовлетворенность качеством дополнительного образования является показателем, отражающим представление родителей и учащихся о качестве предоставляемых образовательных услуг, а также о качестве образования в целом.
Для того чтобы определить уровень удовлетворенности образовательными услугами, мы разработали анкету и проанкетировали детей одной из детских школ искусств.
Нами были выделены следующие критерии и показатели удовлетворенности образовательными услугами:
- Удовлетворенность организацией обучения:
– образовательная программа;
– удовлетворенность результатами обучения.
- Удовлетворенность условиями реализации образовательного процесса:
– материально техническое обеспечение;
– санитарно-бытовые условия
- Удовлетворённость творческой деятельностью:
– концертная деятельность;
– конкурсная деятельность.
- Удовлетворенность отношениями в коллективе:
– педагог — ребенок;
– ребенок — коллектив.
- Отношение к занятиям:
– отношение ребенка к занятиям;
Целью анкетирования является — получение оперативной, точной и объективной информации об уровне удовлетворенности образовательными услугами, для повышения результативности управленческой деятельности по сохранению и улучшению качества образовательных услуг.
Также нами был определен порог удовлетворенности — 75 %, который является нормой, все что ниже будет считаться отклонением.
Рассмотрим результаты, полученные с помощью анкетирования детей.
На рисунке 1 представлены результаты удовлетворенности результатами обучения и программой обучения, оба критерия выше 75 % это говорит о том, что детям нравятся изучаемые предметы и большинство довольны результатами обучения.
Рис. 1. Удовлетворенность организацией обучения
На рисунке 2 отражены результаты вопросов, касающихся условий реализации образовательного процесса, показатель опроса детей наивысший — 100 %.
Рис. 2. Удовлетворенность условиями реализации образовательного процесса
Взаимоотношения в коллективе, представленные на рисунке 3, равна 70 %, это небольшое отклонение, но тем не менее ниже установленного нами порога.
Рис. 3. Удовлетворенность отношениями в коллективе
Удовлетворенность концертной и конкурсной деятельностью, имеет низкий процент, всего 50 %, этому нужно уделить особое внимание.
Рис. 4. Удовлетворенность организацией творческой деятельности
Также детям был задан дополнительный вопрос, с удовольствием ли они посещают занятия, процент, кто ответил да, равен 90 % (рис.5).
Рис. 5. Отношение к занятиям
Проанализировав результаты анкетирования детей, мы можем сделать вывод, что имеются проблемы в области организации творческой деятельности и взаимоотношений в коллективе, по остальным показателям отклонений не имеется.
Поэтому есть необходимость принять управленческие решения направленные на улучшение качества образовательных услуг, опираясь на мониторинг удовлетворенности детей.