В данной статье рассматриваются стадии примирительных процедур в конфликте.
Ключевые слова: конфликт, медиация, медиатор.
Современная школа — открытая динамическая площадка, сложная многоуровневая система, взаимосвязанная сотней невидимых связей. Каждый участник образовательного процесса каждый день вступает в различные коммуникации, по-разному выстраивая данные взаимоотношения. Результатом таким отношений могут быть и конфликты.
Конфликт — наиболее острый способ развития и завершение значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия. [1]. Мы сами ежедневно становимся и свидетелями, и участниками конфликтов: огрызания прохожих, ссоры в транспорте, в очереди в магазинах, не уступают на дорогах и водители. Наши дети постепенно привыкают к тому, что потасовка — единственный выход из сложившейся ситуации, а в жизни, у людей, как и животных, все решает закон выживания.
Разрешать конфликты, выяснять отношения не кулаками, не оскорблениями, а мирным способом, путем переговоров — вот истинное искусство! Но, к сожалению, не каждый взрослый владеет данными умениями. Для того, чтоб обучать детей разрешению конфликтов, в России в школах организуются службы примирения. С 1 января 2011 года в российской Федерации вступил в силу Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)» (№ 193 — ФЗ).
Медиация — переговоры, с участием третьей нейтральной стороны, которая заинтересована лишь в том, чтоб спор решился максимально эффективно для конфликтующих сторон. Медиатор — третья сторона, участвующая в процессе медиации, посредник между конфликтующими сторонами, который облегчает процесс общения между сторонами; понимание позиций и интересов; фокусирует стороны на их интересах и ищет продуктивное решение проблемы, предоставляя возможность сторонам прийти к своему собственному соглашению. Специалист службы примирения, не занимая ничью сторону в споре, помогает обидчику осознать причины своего поступка. [3].
Если говорить о медиации как о технологии, то очень важно обозначить четыре ключевых принципа ее реализации:
1) Первый принцип — нейтральность (независимость) медиатора. Медиатор (посредник) не решает, кто прав, а кто виноват. Он не заинтересован в каком-то конкретном решении, не принимает ни чью из сторон конфликта. Более того, он не принимает решения за стороны, он лишь стимулирует участников беседы к поиску оптимальных вариантов разрешения конфликтной ситуации. Задача медиатора — грамотно организовать пространство для эффективных переговоров.
2) Второй принцип– добровольность. Стороны добровольно принимают участие в процедуре медиации. Все участники переговоров (в том числе медиатор) могут выйти из процесса медиации в любой момент. Технология предполагает, что всё происходит только с согласия сторон.
Стоит отметить, что чаще всего к медиатору (третье стороне) обращается одна из сторон конфликта, задача медиатора — помочь выявить мотивы второй стороны и прийти к взаимному компромиссу.
3) Третий принцип — конфиденциальность. Медиатор не имеет права разглашать информацию, полученную в ходе медиации, без согласия сторон. Сами стороны, в свою очередь, могут распоряжаться полученной в процессе медиации информацией так, как они пожелают.
4) Четвертый принцип медиации — равноправие. Каждый из участников имеет равное право высказываться, принимать участие в разработке, обсуждении и принятии конечного решения. Медиатор уделяет каждой стороне равное количество времени и внимания.
Если соблюдать все принципы и чётко следовать логике в ходе медиации, то можно достичь договоренности, устраивающую каждую из сторон.
Процедура восстановительной медиации имеет определенную структуру, состоит из последовательных этапов, каждый из которых связан с остальными определенной цепочкой.
Этап 1 — начало процесса, проведение предварительной беседы с каждым участником конфликта по отдельности, создание благоприятной атмосферы в разговоре, оценка эмоциональной составляющей в данном конфликте, выяснение сути претензий.
Этап 2 — проведение повторной беседы с каждым их участников конфликта отдельно, с целью сбора и анализа информации, необходимой для медиатора, выявление интересов и побудительных причин поступков конфликтующих сторон, подготовка ко встрече конфликтующих сторон.
Этап 3 — проведение совместной беседы с участниками конфликта, налаживание взаимодействия между конфликтующими сторонами, установление атмосферы взаимопонимания, выслушивание точек зрения каждой из сторон, обдумывание вариантов решения проблемы.
Кокус — беседа с каждой стороной поочередно в индивидуальном порядке. Цель кокуса — подготовить участников конфликта к дальнейшим конструктивным переговорам.
Этап 4 — завершение процесса, проведение примирительной финальной встречи, заключение примирительного (мирового) соглашения (письменного или устного). Данное соглашение — еще одна возможность подвести итоги беседы и закрепить взаимные договоренности.
В школе заключение письменного примирительного договора может быть осуществлено для предоставления результатов встречи на педсовете, или на совете профилактики, где он может служить основанием для смягчения последствий обидчика [4; с.48].
В медиации все участники конфликта могут услышать другую сторону, чтоб понять, какие мотивы и претензии имеются. По продолжительности, медиация, в отличии от других примирительных процедур, может занимать гораздо больше времени, т. к. сторонам нужно гораздо больше времени для рассмотрения целого спектра вопросов и выработки единого решения.
Использование медиации в школе позволяет взрослым разрешать свои конфликты и конфликты детей более конструктивно, а детям учиться, выступая медиаторами в разрешении своих собственных конфликтов и конфликтах своих сверстников. Данная практика воспитывает чувство ответственности за принятие собственных решений. Участие в медиациях школьников, таким образом, делает их более самостоятельными и приспособленными к окружающей действительности, где качество договоренности начинает цениться все выше; школьники начинают ценить и уважать, прислушиваться к мнениям своего окружения.
Литература:
- Анцупов А. Я. Конфликтология: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. — 4-е изд. — М.: Эксмо, 2009.
- Федеральный закон Российской Федерации «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)». От 27 июля 2010 г. № 193 — ФЗ.
- Донских И. Г. Убедить. Призвать. Добиться своего / И. Г. Донских. — Спб.: Речь, 2011.
- Школьная служба восстановительной медиации. Система подготовки медиаторов. 5–9 кл.: практические занятия, тренинговые задания. / О. А. Уварова. — Волгоград: Учитель. — 123с.