В современном мире образование претерпевает изменения, происходит усовершенствование, обновляется система и содержание. К числу одной из приоритетных задач в настоящее время относят экологическую культуру [1]. Под этим понятием следует рассматривать не только любовь и бережное отношение к окружающему миру, но и необходимость осознавать правильность своих действий по отношению к природе. Именно начальная школа играет важную роль в экологическом образовании обучающихся.
Математика может научить ребенка умениям давать количественную оценку состояния природы, оценку последствий действия человека в окружающей среде Используя на уроках математики задачи экологического содержания, мы можем воссоединить эмоциональное и рациональное восприятие мира у ребенка. Таким образом, мы сможем научить видеть не только красоту природы, но и математики как школьного предмета [2].
Экологическое воспитание средствами математики, возможно, проводить через текстовые задачи. Именно текстовые задачи экологического содержания дают возможность рассказать детям о состоянии природы, о том, как нужно ее беречь, чтобы не навредить ей, о представителях царств живой природы и среде их местообитания. Решая их из класса в класс, можно повысить уровень экологической культуры у учащихся начальной школы [3].
При анализе программ по математике УМК «Школа России» и «Школа ХХI века», а также при изучении практики работы школы, можно проследить современное состояние изучаемой проблемы. В действующих учебниках по математике для начальной школы содержатся некоторые экологические сведения. Однако, использование этих сведений не имеет системности, четкого целеполагания и полноты. Как правило, экологические сведения подаются фрагментарно и чаще всего учитель не акцентирует на этом внимание детей.
Как показал наш анализ, в учебниках «Математика» М. И. Моро содержится меньше задач, которые можно использовать для экологического воспитания учащихся на уроках математики. Поэтому учителю необходимо самому искать или составлять задачи. Что касается учебников «Математика» автора В. Н. Рудницкой, то на начальных этапах экологических задач мало, а начиная с 3 класса они начинают появляться. Но в любом случае все задачи необходимо сопровождать соответствующими беседами, чтобы дети оценивали масштабы экологических проблем.
Анализ методической литературы позволяет говорить о том, что экологическое образование детей является актуальной задачей. Но, тем не менее, в практике работы учителей экологические сведения используются достаточно редко. В связи с этим, нашу исследовательскую работу мы посвятили изучению вопроса возможности и эффективности экологического воспитания при решении задач на уроках математики в начальных классах. Работа была начата в 2016 году, закончена в 2018 (2,5 года). Базой исследования была МБОУЯСШ № 4. Для проведения исследования был взят 1 класс (на протяжении всего исследования он переходил во 2й и 3й). Эксперимент состоял из нескольких частей.
На протяжении первого этапа исследования нами было проведено анкетирование учащихся, с целью диагностики первичных экологических знаний у обучающихся. Анкета состояла из 10 вопросов, где необходимо было кратко ответить на них. Каждый вопрос оценивался от 0 до 2 баллов, в зависимости от полноты ответа.
Ниже приведена диаграмма с первичными результатами:
Количество баллов за ответы по классу от 10 до 13 (максимально можно было набрать 20, если за каждый вопрос по 2 балла), что говорит о том, что большинство учащихся имеют представление лишь о незначительных аспектах той или иной экологической проблемы.
Нами был разработан ряд задач и бесед к ним, направленных на обогащение экологических представлений учащихся по вопросам, приведенным в анкете. На каждом уроке математики уделялось по 3–5 минут на решение одной из таких задач. Всего было проведено 10 таких фрагментов урока. Ниже приведены примеры задач и бесед к ним:
Задача 7
За лето в Смоленской области хищники разорили 43 гнезда. Сколько птенцов погибло. Если известно, что в среднем в каждом гнезде было по 4 птенца?
Беседа:
Ребята почему нельзя подходить близко к птичьим гнездам?
Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо.
Задача 8
После празднования Дня города из парка вывезли в первый год 236 кг мусора, во второй год на 126 кг мусора больше, чем в первый, а в третий год в 2 раза мусора меньше чем в первый и второй год. Сколько кг мусора вывезли из парка за 3 года?
Беседа:
Ребята, почему нельзя оставлять мусор в лесах, парках, лугах и др.?
Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора. Никогда не выбрасывай мусор в водоемы. Это одно из самых простых и в то же время самых важных правил. Мусор, оставляемый людьми буквально повсюду, обезображивает лицо природы. Выбрасывая мусор в водоемы ли даже просто оставляя его на берегу, откуда он потом легко попадает в воду, мы можем принести несчастья другим людям.
В ходе бесед было выявлено, что учащиеся очень мало знают об экологических проблемах.
На следующем этапе эксперимента началась работа по составлению сборника математических задач «Экология и мы». Работа над сборником велась в несколько шагов. Сначала был произведен сбор информации. Класс был поделен на три группы. Учащимся давалось задание на 3 недели — в энциклопедических справочниках найти ту или иную информацию.
Например:
Задание первой группе: найти, прочитать, а также выписать на отдельном листочке информацию о редких растениях России.
Задание второй группе: найти, прочитать, а также выписать на отдельном листочке информацию о редких животных России.
Задание третьей группе: найти, прочитать, а также выписать на отдельном листочке информацию о наиболее опасных экологических проблемах России.
Листочки с выполненными заданиями складывались в специально отведенный для этого ящик. Работа над сбором информации шла 1, 5 месяца. Далее мы преступили к составлению и оформлению сборника задач. Некоторые задачи учащиеся сами придумали, а некоторые совместно с учителем. Ниже приведен фрагмент сборника:
Красная Книга России и Смоленской области
А) Растения
В реке обитало 15 лотосов. После засушливого лета река частично высохла и в ней выжило 3 лотоса. Сколько лотосов погибло?
Б) Животные
В первый день каникул Миша вместе с папой ловили рыбу на р. Днепр и поймали 3 усача. Во второй день они поймали еще 3 усача. Сколько рыб они поймали за 2 дня?
Растения и животные
Каштан очищает городской воздух от выхлопных газов. В Москве растет 10 тысяч каштанов, а в Смоленске в 5 раз больше. Сколько каштанов растет в Смоленске?
Вода
В квартире подтекает водопроводный кран. За 6 мин набегает полный стакан воды. Сколько воды вытекает из неисправного крана за 1 ч, если в 1 л 5 стаканов воды? А сколько воды вытекает за сутки?
Почва
Саше 9 лет, а его брату 6 лет. Находясь в лесу, они оставили там пластмассовые упаковки из-под сахара. Пластмассовые изделия разлагаются в течение 20 лет. Сколько лет будет Саше и сколько его младшему брату, когда оставленный мусор разложится?
Загрязнение шумом
Силу шума можно измерить прибором, называемым фонометром. Единица громкости — это децибел. Шум выше 90 децибел является вредным для здоровья. Если работающий сверлильный станок производит шум 98 децибел, то на сколько это превышает допустимую границу громкости? Приятно ли находиться в таком шуме?
ООПТ
В 1984 г. в нашей стране было 143 заповедника. За последние 10 лет создано еще 50 новых заповедников. Сколько заповедников стало в нашей стране?
В работе над составлением задач дети проявили любознательность, трудолюбие. Они были увлечены работой, предлагая все больше интересных задач.
Следующий шаг эксперимента — проведение беседы «Экологические проблемы России и Смоленской области». Ее целью было, выявить сформировалось ли у детей представление об экологических проблемах России и нашей области, что нового учащиеся узнали о них и о способах их предотвращения.
Результаты беседы показали, что в ходе целенаправленной работы над сборником математических задач, дети получили много знаний о состоянии экологии в России и Смоленщины, узнали о редких видах растений и животных. А также сами научились придумывать задачи с экологической и воспитательной направленностью.
После проведение данной работы учащимся вновь было предложено ответить на вопросы той же анкеты. Результаты повторно проведенной анкеты отражены на диаграмме:
Количество баллов за ответы по классу от 16 до 20 (максимально можно было набрать 20, если за каждый вопрос по 2 балла), что говорит о том, что после проведения целенаправленной работы по экологическому воспитанию при решении математических задач у учащихся значительно вырос уровень экологических представлений, уровень осознанности и понимания причинно-следственных связей в отношении природы и человека, а также компонентов природы между собой.
Сравнивая первичные результаты измерения уровня развития экологической культуры у детей младшего школьного возраста с результатами в контрольном этапе эксперимента (вторичные результаты), нами было отмечено, что уровень знаний в отношении экологии у учащихся значительно повысился.
Таким образом, проведенный нами эксперимент показал, что повышение уровня экологической образованности учащихся при решении математических задач возможно.
Литература:
- Актуальные проблемы методики математики в начальных классах/ Под. ред. М. М. Моро, А. М. Пышкало — Москва: Педагогика, — 1977 г.
- Белошистая А. В., Методика обучения математики в начальной школе.- М.: Владос, — 2005 г.
- Занков Л. В., Решение текстовых математических задач // Начальная школа — 2003, № 5. С. 13–14