Программные средства управления банком вопросов электронной образовательной среды университета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Программные средства управления банком вопросов электронной образовательной среды университета / Е. В. Коптенок, А. В. Савенко, Е. А. Сухарев [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 1 (239). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/archive/239/55345/ (дата обращения: 19.12.2024).



– Что такое ЭОС, для чего применяется

– удобство в проведении тестирования (можно выбрать время, ограничить количество вопросов и т. д.)

Электронная образовательная среда университета выполняет ряд функций в образовательном процессе, таких как предоставление актуальной информации об учебных курсах студентам, выдача и прием самостоятельных работ, распространение методических и учебных пособий и проведение тестирований.

В современной системе образования тестирование является практически неотъемлемой частью учебного процесса. Для контроля успеваемости обучающихся могут применяться различные виды тестирования с различными форматами ответов, однако все их объединяет то, что для составления тестов нужно сформировать банк вопросов.

Для повышения качества тестирования база должна содержать как можно больше вопросов. С ростом банка вопросов возрастает сложность их обработки, поэтому для составления теста могут применяться различные системы тестирования.

Существует множество систем с возможностью формировать банк вопросов, чтобы с его помощью создавать разнообразные тесты. Для описания тестов используются различные средства и форматы, например GIFT, QML, QTI и другие. В основном, форматы базируются на принципах вики-разметки или XML. Формат GIFT связан с системой управления курсов Moodle.

Однако, эти форматы существуют для распознавания электронными системами и затрудняют чтение человеком, а для занесения данных в банк вопросов в данных форматах используются WYSIWYG-редакторы или другие приложения с удобным интерфейсом. При этом нередко возникает необходимость получения тестовых данных из систем подобных Moodle, представлении их в удобочитаемом виде и сохранении в текстовых файлах. Например, чтобы распечатать тестовые данные для всякого рода отчетов, для создания бумажного экземпляра теста или для переноса в другие системы тестирования.

Формат GIFT позволяет с помощью простого текстового редактора создавать коллекции вопросов разных типов. Каждый вопрос должен быть разделен хотя бы одной пустой строкой. В простейшем случае вначале находится вопрос, затем ответы заключены в фигурных скобках. Перед вопросом может находиться заголовок, который окружен с двух сторон двумя двоеточиями (::). Правильные ответы предваряются символом равенства (=), а неправильные символом тильды (~). Символ решетки (#) обозначает отклик(пояснение?) к ответу. Вопросы могут быть средневзвешены с помощью символов процента (%.. %) вокруг веса. Комментарии, которые игнорируются, например системой Moodle идут после двух подряд символов косых (//). Для вопросов на соответствие, правильное соответствие задается с помощью двух символов “стрелки” (->) между сопоставляемыми ответами и символом равенства перед соответствием.

Любой файл в формате GIFT обязан быть закодирован в UTF-8. ANSI допускается только для языков, в которых присутствуют специальные символы отсутствующие в стандартной латинице.

Пример вопроса:

Каков правильный ответ?{= Правильный ответ ~Неправильный ответ ~Тоже неправильный ответ ~Еще один неправильный ответ }

Пример более сложного вопроса, где нужно выбрать несколько вариантов ответа:

Каких органов у обычного человека по 2? {

~%-100%Никаких

~%50%Ушей

~%50%Глаз

~%-100%Сердец

}

Формат GIFT наиболее распространен при использовании системы Moodle, однако, сама система не предоставляет возможности представления тестовых данных в чистом виде без метаинформации. Также в открытом доступе не существует конвертеров из формата GIFT в текстовый. Существуют приложения-парсеры формата GIFT, однако они представляют тестовые данные в динамических структурах на языках, на которых написаны эти приложения (Python, Ruby и др.), для дальнейшей обработки. Некоторые приложения генерируют HTML-представление тестов, аналогично системе Moodle.

Разработана программа, которая считывает файл в формате GIFT, извлекает в чистом виде вопросы и варианты ответов, а также выводит их в приемлемом для чтения виде. На вход подается файл в формате GIFT в кодировке UTF-8. Результатом работы программы является текстовый файл с составленным списком вопросов и ответов.

Интерфейс программы представлен на рис.1. Пример входного файла в GIFT формате представлен на рис.2. Пример выходного файла представлен на рис.3.

Рис. 1. Интерфейс программы

Рис. 2. Пример входного файла

Рис. 3. Пример выходного файла

Программа была разработана на языке C++ и собрана с помощью компилятора GNU поддерживающим стандарт С++14. Также была использована стандартная библиотека для регулярных выражений.

Алгоритм заключается в построчном переборе исходного файла. Каждая строка анализируется с помощью регулярных выражений. Определяется вид строки и в соответствии с определенным типом заполняются структуры вопросов и ответов. В конце перебора формируется массив вопросов и связанных с ними ответов. После составления массивов в выходной файл выводится список вопросов и вариантов ответа к ним в случайном порядке. Список правильных ответов выводится за списком вопросов в том же файле. Блок-схема алгоритма представлена на рис.4.

Рис. 4. Блок-схема алгоритма

Разработанная программа удобна для экспортирования банка вопросов в текстовый файл, что может использоваться, например, для составления бумажных тестов.

В настоящий момент программа имеет ряд направлений для развития, в частности, предполагается создание графического оконного интерфейса, сохранение результатов в различные текстовые форматы и возможность редактирования вопросов в программе без открытия файла в текстовом редакторе.

Литература:

  1. GIFT format [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.moodle.org/en/GIFT
  2. Программа Конвертор DOCtoGIFT тестовых вопросов в формат GIFT для СДО MOODLE Борисов Н. А., Карпенко С. Н., Кузенкова Г. В., Кузнецов А. И. / Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования 'Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
Основные термины (генерируются автоматически): GIFT, формат, выходной файл, неправильный ответ, ответ, ANSI, входной файл, Правильный ответ, текстовый файл, чистый вид.


Похожие статьи

Использование динамической рейтинговой системы для повышения качества обучения студентов технических направлений

Анализ программного обеспечения для разработки информационных систем мониторинга учебной деятельности студентов

Место и роль системы организации в решении соревновательных задач для активизации самостоятельной работы студентов по предмету «Программирование на С++»

Повышение качества реализуемых образовательных процессов средствами консалтингового центра университета

Нейросетевые технологии адаптивного обучения и контроля знаний студентов по курсу основы программирования

Автоматизированное сопровождение учебного процесса вуза

Система оценивания результатов учебной деятельности с использованием возможностей электронных образовательных ресурсов

Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов в условиях аграрного вуза

Алгоритм управления научно-исследовательской деятельностью кафедры вуза

Применение информационных технологий для автоматизации оценки знаний пожарной безопасности сотрудников ОАО «Сбербанк России»

Похожие статьи

Использование динамической рейтинговой системы для повышения качества обучения студентов технических направлений

Анализ программного обеспечения для разработки информационных систем мониторинга учебной деятельности студентов

Место и роль системы организации в решении соревновательных задач для активизации самостоятельной работы студентов по предмету «Программирование на С++»

Повышение качества реализуемых образовательных процессов средствами консалтингового центра университета

Нейросетевые технологии адаптивного обучения и контроля знаний студентов по курсу основы программирования

Автоматизированное сопровождение учебного процесса вуза

Система оценивания результатов учебной деятельности с использованием возможностей электронных образовательных ресурсов

Балльно-рейтинговая система оценивания знаний студентов в условиях аграрного вуза

Алгоритм управления научно-исследовательской деятельностью кафедры вуза

Применение информационных технологий для автоматизации оценки знаний пожарной безопасности сотрудников ОАО «Сбербанк России»

Задать вопрос