Визуализация исторических данных | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №1 (239) январь 2019 г.

Дата публикации: 05.01.2019

Статья просмотрена: 1368 раз

Библиографическое описание:

Евтихов, М. В. Визуализация исторических данных / М. В. Евтихов, В. Г. Евтихов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/archive/239/55337/ (дата обращения: 18.12.2024).



Представленное в работе исследование носит научно- практический и историко-хронологический характер. В работе дается обзор программного обеспечения, создающего хронологические срезы, аналитическую и графическую части для исторической научно-исследовательской работы. Также в работе изучается потребность в создании наглядных примеров и шаблонов, помогающих эффективно применять различные реализации представления исторической хронологии. Наглядные примеры и шаблоны в систематизированном виде составили содержание работы.

Ключевые слова: историческая хронология, машинное обучение, клиент-серверные технологии, интерактивные вычислительные системы, майнинг данных.

Современные научно-исследовательские изыскания все больше зависят от компьютерных программ и языков программирования, которые собирают, обрабатывают и визуализируют данные, строят статистические модели. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что такая работа должна обеспечивать различные способы фиксации и визуализации, в том числе и исторических сведений. Поэтому обзор и применение комплексного, удобного инструмента поиска и обработки уже зафиксированных исторических фактов отвечает интересам научных сотрудников, студентов и аспирантов в области совершенствования используемого исторического метода.

У многих людей хронологическая шкала от «Большого взрыва» в прошлом и до некоторой перспективы в будущем времени не является легко осознаваемой и понятной. Возможно это связано с тем, что промежутки времени в истории человечества, и тем более в естественной истории и истории вселенной, настолько велики по сравнению с продолжительностью нашей жизни и недавней историей, что вызывает определенные затруднения в осознании полной исторической картины. Простые примеры иногда позволяют наглядно представить не только масштабы огромных расстояний, но и огромные временные промежутки. Например, если Землю представить, как воздушный шар диаметром 120 сантиметров, то толщина стенок этого шара, описывающих земную кору, будет составлять чуть более 3 миллиметров.

Аналогично, если представить историю существования Земли одним земным годом, (Земля сформировалась в полночь первого января, а настоящий момент наступает в полночь первого января следующего года), то период от рождества Христова до настоящего момента составил бы всего 14 секунд. Другой пример, период существования «Homo sapiens» составил бы около 23 минут, а существование жизни на Земле чуть более 329 дней.

Цель проведения настоящего обзора заключается в поиске систематизированных методов сегментации последовательности исторических событий на исторические периоды, которые подобно геостратографическим шкалам могут образовывать исторические хронологические шкалы и срезы.

Для достижения поставленной цели необходимо исследовать теоретические основы и существующий исторический метод формирования хронологических сведений.

Теоретико-методологическую основу исследования составили научные публикации разработчиков интерактивной визуализации набора данных биографий всемирно известных людей, которые можно использовать для изучения и распространения биографических данных с помощью лингвистических групп, географического положения и периода времени [1]. В процессе исследования применялись информационные и когнитивные технологии систем управления исследованиями и проектами. Эмпирическую базу исследования составили информационные источники, справочные материалы и нормативно-правовые документы.

В результате выполненных исследований был создан обзор программного и информационного обеспечения разработки и оформления хронологических срезов исторических сведений.

Синтез информационных и когнитивных технологий позволяет с помощью информационно-технологической инфраструктуры дополнить и улучшить когнитивные процессы, а также создать новые подходы в научном и творческом процессе (здесь речь идет о моделировании человеческого мышления и воплощении его в искусственном интеллекте) [2].

История шагает от развилки к следующей, по загадочным причинам выбирая то один путь, то другой [3].

Задача исследователя — постараться выяснить, wie es eigentlich gewesen («как оно, собственно, было»), по крылатому выражению знаменитого немецкого историка XIX века Ранке (Leopold von Ranke) [4].

Предметом исследования могут являться способы создания исторических карт на базе современных геоинформационных технологий. Например, динамическая карта как основа исторической карты в среде ГИС [6].

Вначале обзора рассмотрим проект «Карта современников», который отражает основные события Мировой истории и периоды жизни знаменитых людей в форме цветных полос вдоль временной шкалы [8]. Проект позволяет выяснить, что Александр Вольт и Александр I жили одновременно с Наполеоном Бонапартом. Таким образом имеется возможность посмотреть, какие знаменитости одновременно жили в свое время на Земле (рисунок 1).

Рис. 1. Проект «Карта современников»

Безусловно, проект дает свежий взгляд на какую-то конкретную эпоху, дает ощущение, что произошло после чего. Тем не менее, как видно из рисунка 1 результаты визуализации достаточно сложны для восприятия и анализа. Временная шкала использует набор данных из другого известного проекта «Pantheon» [1].

Таким образом хронологические срезы могут использовать наборы данных сервиса «Pantheon», который является проектом группы разработчиков «Macro Connections MIT Media Lab». Сервис предоставляет информацию о нескольких тысячах исторических личностей всего мира. Каждая знаменитость помечена индексом исторической популярности (HPI). HPI помогает акцентировать свое внимание на самых известных людей. Биографии позволяют запечатлеть людей, которые произвели знаменитые творения, например, Уильям Шекспир и Леонардо да Винчи, или тех, кто способствовал известным историческим событиям, таким как Джордж Вашингтон, ключевой генерал в американской революции или Диего Марадона, ключевой игрок в чемпионате мира в Аргентине в 1986 году. Следующий интернет-фрейм в онлайн-режиме формирует запрос для создания визуализационной диаграммы наиболее известных людей, рожденных в различных регионах России (рисунок 2). Приведем пример выборки хронологических данных. На диаграмме указан период выборки от 4 тысячелетия до нашей эры и по 2010 год нашей эры. В процентном масштабе визуализировано количество известных политиков (Politician), писателей (Writer), математиков, физиков и композиторов (Mathematican, Physicist, Composer) и др.

Рис. 2. Диаграмма знаменитостей России

В качестве другого примера использования программного интерфейса сервиса «Pantheon» того же временного диапазона позволяет получить географическую карту мира с цветовым указанием, где и сколько, по имеющимся сведениям, родилось знаменитых философов (рисунок 3).

Рис. 3. Знаменитые философы

В заключении приводимого обзора рассмотрим достаточно популярный поисковый запрос в интернете «День в истории», по которому выдается впечатляющий перечень интернет ресурсов, предоставляющих хронологический сервис в том или ином объеме. Так как предоставляемая ресурсами информация, как правило, находится в открытом доступе, то можно использовать алгоритмы майнинга исторических данных.

Рассмотрим в качестве примера возможность использования исторических знаний, накапливаемых в свободной энциклопедии

«Википедия». Она поддерживает категории по событиям, произошедшим в конкретную историческую дату, путем создания внутренних ссылок на эту страницу. Внутренние ссылки формируются отдельно на дату (например, 12 декабря) и год. Таким образом предоставляется возможность формирования списков событий не только на определенную дату, но и выбрать целиком год, десятилетие, тысячелетие или эпоху для просмотра всех отмеченных в «Википедии» ссылок с указанием конкретного периода. Благодаря этому формируются исторические хронологии не только событий, но также стран и знаменитых личностей. Например, хронология истории России [9] (рисунок 4).

Рис. 4. Википедийная хронология истории России

Отметим, что большинство интернет ресурсов требуют за использование материалов указание активной ссылки на их источник.

Проведенный обзор может распространяться на фундаментальные исторические исследования, поисковые и прикладные научно- исследовательские работы в области истории, выполняемые научно- исследовательскими организациями и высшими учебными заведениями. Настоящий комплект может быть также использован при подготовке исторических изысканий в других областях научной деятельности.

Совокупность собранных и систематизированных исторических фактов и есть история в смысле наших знаний о прошлом. Она — здание, возведённое многими поколениями историков. Разумеется, здание — это несовершенно, как несовершенно всё, творимое человеком. Посильное совершенствование исторического здания — повседневный труд историка [4].

Чтобы попытаться осознать временные масштабы, авторы предполагают создать историческую шкалу времени, как серию разворачивающихся временных шкал — каждая временная шкала может содержать все предыдущие временные шкалы, где цвета будут помогать визуализировать различные временные периоды. Все отрезки в таком представлении должны точно соответствовать количеству времени, которое они выражают.

Литература:

  1. Yu A. Z., Ronen S. Pantheon 1.0, a manually verified dataset of globally famous biographies // Scientific data. — 2016. — № 3. — С.15.
  2. Филиппович А. Ю. Ключ к созданию искусственного интеллекта [Электронный ресурс]. — URL: https://zen.yandex.ru (дата обращения 24.11.2018).
  3. Harari Y. N. Sapiens: A brief history of humankind.. -: Random House, 2014. — 617 c.
  4. Утехин С. О понимании истории [Электронный ресурс]. — URL: http://utechin.narod.ru/svu/notice/02_01.htm (дата обращения 09.12.2018).
  5. Urban T. Horizontal History [Электронный ресурс]. — URL: http://waitbutwhy.com/2016/01/horizontal-history.html (дата обращения 08.12.2018).
  6. Фролов А. А. Динамическая карта как основа исторической карты в среде ГИС // Историческая информатика. — 2017. — № 2. — С.61–73.
  7. Владимиров В. От исторического картографирования к исторической геоинформатике // Круг идей: алгоритмы и технологии исторической информатики: Труды IX конференции Ассоциации» История и компьютер».–М, — 2005. — С.22–40.
  8. Bogdanov Y. Visualization of the globally famous people lifetimes. [Электронный ресурс]. — URL: https://github.com/ybogdanov/history-timeline (дата обращения 08.12.2018).
  9. Хронология истории России [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.wikipedia.org (дата обращения 09.12.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): HPI, временная шкала, MIT, данные, интернет ресурсов, историческая хронология, полночь первого января, работа, рисунок, хронология истории России.


Ключевые слова

машинное обучение, историческая хронология, клиент-серверные технологии, интерактивные вычислительные системы, майнинг данных

Похожие статьи

Современные подходы к изучению истории в школе

В статье рассмотрены и обобщены методы интерактивного обучения истории в школе на современном этапе. Выявлены и оценены наиболее эффективные подходы к современному изучению исторических дисциплин в Российской Федерации, а также показано, что наиболее...

Применение технологии «корзина идей» в 8-х классах на уроках русского языка

В данной статье рассматривается работа над одним из приемов критического мышления — корзина идей. Особенностью статьи является то, что автор постарался показать практическое применение данного приема в условиях национальной школы. Безусловно, процесс...

Актуальные вопросы внедрения идеи концептуального обучения на уроках истории.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием исторического мышления у учащихся по предмету всемирная история, с которыми сталкиваются учителя, в процессе внедрения идей концептуального обучения, как способ решения проблем предлагается...

Современные педагогические технологии в обществоведческом образовании в общеобразовательных организациях

Данная статья посвящена педагогической технологии, современным методам и подходам в обществоведческом образовании. В работе рассмотрены и даны отличительные характеристики проектной технологии, кейс-технологии, технологии сотрудничества и проблемного...

Интегрированная клиническая практика — инновационный инструментарий профессионально-педагогического образования бакалавров в области безопасности жизнедеятельности

В статье обоснована с научно-методологических и организационно-технологических позиций перспективная модель интегрированной клинической практики будущих учителей безопасности жизнедеятельности. Научно-методологический уровень модели образован стратег...

Когнитивно-визуальный подход к обучению математике как эффективное средство математического развития учащихся

В статье рассматривается одна из важных проблем в теории и методике обучения математике, связанная с учетом психофизиологических особенностей обучающихся при выборе технологии обучения, представлены примеры и приемы работы с учебным материалом, раскр...

Современные интернет-ресурсы по обучению иностранному языку, их основные понятия и функции

В данной работе описаны виды Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования, а именно требования ФГОС. В научной статье рассматриваются понятия и сущность образовательных Интернет-р...

Бионика: подсказано природой. Живые прототипы — ключ к новой технике

Работа посвящена исследованию объектов бионики, которые человечество создало благодаря самой природе. В работе приведен ретроспективный анализ развития понятия и науки «Бионика», отмечены практические аспекты бионики. Показана тесная связь бионики с ...

Проектирование системы задач и упражнений по учебной дисциплине «Математический анализ»

В центре внимания статьи — проектирование системы задач и упражнений по учебной дисциплине «Математический анализ» для математической подготовки бакалавров экономики. Представленные двадцать две типовые задачи охватывают все разделы математического а...

Моделирование бизнес-процессов в условиях антикризисного управления

В данной статье представлены и проанализированы современные методы и подходы создания новых бизнес-процессов в условиях антикризисного управления. Даны характеристики и определения основных понятий и терминов. Наглядно представлен каждый из методов и...

Похожие статьи

Современные подходы к изучению истории в школе

В статье рассмотрены и обобщены методы интерактивного обучения истории в школе на современном этапе. Выявлены и оценены наиболее эффективные подходы к современному изучению исторических дисциплин в Российской Федерации, а также показано, что наиболее...

Применение технологии «корзина идей» в 8-х классах на уроках русского языка

В данной статье рассматривается работа над одним из приемов критического мышления — корзина идей. Особенностью статьи является то, что автор постарался показать практическое применение данного приема в условиях национальной школы. Безусловно, процесс...

Актуальные вопросы внедрения идеи концептуального обучения на уроках истории.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием исторического мышления у учащихся по предмету всемирная история, с которыми сталкиваются учителя, в процессе внедрения идей концептуального обучения, как способ решения проблем предлагается...

Современные педагогические технологии в обществоведческом образовании в общеобразовательных организациях

Данная статья посвящена педагогической технологии, современным методам и подходам в обществоведческом образовании. В работе рассмотрены и даны отличительные характеристики проектной технологии, кейс-технологии, технологии сотрудничества и проблемного...

Интегрированная клиническая практика — инновационный инструментарий профессионально-педагогического образования бакалавров в области безопасности жизнедеятельности

В статье обоснована с научно-методологических и организационно-технологических позиций перспективная модель интегрированной клинической практики будущих учителей безопасности жизнедеятельности. Научно-методологический уровень модели образован стратег...

Когнитивно-визуальный подход к обучению математике как эффективное средство математического развития учащихся

В статье рассматривается одна из важных проблем в теории и методике обучения математике, связанная с учетом психофизиологических особенностей обучающихся при выборе технологии обучения, представлены примеры и приемы работы с учебным материалом, раскр...

Современные интернет-ресурсы по обучению иностранному языку, их основные понятия и функции

В данной работе описаны виды Интернет-ресурсов, которые могут быть использованы при обучении иностранному языку на современном этапе образования, а именно требования ФГОС. В научной статье рассматриваются понятия и сущность образовательных Интернет-р...

Бионика: подсказано природой. Живые прототипы — ключ к новой технике

Работа посвящена исследованию объектов бионики, которые человечество создало благодаря самой природе. В работе приведен ретроспективный анализ развития понятия и науки «Бионика», отмечены практические аспекты бионики. Показана тесная связь бионики с ...

Проектирование системы задач и упражнений по учебной дисциплине «Математический анализ»

В центре внимания статьи — проектирование системы задач и упражнений по учебной дисциплине «Математический анализ» для математической подготовки бакалавров экономики. Представленные двадцать две типовые задачи охватывают все разделы математического а...

Моделирование бизнес-процессов в условиях антикризисного управления

В данной статье представлены и проанализированы современные методы и подходы создания новых бизнес-процессов в условиях антикризисного управления. Даны характеристики и определения основных понятий и терминов. Наглядно представлен каждый из методов и...

Задать вопрос