Встатье рассматриваются вопросы организации проектной деятельности младших школьников, их этапы и способы реализации.
Ключевые слова: проект, проектная деятельность.
Проектная деятельность младших школьников представляет собой деятельность, в процессе которой обучающиеся приобретают опыт жизнедеятельности по средствам планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов. Используя проектную деятельность, педагог может реализовывать ряд педагогических принципов при взаимодействии ребенка с окружающим миром: мотивацию, сотрудничество детей и взрослых, самодеятельность, с учетом возрастным и индивидуальных особенностей, осуществлять деятельностный подход, отражать субъективную позицию ребенка в педагогическом процессе [1].
В современном русском языке словом «проект» (от латинского projectus «выдающийся вперед») называют, во-первых, совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых, это может быть предварительный текст какого-либо документа, и третье значение, имеющее непосредственное отношение к предмету нашего исследования, — какой-либо замысел или план [2].
Непременным условием организации такой деятельности является наличие заранее сформированных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, создание плана, и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности). Младшие школьники совместно с руководителем проекта должны четко прорабатывать и оговаривать все этапы проектной деятельности.
Выполнение проекта предусматривает ряд последовательных этапов:
‒ выбор темы проекта;
‒ выдвижение первоначальных идей, целей;
‒ выбор лучшей идеи;
‒ планирование проектной деятельности;
‒ подготовка продукта деятельности;
‒ оценка и самооценка проекта;
‒ презентация проекта. [3].
Проектную деятельность условно можно разделить на проектную деятельность и проектно- исследовательскую деятельность. Результатом проектной деятельности младших школьников в конечном счёте является создание продукта деятельности (поделка, рисунок, проект, плакат, и т. д.). В исследовательской же деятельности — конечной целью является исследование какой-либо проблемы или темы.
Темы детских проектных работ, лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Проектные работы могут осуществляться по русскому языку и литературе (в виде создания книг и загадок, написание авторских сказок); по математике (создание ребусов, кроссвордов, шарад, компьютерных (математических) программ; по окружающему миру: генеалогическое древо семьи, проведение элементарных опытов; изучения государственных праздников; по ИЗО и технологии — создание панно, создание поздравительной открытки, росписи открыток и деревянных изделий.
Метод проектов используется не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня, после окончания занятий, и организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) в таких формах, как компьютерные занятия, экскурсии, студии, кружки, олимпиады, интеллектуальные марафоны, соревнования и т. д.
Изучив теоретическую базу по вопросам проектной деятельности, хотелось бы поделиться опытом проведения проектной деятельности (во внеурочное время). Проекты были реализованы на базе ГБОУ «Школа № 1392 им. Д. В. Рябинкина» в рамках реализации программы по внеурочной деятельности «Учусь создавать проект», «Волшебная кисточка».
Два года подряд создавался и реализовывался проект, связанный с биографией семьи, и изучением личности в истории России.
Используя интегрированный подход, имея бросовый материал под рукой мы решили исследовать экологическую проблему: «Как вторично использовать пластиковые бутылки?». На уроках окружающего мира мы изучали теоретические аспекты по данной проблеме, во внеурочное время занимались изобретение поделок из пластиковых бутылок.
И вот что у нас получилось:
В рамках художественно-эстетического воспитания, решили с детьми изучить ранее нам неизвестный вид росписи: Пермагорскую роспись. Обучающиеся воодушевились: им была интересна не только история Пермогорской росписи, но и сам процесс росписи. Им предстояло попробовать себя в качестве художников по дереву, изучить технику, цвета, завитки, узоры. Не менее интересным стала и защита проектов.
Анализ уроков, проводимых в начальной школе, и программ внеурочной деятельности показал, что проектная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Вместе с тем организация проектной деятельности осуществляется стихийно, отсутствует единый подход, четко не определены этапы проекта, критерии оценки проектной деятельности учащихся.
Литература:
- Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: Инюр, 1996. — 113 с.
- Щуркова, Н. Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие / Н. Е. Щуркова. — СПб.: Питер, 2005. — 366 с.
- Якушева С. Д. Проектная деятельность учащихся начальной школы (справочный материал для родителей) // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. Часть II. — Новосибирск: СибАК, 2011.